Роль чтения художественной литературы
на занятиях в группе продленного дня
Степанова Марина Владимировна,
воспитатель ГПД ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Литература играет важную роль в жизни человека. Как искусство слова она влияет на формирование в ребенке нравственных принципов , обогащает внутренний мир, развивает воображение, фантазию. Очень важно научить читать учащегося начальных классов и привить ему этот навык на раннем этапе обучения. Это даст возможность свободной ориентации в потоке информации , которую необходимо освоить маленькому человеку в условиях обучения в формате ФГОСов. Программа по чтению такова , что делать это во время уроков практически невозможно, так как количество часов значительно сокращено, поэтому занятия в группе продленного дня будут большим подспорьем в этом. Книги , выбираемые для чтения и занятий, должны соответствовать возрасту и интересам воспитанников. Учитель, предлагая их, попытается увлечь ребенка и научить разбираться в том, что прочитано.
Интересной книгой может быть книга С. Прокофьевой « Приключения желтого чемоданчика». Возможно после прочтения книги посмотреть фильм и поговорить о тех проблемах малышей , которые у них существуют , но говорить о которых они бояться и не могут.
Первый этап – чтение книги поочередно вслух. Читать могут как сами учащиеся , так и учитель. Чтение учителем дает пример выразительного чтения, а чтение учащимися способствует улучшению техники чтения самих учащихся.
Второй этап – беседа о рочитанном.
Круг вопросов.
- Понравилась ли вам книга? Что именно понравилось? Расскажите.
- О ком книга рассказывает? (о детях, которые бояться )
- Что рассказывет о них книга ? (сказочная повесть рассказывает, как они избавились от своих страхов и что делает человека сильным).
- Какую роль в ходе событий играет добрый доктор? Какие лекарства у него есть и смог ли он их использовать? Почему книга о детях называется «Приключения Желтого чемоданчика»? Чему учит эта книга? (смелости, дружбе, ответственности, уважению, чувству юмора)
- Как вы думаете, какие слова являются самыми важными в книге? («Сама жизнь делает человека смелым»)
- Что именно сделало мальчика смелым? (необходимость и чувство ответственности)
- Что же рассмешило девочку ?( отважная собачонка, повисшая на шее у льва)
«Огромный лев спрыгнул с ящика и, трусливо поджав хвост, с висячей на шее собачонкой бросился бежать вдоль арены.» Смех девочки был счастливый и неуверенный.
- Что говорит доктор о роли драки в жизни мальчика?
Работа в группах. Посовещайтесь и решите , как можно продолжить список причин , по которым можно драться справедливо.
А какие причины назвал сам доктор? (защита девочек, малышей , борьба с хулиганами…)
Третий этап. Нарисуйте иллюстрации к книге. Какие моменты в ней вы бы для этого выбрали?
Четвертый этап. Просмотр фильма.
Вывод: на занятиях ребята овладевают навыком техники чтения , учатся внимательнее относиться к прочитанному, пытаются осознать новые понятия : ответственность, отвага, уважение к тем , кто рядом.
Читая книгу, они переживают вместе с героями, участвуют в действии, учатся доброму отношению друг к другу.