Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках математики
Валикова Ольга Николаевна,
учитель математики ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
В связи с лавинообразными потоками информации во всех областях знаний и потребностью современного общества в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека, перед образованием встаёт задача формирования поколения детей, которые способны самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых проблем. Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к решению конкретных задач. Деятельность, бросающая вызов любознательности, заставляющая быть изобретательным, вызывающая напряжение ума и радость победы, пробуждает вкус к умственной работе.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Её можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Целью данной работы является рассмотрение различных средств и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- Отстаивать своё мнение;
- Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- Ставить вопросы своим товарищам;
- Оценивать ответы и письменные работы своих товарищей;
- Объяснять более слабым учащимся материал;
- Самостоятельно выбирать посильное задание;
- Находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
- Создавать ситуации самопроверки
- Решать познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения (метод ключевых задач).
В результате такой деятельности ребёнок учится задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, формировать собственное мнение и аргументировать свою позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
В процессе обучения математики используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Таким образом можно выделить несколько приёмов активизации познавательной деятельности учащегося на уроке математики:
- Метод проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуации. Для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своём или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной деятельности.
- Метод алгоритмизированного обучения. Для построения алгоритма решения той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональные способы решения. Рациональными способами решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
- Метод самостоятельной работы. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала, самостоятельно составить план -конспект с выполнением установки: минимум текста- максимум информации. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, работа со справочниками. Научно-популярной литературой помогает формированию у учащегося образно- предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей. Для закрепления навыка может быть предложено задание пересказать своё сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь.
- Метод ключевых задач. Данный метод заключается в решении более сложной задачи с использованием решений нескольких более простых базовых (ключевых) задач.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс. Тем продуктивнее его результат.
Таким образом учащиеся на уроке математики учатся: задавать вопросы и отвечать на них, принимать решения, выслушивать и анализировать ответы одноклассников, контролировать и оценивать свою работу.