Использование основ нейролингвистического программирования в педагогике. Просто о сложном
Шульгина Виктория Викторовна,
воспитатель ГПД ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Слова и магия были вначале одним и тем же, и даже сегодня слова во многом сохраняют свою магическую силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в бездну отчаяния; словами учитель передает свои знания ученикам; словами оратор увлекает слушателей и формирует их суждения и решения. Слова вызывают эмоции и вообще являются универсальным средством воздействия людей друг на друга.
Зигмунд Фрейд
Когда предлагают воспользоваться достижения нейролингвистического программирования, основной мотивировкой чаще всего выступает возможность достигать педагогических целей наикратчайшим образом при использовании минимальных действий со стороны педагога. Так ли это? И что собой представляет НЛП само по себе, какова его практическая сторона непосредственно в границах образовательного учреждения и семьи?
Сам термин «нейролингвистическое программирование» правильнее всего было бы расшифровать как « воздействие на мозг, психику человека с помощью продуктивно подобранных слов и словесных конструкций», когда цель достигается непроизвольно, исходя только из особенностей психологии человека, заложенных в него самой природой, с минимальным вкраплением, сформированных чуть позже, социальных законов. То есть, утверждая, что «природа» в человеке первична, а социум – вторичен. Такая трактовка исходит прежде всего с перевода самого термина [фр. neuro… < греч. neuron нерв и от лат. lingua — язык]. Иными словами, это программирование «мозга» посредством языка, слова.
Не секрет, что главным оружием педагога в воспитании остается общение с учеником, подкрепленное, конечно, личным примером. И общение это должно доставлять радость обеим сторонам, принося плоды самым простым и эффективным способом – взаимообогащением двух индивидуумов, один из которых – ребенок.
Как происходит внутри нас процесс мышления? Какова мотивация наших поступков? Что помогает формировать личность ребенка? И что внутри него работает еще не так, как хотелось бы? На все эти вопросы нейролингвистическое программирование дает вполне конкретные ответы. Позволяет корректировать процессы, происходящие в подкорке сознания личности с еще не полностью сформированными логическими цепочками.
Иногда говорят, что НЛП – это инструкция по эксплуатации мозга. Действительно, наш мозг – это своего рода компьютер, сложный прибор, а значит, существует и определенный алгоритм его работы.
Современная психология делит все мыслительные процессы на сознательные и бессознательные. То есть, некоторые действия мы выполняем осознанно, а другие – автоматически. Более того, машинально мы выполняем куда больше действия, чем казалось бы и хотелось, и чем принято думать. Какая-то часть работы нами берется на себя, какая-то поручается «автопилоту».
Сознательное мышление подчиняет себе глобальные задачи и контроль за ними. Но «мощность» бессознательного мышления, его объемы - куда больше. Вспоминается сороконожка, которая не смогла сделать ни шагу, когда ее спросили о технике передвижения. Нейролингвистика может научить сороконожку двигаться в несколько раз быстрее, объяснив, что значит «ходить в ногу». Нейролингвистическое программирование накопило огромное количество приемов и методик, работающих эффективно, а часто и просто эффектно. И благодаря именно этому получило широкое распространение по всему миру.
Почему с детьми надо общаться больше? В чем смысл нашего общения? И почему мы всегда ищем этот самый смысл? Почему пытаемся сделать общение осмысленным, получить результат, реакцию на свои слова. Собственно, смысл общение всегда сводится к получению определенной реакции: как информационной, так и эмоциональной.
Человека интересует отклик на его слова и поступки. Для ребенка это важно вдвойне! Мало кто будет совершать поступок «в пустоту», не ожидая изменений для себя или окружающих. Никто не хочет и говорить, если не получает понимания, осмысления, одобрения. Наше общение – это ожидание ответной реакции. Если наши действия не достигают результатов, мы меняет действия. Если результатов не вызывают слова, надо менять слова!
Можно до хрипоты объяснять ребенку, что все наши слова и поступки имеют благие намерения. Но реакции-то мы ждем от него! Если из наших слов он берет совсем другой смысл, значит, слова подобраны неправильно и их надо менять!
Самое интересное, что «общаясь» с техникой или электроникой, например, мы интуитивно поступаем именно так: не стучим топором по телевизору или компьютеру, чтобы они включились. Наш удар не может означать нужной нам команды, чтобы мы в этот момент не думали! И главное, мы не обвиняем технику, что она нас неправильно понимает. Хотя, конечно, можно и обвинить, можно даже разбить, но что толку? Необходимой реакции мы все равно не получим, разве что придется самим же прибор чинить… В случае с «неразумной» природой мы автоматически понимаем, что смысл общения в получении нужного результата.
А общаясь с ребенком? Мы хотим, чтобы он понимал нас с полуслова! Даже если наши требования этого «полуслова» не содержат и вовсе! Почему взрослые часто кричат на детей? Хотят, чтобы они выросли более воспитанными? Парадокс, не правда ли?
Так вот, нейролингвистическое программирование доказывает, объясняя, что добиться результата от ребенка куда проще, чем от механического собрата!
В основе любого слова, любого требования лежит позитивное намерение. Но сколько самых ужасных, самых разрушительных дел совершались с этими самыми благими намерениями. НЛП разделило действие и его намерение. Смысл теории НЛП свелся к тому, чтобы сохраняя позитивное намерение, можно было бы менять поведение. Расширяя границы поведенческой гибкости, мы можем не только добиваться результатов, но и контролировать ситуацию.
С помощью слова мы передаём наибольшую часть информации ребенку. Какими словами мы пользуемся? Что такое слова вообще?
Наша речь – красочная палитра художника. Чем больше красок, тем ярче и красивее мир, в который мы ведем ребенка за руку. Мы создаем у него видение окружающего мира. Чем богаче наша речь, тем разнообразнее и щедрее реальность. Но слово – это магия, почти волшебство. Значит, пользоваться им надо осторожно, соблюдая определенную «технику безопасности». То, что мы произносим, формирует мир вокруг нас, определяет события.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались, какими словами вы пользуетесь? Как и когда их употребляете. Цветок вянет без воды, но завянет он еще быстрее от воды зараженной вредными веществами. А ребенок - не тот же цветок? Если мы будем молчать - вырастим маленького Маугли, употребляя «не те» слова, можем превратить его в еще более страшного «зверя».
Каждому взрослому следует провести инвентаризацию своего словаря, тем самым облегчив жизнь своему ребенку и не только ему.
Зачем говорить «ты должен», это не оставляет выбора, ограничивая свободу. Скажите «ты сможешь», и ребенок свернет горы.
Не говорите детям «я не могу», скажите «у меня не получилось».
Если сказали «тебе следует», хотя бы аргументируйте…
Чтобы облегчить ребенку понимание, говорите всегда утвердительно. Частица «не» в природе отсутствует, её придумал человек, поэтому мозг ребенка её и не воспринимает. Это всё равно, если дать четвероногому другу команду «не гулять» - и пес сразу бросится к дверям.
Несмотря на то, что многие люди знают об этом свойстве мозга, каждый раз приходится переубеждать, приводя уже более «взрослые» примеры.
Если вы вдруг сказали ребенку, что нельзя употреблять какие-то отдельные слова и что с ним еще рано говорить на эти темы, считайте, что вы только что закрепили употребление именно этих слов. Почему? Какому ребенку не хочется почувствовать себя взрослым – в этом всё дело. Психика работает таким образом, что нельзя запрещать смотреть в правый верхний угол листа или не думать о красной обезьяне – эффект будет обратным. И дело вовсе не в чувстве противоречия, просто так устроен наш мозг!
Слова имеют способность управлять нашим вниманием. Если на прилавке лежит одинаковый товар, но на одном табличка «не дорого», а на другом «дешево», то и гадать не надо, что выберет покупатель...
Если в школьной столовой повесить объявление «занавесками не вытираться», то и десяток сушильных аппаратов не спасут шторы от мокроты… Частица «не» автоматически убирается мозгом, оставляя лишь призыв к определенному действию.
В случае, когда какая-то просьба содержит "не", эта самая "не" забывается и выполняется остальная часть пожелания. Скорее всего, пожелание "не забудь ежедневно делать зарядку» преобразуется в совершенно обратное (можете проверить сами - уберите "не"). Если хотите, чтобы ваши просьбы исполнялись, формируйте их без "не" - «делай по утрам зарядку».
Ребенку гораздо легче "сидеть смирно", чем "не ерзать",
проще "улыбнуться", чем "не хмуриться",
"успокоиться", вместо "не беситься".
Это становится еще более актуально, если вы «даете команду» не для действия сейчас, а на «чуть позже», когда производиться оно будет, скорее всего, «на автомате».
Есть только один, но самый верный способ быть в глазах ребенка авторитетом и проводником: интересуйтесь его достижениями, увлечениями. Поинтересуйтесь его точкой зрения на то или иное событие, факт, поступок. Старайтесь в разговоре больше говорить о нем самом, но только не перегните палку, ведь вы тоже личность. А с личностью всегда приятнее иметь дело.
Да, ребенку нравится, если
- его прощают, даже когда он не совсем прав;
- его уважают;
- он чувствует, что не всегда должен быть в наилучшей форме;
- его мнение ценят;
- ему доверяют ( он говорит правду);
- он чувствует, что вам с ним приятно;
- он не должен надевать маску и вести себя формально;
- его выслушивают;
- с ним советуются по важным вопросам;
- вам важно, что с ним происходит всегда, а не только тогда, когда у вас есть на это настроение.
Это не просто «волшебные принципы» нейролингвистического программирования: всё, что мы узнаем в этой жизни нового, нам давно известно. Будем считать, что мы об этом просто иногда забываем.
И запомните, достижение цели в воспитании ребенка зависит всегда только от вас.