Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Новые поведенческие аспекты учеников
в альтернативных школах в конце
XXвека в России

 

Нечаева Анна Евгеньевна,
учитель ГБОУ СОШ №134
имени Сергея Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх того, иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, и у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу – корню всякого зла.

 Г. Гегель [3]

Изменения политического строя и реформы государственного устройства в России в конце XXвека вызвали существенные изменения и в образовательной системе страны. Мировой опыт показывает, что быстро и эффективно переделать систему образования нельзя. Необходима продолжительная и кропотливая работа, позитивные плоды которой пожнут, видимо, не сами реформаторы. История эволюционирования общественного сознания показывает, что его обновление не происходит искусственно, не может быть заимствовано у других народов, его нельзя реанимировать из прошлого. Формирование обновленных ключевых точек зрения происходит под воздействием критического осмысления процессов изменения современного бытия, накопленного мирового и отечественного опыта эволюционирования общественной мысли [2, с. 271].

Начало целенаправленной образовательной политики в обновленной России можно отнести к 1991-92 годам, когда был принят закон «Об образовании», начали воплощаться в жизнь такие принципы, как гуманизация и гуманитаризация образования, его вариативность и многообразие, регионализация управления.  Летом 1992 г. был подготовлен пакет реформ в сфере экономики образования, однако реализован он не был.

Изменения в системе российского образования обозначились еще в середине 90-х годов. Было устранено однообразие школы. Появились государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения. Общеобразовательную школу стали называть образовательным учреждением и различать начальную школу, основную школу и среднюю школу. Продолжительность обучения – 10-12 лет с правом каждого на девятилетнее обучение, на окончание основной школы. Кроме общеобразовательной школы появились гимназии и лицеи. В ряде мест возникли образовательные комплексы, в которые вошли дошкольные образовательные учреждения (детские ясли, детский сад, прогимназия или малый лицей), начальная и основная школа, и либо гимназия, либо лицей.

М.Г. Казакина характеризует Российские альтернативные школы в конце XXвека как организации, в большинстве своем не преследовавшие и не поддерживающие основных образовательных принципов – обучения и воспитания,- а порой и отрицающих. Стало «модным» внедрять в сознание учеников возможность хождения по классу во время урока, громких высказываний, агрессивного поведения в отношении других учеников и учителя, опоздания на уроки, не выполнения требований педагогов, неотъемлемо сопровождающих образовательный процесс, таких как выполнение «классных» и «домашних» заданий в тетрадях. Это поведение классифицировалось как проявление «вновь завоеванной «свободы» российским народом. Требования же учителей по соблюдению определённых рамок (даже относительно начала и конца урока), которые помогли бы детям проявлять образовательные инициативы, характеризовались администрацией как стремление превратить школу в казарму, вернуть «гнусные порядки старой школы». К началу XXIвека, когда страна получила несколько выпусков учеников без выработанных навыков соблюдения общественных норм и правил, которые свой накопленный опыт отечественного образования стали передавать следующему поколению, стал очевиден отрицательный эффект такого воспитания. Многие родители осознали, что даже «свободное» образование и воспитание должно содержать в своей основе и выработку навыка соблюдения общественных норм и правил, следствием чего детей стали переводить из таких альтернативных школ обратно в традиционные – общеобразовательные или спецшколы (языковые, физико-математические, химические и др.). Подобная тенденция стала проявлением заботы родителей о качестве образования, формировании их адаптационных способностей в обществе, о более высоком уровне развития детей в целом [1, с. 292].

 

Литература

1.    Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. – 768 с., с илл.

2.    Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. ХІХ – начало ХХ века.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.- 271 с.

3.    URL: http://deeplyrics.ru/citaty-ob-obrazovanii/4 (дата обращения 18.05.2014)

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»