Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа над проектом

Тепло родного очага

Александрова Диана Николаевна

1 этап - введение

• Выбор учебной темы проекта согласно учебной программе предмета ОРКСЭ и  ФГОС.

УРОК  по  теме: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности

ПРЕМЕТНЫЕ

  • Раскрыть понятия «род»,  «семья», «родословная»;
  • познакомить с терминами ближайшего родства; научить их различать
  • представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.

МЕТАПРЕМЕТНЫЕ

  • Развивать речь, внимание, мышление, память;
  • формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
  • способствовать формированию  понимания значимости семейного  воспитания для становления личности;
  • способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  • формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
  • пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.

Ресурсы:

Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики материал карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными,  прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

2. Актуализация знаний.

Кто загадку отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна…    (Семья!)

Что может быть её дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

3. Постановка проблемы и выдвижение гипотез.

- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)

Учитель задает детям вопросы:

  • Как понимаете значение слова «Семья»?
  • Что такое, по-вашему, род?
  • Какое количество человек может входить в семью? род?

Ответы детей-гипотезы учитель фиксирует на доске

Сообщение темы и цели урока

На доске написана тема урока «Род  и  семья – исток нравственных отношений».

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека.

IV. Проверка гипотез.

1. Осознание понятий «род», «семья», «фамилия», «родословная»

Учитель просит прочитать первый абзац учебника на странице 38. На основе прочитанного и высказанного детьми ранее учитель предлагает сформулировать своими словами определение понятий «род», «семья».

Учитель: На уроке нам встретится ещё одно понятие. Оно тесно связано с понятиями «род», «семья». Предлагаю поиграть в слова, чтобы отгадать его.

Методические рекомендации: Игра строится на основе стихотворения А. Кушнера «Игра». Учитель читает первое четверостишие сам, затем читает только два первых слова, а третье должны назвать дети. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы дети интонационно выделяли образованные ими фамилии, что и подведет их к новому понятию.

Учитель: Как называются слова, которые вы проговаривали? Что обозначает слово фамилия? Слово «фамилия» латинского происхождения. В русском языке – наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени.

Методические рекомендации: Эту информацию может дать учитель,  могут сформулировать сами дети, можно прочитать по словарю, или воспользоваться электронными ресурсами.

Учитель: Послушайте, как образовались некоторые фамилии. Подготовленный заранее ученик читает стихотворение М. Яснова «Я придумываю фамилии»

Задание для самых любопытных (всегда найдется ученик, который захочет выполнить дополнительное задание или особое задание, которое дают не всем): Узнать, как образовалась фамилия вашей семьи.

2. Знакомство с генеалогическим древом и особенностями семьи

Учитель: Мы говорили, сколько человек может входить в семью? Как связаны между собой эти люди? Интересно ли вам узнать, кем были предки вашей семьи? Это хорошо видно на схемах (рисунках), которые называются «генеалогическое древо».

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:

Семья - это группа  живущих вместе близких родственников.

- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.

Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

5. Групповая работа

1 гр. Объясните смысл пословиц

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

Свято храни честь своей семьи;

Жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

2 гр.

- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье?

(помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)

3 гр. Продолжите предложение

- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та ….

(где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.)

4 гр. Составьте высказывания.

Любовь,  к,  основа,  родителям,  добродетелей, всех

(Цицерон)

______________________________________________________

Нет,  святее,  и,  любви,  бескорыстнее,  ничего,  матери

(В.Г. Белинский)

___________________________________________________

6. Физкультминутка.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

7. Поиск решения проблемы

- Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый и второй абзацы.

-  Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка. В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

В далеком прошлом люди жили родами. Они помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь  в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии. Рассмотрите на стр. 39 родословную А. С. Пушкина, родовой герб Багратионов.

8. Установление родственных связей.

Работа в рабочей тетради стр. 4, задание 3.

Укажи последовательность родственных связей в семье

- Какие названия родственников вы знаете?

- Некоторые названия уже не употребляются в наше время, вот послушайте некоторые из них:

•          Братаниха - жена двоюродного брата.

•          Дедич - прямой наследник по деду.

•          Мать посажённая - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

•          Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

•          Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

•          Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

7. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Работа по карточке:

Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.

 

Прабабушка

Прадедушка

Бабушка

Дедушка

Дядя

Тетя

Двоюродный брат

Двоюродная сестра

 

Папин брат

Сын твоей тети

Мама твоего дедушки

Дедушка твоего отца

Мамин папа

Дочь твоего дяди

Мамина сестра

Мама твоей мамы

 

Проверка по слайду.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

-  Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом  с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.

Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, поясняющие, что значит для автора семья.

- А что значит для вас семья?

8. Домашнее задание.

- Что такое родословная?

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная  Пушкина»

Составьте вместе с родителями свою родословную (задание 4, стр.5 рабочей тетради).

*Придумайте и изобразите герб  своей семьи. Попытайтесь дома узнать, как появилась ваша фамилия.

9. Рефлексия. (Звучит музыка в исполнении  «Инь-Ян» «Гимн семьи»)

-Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:

Род и семья- исток нравственных отношений.

-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Зачем человеку семья?

- Какие заповеди семьи запомнили?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?

Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются ромашки.) Нарисуйте в середине ромашки смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.

 

 

 

 

 

• Формулировка основополагающего вопроса проекта. ( Постановка проблемы)

Почему домашний очаг-источник нравственных ценностей?

• Постановка цели, учебных задач и планирование будущей деятельности учащихся.

Цель проекта: познакомить детей с историей семьи в интересной, доступной форме донести ценность домашнего очага. В ходе работы над проектом у учащихся развиваются исследовательские навыки, умение работать с информацией с использованием современных технических средств, аналитические способности, критическое мышление.

2 этап - подготовительный

• Разработка буклета для родителей «Проектная деятельность младших школьников».

• Разработка дидактического материала для сопровождения проекта.

• Создание памяток и схем  для учащихся, инструкций, заданий для родителей.

• Проведение консультаций для родителей и учащихся.

• Вводная беседа, с целью выявления потребностей и интересов учащихся, знаний по теме. Анкетирование.

• Распределение обязанностей между учащимися (создание  групп): оформители, декораторы, поисковики, рекламщики,…

• Определение цели, продукта, методов исследования и представления результата

• Обсуждение: плана, правил  и требований к работе,  критерии оценки, рекомендуемые источники дополнительной  информации

Требования:

1.         Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

2.         Размещать  наиболее важные сведения.

3.         Краткость изложения информации.

4.         Достоверность информации.

5.         Лаконичность текста.

6.         Завершенность.

7.         Доступность текста.

8.         Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.

9.         Объем информации.

10.       Наличие иллюстраций по теме.

 

3- основной

• Поиск путей решения

• Проведение и организация исследовательской  работы в группах

• Просмотр  фильма о семье.

• Заполнение портфолио (классного и ученического).

Родословное дерево

 

Гербы семей из детских портфолио                               Страницы портфолио класса

 

• Сетевое взаимодействие  по реализации проекта «Учитель-ученик-родитель».

• Для развития самостоятельности и взаимодействия в ходе проектной деятельности дети проектируют дома, предлагают разработки печи, шьют костюмы, готовят меню, рисуют плакаты, ставят сценки и танцы, составляют ребусы.

Некоторые из них представляю:

 

 

Р=Т

ЗАБОТА

 

правда

 

• Происходит промежуточная коррекция внедрения проекта. Самооценка  деятельности учащихся.

• Сетевое взаимодействие по созданию совместного продукта проектной деятельности.

 

4- заключительный

Подведение итогов работы. Рефлексия.

• Проведение праздника-конкурса  по проблеме проекта, где участвует  и группа родителей

• Взаимооценка  работ ( оценивают группы).

Группа ценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал группы,  продолжительность выступления, качество отчета, мотивирует учащихся. Особое мнение группы родитлей.

Учитель наблюдает, направляет процесс.

• Награждение участников проекта  дипломами 1 и 2 степени и номинацией « Особое родительское мнение», а затем всех блюдами традиционной русской кухни.

Участие в районном конкурсе

«Свобода. Творчество. Фантазия».

ПРАЗДНИК-КОНКУРС

«ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»

Возраст: 3-4 класс

Место проведения: класс или актовый зал

Ход мероприятия:

Добрый день дорогие ребята, уважаемые родители и гости. Прежде чем начать наш классный час, хочу всех поприветствовать, передать частичку своего позитивного настроения. Очень хочется, чтобы каждый из Вас хоть что-то унёс с собой. Пусть наша работа будет плодотворной, и  спустя час скажем дружно: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Танец: «Аист на крыше»

Ведущий 1:

Что за птицы здесь метались?

И символом чего они являлись? (ответы детей)

Аист считался символом благочестия и сыновней почтительности, новой жизни, счастья.

Ведущий 2:

Давайте же построим дом!

Пусть будет всем уютно в нем

Ведь наша тема так мила:

«Тепло родного очага»

Учитель: Объясните значение каждого слова темы.

Тепло - называется нагретое состояние воздуха, помещения, предмета.

Родной - дорогой, милый сердцу. Ласковое обращение.

Очаг-

•          Устройство для разведения и поддерживания огня поддерживать огонь в очаге.

•          Место, откуда что – нибудь  распространяется ( очаг  пожара, очаг войны, очаг инфекции)

•          Домашний ( семейный очаг) – родной дом, семья.

Ведущий 2. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага.

Ведущий 1.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким  законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Работа по группам:

Домостроители (подписывали на брёвнах бумажного домика, что необходимо для счастливого дома)

Чтобы было тепло, чтобы нас не тревожили  ветер, дождь, непогода, нужны теплые стены, крыша и прочный - прочный фундамент.

Ведущий 1: Так, давайте, построим  фундамент, стены. А сможете вы выстроить их прочными, если разгадаете ребусы.

Команда «Строители»  (разгадывают ребусы)

А чтоб другие не скучали

Задания мы тоже им раздали.

Ведущие:

В этом нам тепло дому

Не приготовить ли еду?

А на чём готовить будем?

Команда «Печники»

Даша:  Ясно на чём, на печи. У нас и предложение составилось. «Печь нам как мать родная», — говорили в старину.

Если в доме нет печи

Не испечь и калачи

Коль сложил печник нам печь

Пироги спешу испечь

Вспомните историю. В далекие времена в семьях наших бабушек и прабабушек - очагом являлась печь.

Что дает она человеку? (Ответы детей)

В каких сказках встречается? (Ответы детей)

Какие традиции связаны с ней? (новая семья брала к своему очагу угли из старого родительского дома). Печка-…..

В русской традиционной кухне выпекается преимущественно так называемый кислый хлеб, то есть с добавлением закваски. Русские – большие мастера печь пироги.

«Не красна изба углами, красна пирогами», - гласит пословица.

К традиционным блюдам русской кухни относят:  блиночки, куличи и пасху, караваи, кисели, варенья и соленья, каша, щи, квас, чай .

«Щи да каша – пища наша».

Команда «Гостеприимные хозяева»

Ведущий: Команда сервировала стол.

Сластей много на столе

Ждём гостей: оделись все

Одежда на Руси

Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в жизни  русского крестьянина либо  завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному  этапу. К праздникам, конечно же готовились. Для начала, одевались. Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. По количеству сундуков и  нарядов судили о богатстве хозяев дома.

Ткани, из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать.

Каждая губерния России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Она была широкой, украшалась и обязательно подвязывалась кушаком.

В южно-русском женском костюме самой главной деталью была понева. Она одевалась поверх рубахи, далее шел передник и завершал костюм, головной убор.     Главной частью северорусского женского костюма  был сарафан из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Украшали сарафаны вышивкой,  различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.

Основными частями мужской одежды являются рубаха и порты(штаны).

Порты были темных расцветок, их заправляли в  сапоги,  обертывали онучами,  а поверх надевали лапти. Онучи - кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.

Кушак, или пояс - обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. Они выполняли много разных функций-служили показателем благосостояния своего владельца.

Хватит наряжаться, пора гостей встречать

Ешьте русскую еду

Я вам блинов ещё спеку

Блинчик сладенький манит

На печи чаёк кипит.

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается,

Бабушки, дед, папа с мамой  и я,

Мы называется вместе семья.

Ведущие:

- Какую цифру обронили аисты в танце? (Цифру семь).

-Как вы думаете, почему? (В слове «семья» есть число 7).

-Число 7 – необычное, это магическое число:

7 - правящих платен

7 - цветов радуги

7 - чудес света

7 - нот гаммы

7 – основных членов семьи

Назовите всех членов семьи.(2 бабушки, 2 дедушки, мама, папа, ребёнок)

Как порой тяжело расставаться с членами семьи. И здесь мы, порою, учимся ждать.

Песня  «Как родная меня мать..»

Иногда учимся помнить или верить в чудо.

Ведущий 2.

Всё начинается с семьи.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

Да, и окно  с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Команда «Распределители обязанностей в семье».

Чьими стараниями достигается уют и тепло в семьях? Как распределяются обязанности?

А  теперь дадим советы,

Как помочь маме, папе, деду.

Ребята зачитывают распределение  обязанностей.

Чтоб семьи наши не страдали

Мы здесь пословицы собрали

Семья, куча, страшна, туча.

Семья в куче – не страшна туча.

Дети, тягость, радость.

Дети не в тягость, а в радость.

Дом, вести, рукав, трясти.

Дом вести – не рукавом трясти.

Семья, клад, лад, не нужен.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Семья, место, душа, вместе.

Когда семья вместе, так и душа на месте

Представитель команды  «Распределители обязанностей в семье»

Все начинается с семьи.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы –

Всё начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Умение страдать и сложность жизни видеть.

Всё начинается с семьи.

Опять вставать,  идти и ошибаться,

И так всю жизнь и только не сдаваться.

-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. Одни шьют, другие часами могут рассказывать о бабочках и жуках, есть спортивные семьи и … Они нам расскажут о своем увлечении. Слово предоставляется семье...

Команда «Разрешение конфликтов»

Наша команда создавала «Правила техники безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье.

Раньше к дому и семье относились с большим уважением. Семьи на Руси были многодетные и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Мы составляли родословное дерево, и если перевернуть рисунок с ним, то вверху окажется корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.

Чтит - уважает, мирится с недостатками. Как же семье жить без конфликтов?

Мы предлагаем следующее: ( мнения родителей)

Представитель команды «Разрешение конфликтов»

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семенном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Песня «Родительский дом».

Учитель: (Рефлексия):  У каждого из вас в руках  солнышко.

- Символом  чего оно является?

- Давайте подведём итог нашей встрече, а для этого допишем на солнышке фразу:     «Семейный очаг согреет, если …».

Читаются фразы.

Самые яркие дарим гостям и родителям, одно крепим на слайд.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:

1.         pandia.ru›text/77/190/27114.

2.         Ситников, В.А. Год: 1987 Издание: М.: Детская литература

3.         narodko.ru

4.         letopisi.ru›index.php/Русский_народный_костюм

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»