Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Опыт проведения различных мероприятий

по медиабезопасности в школе

Лебедева Людмила Геннадиевна,
учитель информатики ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петребурга

«Если не можешь пресечь безобразие, возглавь его!»
Народная мудрость

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов, говоря о необходимости проведения работы по медиабезопасности, подчеркнул,  что детьми легко манипулировать в Интернете, поскольку они не могут анализировать информацию на достоверность в необходимом объёме. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать.

Всем давно стало ясно, запрещай не запрещай, а все равно дети найдут лазейку, чтобы войти в Интернет и поискать там ответы на свои многочисленные вопросы! Чем старше становится ребенок, тем сложнее уследить за тем, какую информацию он извлек из сети.

По данным статистики, уже с младших классов значительная часть детской аудитории путешествует по сети самостоятельно. А к подростковому возрасту родительский контроль почти отсутствует. Таким образом, вопрос стоит не о запретах, а об обучении детей правилам пользования Интернетом.

В Интернете существует множество сайтов, посвящённых детской безопасности в сети, адресованных как учителям, так и родителям. Такие крупные компании, как, например, Касперский (Антивирусная Школа (http://av-school.ru/) Антивирусная школа от  Касперского), Microsoft (http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#), Panda (http://www.detionline.ru/) имеют на своих сайтах обучающие материалы для родителей. Существуют и целые ресурсы по детской безопасности в сети, например сайт Дети в рунете (http://www.detivrunete.ru), специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет  Безопасный Интернет (http://www.saferinternet.ru/).

Даже при наличии огромного количества материалов по контролю за детьми в Интрнете, родители далеко не всегда этот контроль осуществляют. Одна из задач классных руководителей обращать внимание на родительских собраниях на это, и даже обучать их пользоваться возможностями родительского контроля.

Сейчас повсеместно и взрослые, и дети увлечены он-лайн играми. Онлайн-игры играют значительную роль в жизни современных детей и подростков. Взрослые не всегда обращают внимание на то, насколько вредны те или иные игры. И если попросить назвать игры, запрещённые для детей, маловероятно, что кто-то такие назовёт. Компьютерные игры все больше поглощают нервную систему и жизнь детей. Эксперты выделили худшие, а главное –запрещенные компьютерные игры для детей. Это такие игры, как Dead Space (Мертвый Космос)Naughty Bear, Mortal Kombat, Mafia II, Call of Duty: Black Ops,  Kane and Lynch 2: Dog Days,  Medal of Honor (Медаль за отвагу), Castlevania: Lords of Shadow,  Assassin's Creed: Brotherhood, Fallout: New Vegas,  Dead Rising. И это лишь  некоторые из запрещенных игр для детей из перечня, который постоянно пополняется.

Кроме того, в мире существует множество различных методов оценки контента видео- и компьютерных игр. Наиболее распространенной является рейтинговая система  PEGI.  Разработана  Европейской федерацией интерактивного программного обеспечения, существующая с 2003 года. Поддерживается Европейской Комиссией, хотя и не находится под управлением Евросоюза (www.pegi.info).

Рейтинг состоит из двух частей - оценки возрастных ограничений для продукта, а также от одного до семи описаний содержимого, которые предупреждают о ненормативной лексике, насилии и т.п.

 

Информация о рейтинге игр (с указанием видов вредного контента и возрастной классификации) печатается на упаковке игры, содержится в ее рекламе и указывается на сайте игры. Возрастная категория и краткие описания присутствуют на упаковке продукта в виде логотипов.

Ну и, конечно, же мы, учителя информатики, работаем с учениками непосредственно и имеем возможность рассказать и показать ребятам опасности сети и научить обходить их. На первом уроке всегда проходит инструктаж по правилам поведения в компьютерном классе, при работе за компьютером. Несколько последних лет обязательный элемент вводного урока – разговор о медиабезопасности. В итоге беседы можно предложить тест:

ТЕСТ ПО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ

Как могут распространяться вирусы?

1. По электронной почте

2. При просмотре сайтов в Интернете

3. Через клавиатуру

4. Их могут распространять только преступники

 

На экране компьютера отображается непонятное сообщение. Какое действие предпринять?

1. Продолжить, будто ничего не произошло

2. Нажать кнопку ОК или Да

3. Обратиться за советом к родителю или учителю

4. Больше никогда не пользоваться Интернетом

 

Что нужно делать при получении подозрительного письма электронной почты?

1. Удалить его, не открывая

2. Открыть его и выяснить, содержится ли в нем важная информация

3. Открыть вложение, если оно имеется в сообщении

4. Отправить его родителям

 

Можно ли, не опасаясь последствий, сообщать в Интернете свой номер телефона или домашний адрес?

1. Конечно можно

2. Только когда тебя кто-то специально попросит

3. Когда собеседник просит об этом в чате или аське

4. Такую информацию не следует сообщать незнакомым людям

 

Ты случайно прочитал пароль который твой друг записал на листе бумаги. Как ты должен поступить?

1. Запомнить его

2. Постараться забыть

3. Сообщить другу, что ты прочитал(а) пароль, и посоветовать ему(ей) сменить пароль и никогда больше не записывать пароли

4. Сообщить пароль родителям

 

Что запрещено в Интернете?

1. Запугивание других пользователей

2. Поиск информации

3. Игры

4. Оскорбление других пользователей

5. Общение с друзьями

 

Говоря о медиабезопасности с ребятам помладше, я показываю ролик о видах интрнет-мошеннечества, который выпустила компания yuotube (http://www.youtube.com/watch?v=i3ari42l4ac).  Поговорить с детьми о разных сторонах зависимости от компьютера можно на основе, например мультфильма «Смешарики Телеграф». По сюжету мультфильма, у Смешариков новое увлечение: общаться с помощью телеграфа. Они перестали ходить друг к другу в гости, сидят по домам и совсем не общаются в живую.

С ребятами более старшего возраста можно обсудит книгу А. В. Жвалевского и  Е. Пастернак «Время всегда хорошее». По сюжету книги – поменялись местами девочка из будущего, живущая в эпоху полной компьютеризации, и мальчик из 1980 года, который вообще не знает, что такое компьютер. Во время обсуждения книги можно поднять много вопросов, связанных с проблемами использования компьютера.

В рамках дней безопасности в школах проводятся различные мероприятия по медиабезопасности, посвящённые  этикету общения в чатах, форумах и электронной почте; компьютерной зависимости;  разбор ситуаций в семьях и их отношении к компьютеру. У нас в лицее разработаны памятки для родителей, учеников по безопасному интернету, интернет-этикету.

В старших классах можно провести меропрятие «Интернет — это угроза или помощь», в котором класс делится на две команды.  Одна команда защищает Интернет, другая, наоборот, аргументированно доказывает, что Интернет – это вред.

Старшеклассникам  можно предложить тест на Интрнет-зависимость, пройдя который они смогут оценить степень собственной зависимости от сети. В интернете много различных тестов, вот, к примеру, можно использовать такой:

ТЕСТ на интернет-зависимость

Пройдите этот тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале:

Никогда или крайне редко-1 балл.

Иногда — 2 балла.

Регулярно — 3 балла.

Часто — 4 балла.

Всегда — 5 баллов.

Часто ли вы:

1. Замечаете, что проводите в on-line больше времени, чем планировали?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в on-line ?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проведенного вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9.Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?

10. Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об интернете?

11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?

12. Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в on-line?

16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?

17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в on-line?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?

19. Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?

20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в on-line ?

Подсчитайте результаты. 20-49 баллов. Вы — мудрый пользователь интернетом. Можете путешествовать в сети очень долго, потому что умеете контролировать себя. 50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь. 80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам нужна срочная помощь психотерапевта.

На классном часе, посвящённом медиабезопасности, я предлагаю рассмотреть и обсудить различные ситуации отношения к компьютеру и к сети в разных семьях. Ребята самостоятельно анализируют эти ситуации и делают выводы, как правило, правильные. Пример ситуаций есть в методической разработке Интеллектуальная игра-путешествие «Безопасный Интернет» «Октябрьской СОШ». Вот пример одной из ситуаций из этой разработки: «Александру, по его словам, родители ничего не рассказывали, так как и компьютер, и интернет у него уже давно. Он самостоятельно овладел культурой пользования всемирной паутиной. Родители Александра знают, что он общается в интернете только с теми, кого знает лично. Такую информацию, как телефон, домашний адрес, не пишет — это опасно. Правильно ли делают родители Александра, не объясняя ему о влиянии сети?».

Важно также и обсуждение ситуаций, в которые попадают дети постоянно, находясь в сети, например, «Жила-была девочка Маша. У нее было очень много друзей, как реальных, так и в сети Интернет. Как обычно, придя после школы, Маша зашла на свою страничку «В контакте» и увидела следующее сообщение:

- Привет! Меня зовут Петя. Хочешь сегодня покататься со мной на машине?

1. Как правильно поступить в этой ситуации?

2. Что может произойти с Машей, если она пойдет гулять с Петей?».

Анализируя ситуации и отвечая на эти вопросы самостоятельно, дети лучше усваивают правила, чем учитель будет их просто повторять. Таким образом, компьютерное воспитание делает Интернет для детей другом, в силах взрослых им помочь.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»