Ноосферное образование как основа формирования экологического мышления нового поколения
Кузьмина С.А., к.п.н.,
Тружинковская М.Л.,
Щенникова А.В.
Главные противоречия современного мирового развития, по мнению многих ученых, заключаются в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации многих государств и быстро истощающимися возможностями Земли. Эволюция взаимоотношений людей и с окружающей средой постепенно привела человечество к кризису, как результату развития таких отношений на протяжении многих эпох. Глобальный экологический кризис – это отражение глубинного кризиса культуры, который охватил всю сферу взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Таким образом, возникла экологическая опасность – состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу, государству, мировому сообществу в целом и окружающей природной среде возникшее в результате антропогенных и природных воздействий на неё.
Мир и Россия встали перед выбором стратегии своего развития в современную эпоху. Учеными предлагаются разные стратегии развития, призванные комплексно решать проблему социально-экологического кризиса. Для реализации новой стратегии в этом направлении требуется изменить сознание населения, а основным механизмом его реализации выступает образование, благодаря которому нужно и можно быстро сформировать у современных жителей планеты новые человеческие качества, поскольку от внутреннего мира каждого отдельного человека зависят взаимоотношения человеческого общества и природы. Главной целью образования должно стать воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей.
В третьем тысячелетии заметно выросли поиски концепции нового образования на основе синтеза космического, биосферного и антропосферного начал жизни. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментами для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты - ноосферы. Всемерное использование жизненно важных инноваций в сфере образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России в XXI веке.
Целью ноосферного образования является формирование гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим и образным мышлением. Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному образованию.
Поиск ценностных ориентаций в контексте кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается переоценкой прежних образовательных традиций, приемов и методик в преподавании естественнонаучных дисциплин, изучение которых является основополагающим в формировании экологического мышления и мировоззрения учащихся. Современная школа готовит человека, не умеющего вписать себя в сложный окружающий мир. Выпускники школ руководствуются стереотипным, нединамичным мышлением и не способны вести диалог с быстро меняющимся миром.
Концепция ноосферного образования – это система научно-теоретических, гносеологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода. В настоящее время этот этап широко развивается как альтернативное движение в образовании, задачей которого является переориентация производства и других отраслей экономики страны на ноосферную технологию, методику и практику. Формирование космического мировоззрения, создание в обществе системы ноосферного мышления, новых ценностей будет способствовать формированию таких структур образования, производства, потребления, которые нацелены на воспитание человека будущего, способного осознавать ценность природы, понимать взаимосвязь человека и окружающей среды, активно участвовать в природоохранной деятельности.
Главное противоречие современной системы образования – провозглашение высоких гуманных целей и невозможность эффективно действовать в направлении движения к цели из-за отсутствия принципиальных установок. Главным и достаточным принципом образования при этом должна являться природосообразность или биоадекватность, составными частями которых являются экологизация, системность, гармонизация и гуманизация образования, личностно-ориентированный подход.
Биоадекватная методология преподавания как учение о структуре, внутренней организации, методах и средствах деятельности в педагогике строится на принципе системного видения образования, являющее единства мира и построенное в соответствии с едиными законами Вселенной.
Важная роль принадлежит учебным пособиям. К учебникам нового поколения относятся биологически адекватные учебники. Эти учебники организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Образ играет роль знака, указывающего на то, что бытие продолжается в познании. Знак отсылается к сознательному освоению аналогии. Сама структура символа должна быть направлена на то, чтобы через личное восприятие перейти к общекультурному пониманию, дать через каждое частное явление целостный образ мира. Структура биоадекватного учебника должна иметь четко выраженные части: образ изучаемого явления, пояснение к образу, упражнение на закрепление, творческие задания по изучаемому явлению. Языковые учебники методически отработаны и зарекомендовали себя на практике. Сложной представляется ситуация с учебниками по экологии, химии, биологии, техническим дисциплинам. Дело в том, что сложной является сама программа по этим предметам. Меняющийся взгляд на мир, применение новых технологий несут быстрые перемены в представлениях о самих основах естественных наук.
Миссия педагога в ноосферном образовании – формирование целостного мышления ученика на основе космического мировоззрении как базового инструмента в педагогике. От скорости и качества осознания этого акта зависит скорость и направление выхода из сложной сложившейся ситуации в образовании и в обществе в целом. Основополагающим аспектом при этом является экологизация образования как инновационный принцип целостного мышления. Общая задача формирования экологического мировоззрения, как природосообразного и поэтому гармонизирующего отношения человека с окружающим миром, повлечет и сопутствующую ей задачу биоадекватного самовоспитания личности. Экологичность мышления (приросообразность) во многом способствует устойчивости, адаптации личности к постоянно меняющимся условиям жизни. Стремление сохранять, оберегать природу, приумножать ее богатства и красоту могут появиться лишь у человека, ощущающего подобную заботу о себе. Наряду с «экологией тела» (сохранение и приумножение здоровья), «экологией действия» (охраны окружающей среды), «экология духа» является ключевым звеном экологизации мышления личности.
Ноосферное образование может сыграть ключевую роль в технологических преобразованиях экономики. Все расширяющееся применение биотехнологий, средств электроники, информационных процессов и других системных технологий требует сегодня радикальных изменений не только в стиле мышления, в методах преподавания, так и в структуре научных исследований. Технологический прорыв в образовании в XXI веке неизбежен, именно поэтому сегодня на первый план в образовании выходят проблемы создания и использования образовательных технологий, основанных на экологизации и эффективном использовании главного стратегического ресурса человечества – космического мировоззрения и целостного мышления, что является основной формирования экологической культуры нового поколения.