Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ноосферное образование как основа формирования экологического мышления нового поколения

Кузьмина С.А., к.п.н.,
Тружинковская М.Л.,
Щенникова А.В.

Главные противоречия современного мирового развития, по мнению многих ученых, заключаются в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации многих государств и быстро истощающимися возможностями Земли. Эволюция взаимоотношений людей и с окружающей средой постепенно привела человечество к кризису, как результату развития таких отношений на протяжении многих эпох. Глобальный экологический кризис – это отражение глубинного кризиса культуры, который охватил всю сферу взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Таким образом, возникла экологическая опасность – состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу, государству, мировому сообществу в целом и окружающей природной среде возникшее в результате антропогенных и природных воздействий на неё.

Мир и Россия встали перед выбором стратегии своего развития в современную эпоху. Учеными предлагаются разные стратегии развития, призванные комплексно решать проблему социально-экологического кризиса. Для реализации новой стратегии в этом направлении требуется изменить сознание населения, а основным механизмом его реализации выступает образование, благодаря которому нужно и можно быстро сформировать у современных жителей планеты новые человеческие качества, поскольку от внутреннего мира каждого отдельного человека зависят взаимоотношения человеческого общества и природы. Главной целью образования должно стать воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей.

В третьем тысячелетии заметно выросли поиски концепции нового образования на основе синтеза космического, биосферного и антропосферного начал жизни. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментами для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты - ноосферы. Всемерное использование жизненно важных инноваций в сфере образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России  в XXI веке.

Целью ноосферного образования является формирование гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим  и образным  мышлением. Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному образованию.

Поиск ценностных ориентаций в контексте кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается переоценкой прежних образовательных традиций, приемов и методик в преподавании естественнонаучных дисциплин, изучение которых является основополагающим в формировании экологического мышления и мировоззрения учащихся. Современная школа готовит человека, не умеющего вписать себя в сложный окружающий мир. Выпускники школ руководствуются стереотипным, нединамичным мышлением и не способны вести диалог с быстро меняющимся миром.

Концепция ноосферного образования – это система научно-теоретических, гносеологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода. В настоящее время этот этап широко развивается как альтернативное движение в образовании, задачей которого является переориентация производства и других отраслей экономики страны на ноосферную технологию, методику и практику. Формирование космического мировоззрения, создание в обществе системы ноосферного мышления, новых ценностей будет способствовать формированию таких структур образования, производства, потребления, которые нацелены на воспитание человека будущего, способного осознавать ценность природы, понимать взаимосвязь человека и окружающей среды, активно участвовать в природоохранной деятельности.

Главное противоречие современной системы образования – провозглашение высоких гуманных целей и невозможность эффективно действовать в направлении движения к цели из-за отсутствия принципиальных установок. Главным и достаточным принципом образования при этом должна являться природосообразность или биоадекватность, составными частями которых являются экологизация, системность, гармонизация и гуманизация образования, личностно-ориентированный подход.

Биоадекватная методология преподавания как учение о структуре, внутренней организации, методах и средствах деятельности в педагогике строится на принципе системного видения образования, являющее единства мира и построенное в соответствии с едиными законами Вселенной.

Важная роль принадлежит учебным пособиям. К учебникам нового поколения относятся биологически адекватные учебники. Эти учебники организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Образ играет роль знака, указывающего на то, что бытие продолжается в познании. Знак отсылается к сознательному освоению аналогии. Сама структура символа должна быть направлена на то, чтобы через личное восприятие перейти к общекультурному пониманию, дать через каждое частное явление целостный образ мира. Структура биоадекватного учебника должна иметь четко выраженные части: образ изучаемого явления, пояснение к образу, упражнение на закрепление, творческие задания по изучаемому явлению. Языковые учебники методически отработаны и зарекомендовали себя на практике. Сложной представляется ситуация с учебниками по экологии, химии, биологии, техническим дисциплинам. Дело в том, что сложной является сама программа по этим предметам. Меняющийся взгляд на мир, применение новых технологий несут быстрые перемены в представлениях о самих основах естественных наук.

Миссия педагога в ноосферном образовании – формирование целостного мышления ученика на основе космического мировоззрении как базового инструмента в педагогике. От скорости и качества осознания этого акта  зависит скорость и направление выхода из сложной сложившейся ситуации в образовании и в обществе в целом. Основополагающим аспектом при этом является экологизация образования как инновационный принцип целостного мышления. Общая задача формирования экологического мировоззрения, как природосообразного и поэтому гармонизирующего отношения человека с окружающим миром, повлечет и сопутствующую ей задачу биоадекватного самовоспитания личности. Экологичность мышления (приросообразность) во многом способствует устойчивости, адаптации личности к постоянно меняющимся условиям жизни. Стремление сохранять, оберегать природу, приумножать ее богатства и красоту могут появиться лишь у человека, ощущающего подобную заботу о себе. Наряду с «экологией тела» (сохранение и приумножение здоровья), «экологией действия» (охраны окружающей среды), «экология духа» является ключевым звеном экологизации мышления личности.

Ноосферное образование может сыграть ключевую роль в технологических преобразованиях экономики. Все расширяющееся применение биотехнологий, средств электроники, информационных процессов и других системных технологий требует сегодня радикальных изменений не только в стиле мышления, в методах преподавания, так и в структуре научных исследований. Технологический прорыв в образовании в XXI веке неизбежен, именно поэтому сегодня на первый план в образовании выходят проблемы создания и использования образовательных технологий, основанных на экологизации и эффективном использовании главного стратегического ресурса человечества – космического мировоззрения и целостного мышления, что является основной формирования экологической культуры нового поколения.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»