Формирование экологической грамотности как фактор формирования безопасности современного человека
Кузьмина С.А., к.п.н.,
Тружинковская М.Л.,
Щенникова А.В.
В современном мире обострились противоречия, которые ставят под угрозу возможность дальнейшего сосуществования человека и природы. В XXI век мир вступил в условиях экологического кризиса, который является не результатом какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития, а результатом глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Особенно это касается кризиса культуры экологической.
Условно экологическую культуру можно представить в виде компонентов: экологических знаний и умений: естественнонаучных, социогуманитарных, технических и др; экологического мышления (способность установления причинно-следственных связей во взаимодействии человека с природой); экологического сознания, развивающегося на основе экологического императива; экологически оправданное поведение и деятельность (переход экознаний в повседневную норму поступка); экологического мировоззрения
(о всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости, процессуальности, холистического отношения к миру и др.);
Формирование экологической культуры общества возможно только в том случае, если человек придет к действительно экологической деятельности через осознание экологических проблем и их последствий для него самого и человечества в целом.
В настоящее время углубление экологического кризиса в России происходит на фоне бездействия системы экологического воспитания, образования и просвещения. Экологическая неграмотность населения совместно с экологической некомпетентностью лиц, принимающих ответственные решения, может привести к серьёзной экологической катастрофе с необратимыми последствиями. В связи с этим ключевую роль в формировании экологической культуры общества играет и экологическое сознание.
Экологическое сознание вырастает на основе экологической образованности, то есть логической переработки знаний и превращение их в убеждения (именно убеждения обуславливают ценностные ориентации и установки людей, их сознательное, ответственное отношение к природе). Однако повышение уровня экологической образованности не ведет автоматически к высокому уровню экологической сознательности, поскольку позитивный настрой от приобретенных знаний может нивелироваться негативными качествами личности: пассивностью, равнодушием, слабоволием, безответственностью - поэтому судить об уровне экологического сознания человека можно только выяснив степень развития таких черт как чувство ответственности за сохранение природы, озабоченность состоянием окружающей среды, нравственное отношение к природе.
Знания о явлениях и процессах, происходящих в окружающей природной среде в той или иной мере присутствовали на всех стадиях развития общества и в различных культурах. Можно даже сказать, что эти знания являются определяющими в эволюции человека. Это связанно с тем, что человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно обращается к природе для того, чтобы удовлетворить свои потребности: как материальные, так и духовные.
Понятие «грамотности» в современной педагогике, несмотря на его широкое использование, не имеет общепризнанной четкой трактовки. «Грамотность можно рассматривать как системную способность человека выполнять несложные предметные действия. При этом грамотность может быть общей и специальной. Общая грамотность традиционно отражает способности человека к чтению, счету, письму. Специальная грамотность заключается в сформированных способностях к выполнению несложных предметных действий в специальных сферах» . Примером специальной может быть техническая грамотность, под которой некоторые исследователи понимают «формирование у учащихся знаний, умений, навыков, позволяющих им свободно ориентироваться в различных видах технической документации: чертежах, схемах и др., самостоятельно разрабатывать или модернизировать имеющиеся конструкции, искать пути рационального использования конструкционных материалов, ориентироваться в возможных заменах материалов и деталей, не ухудшая качества разрабатываемой конструкции» .
Одним из современных направлений в разработке понятия «грамотность» является понятие «функциональной грамотности»
«В содержание функциональной грамотности в образовательной области «Природа» входит экологическая грамотность (знания, понимание и соблюдение правил экологического поведения); в образовательной области «Общество»: экологическая и экономическая грамотность» «Важнейшей составной частью функциональной грамотности в глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на выживание человека в современных условиях