Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Результаты практической работы администрации ЛСИТ по вопросу предоставления жилья сиротам

в редакции федерального закона № 15-ФЗ (с 01.01.2013 г.)

Мудрогеленко Наиля Измайловна

С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа  - в соответствии с федеральным законом № ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в Жилищный Кодекс РФ и статью 8  федерального закона № ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С 01.01.2013 года жилые помещения детям-сиротам предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений – сроком на 5 лет. То есть это промежуточное закрепление жилья сроком на пять лет, после чего эти же  жилые помещения закрепляются  с заключением договора социального найма.

С 01.01.2013 г.:

- установлен отдельный порядок обеспечения детей-сирот, отличный от других льготников.

По личному заявлению ребенка-сироты или его законного представителя соответствующие органы исполнительной власти принимают решение о включении (или отказе во включении) заявителя в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда.

- закреплен на федеральном  уровне единый порядок для субъектов РФ формирования Списка детей-сирот, нуждающихся в жилищном обеспечении

- конкретизированы на федеральном уровне (в Федеральном законе) основания нуждаемости детей-сирот в предоставлении жилья, критерии признания нуждаемости в жилье

-  исключен риск утраты жилого помещения (исключена возможность приватизации и выселения нанимателя из жилого помещения)

-  Федеральный закон № 15-ФЗ  гарантирует государственное сопровождение  нанимателя в течение действия договора найма специализированного жилого помещения

- Федеральный закон № 15-ФЗ с обратной силой распространил действие норм о жилищном обеспечении лиц из числа детей-сирот, независимо от их возраста  - п.9 ст.8 федерального закона  № 159-ФЗ в редакции федерального закона № 15-ФЗ: «Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.».

То есть изменения действительно направлены на улучшение жилищной обеспеченности детей данной социальной категории – сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Администрация лицея теоретически полтора года (с 01.01.2013 года), а практически менее года работает с вопросом жилищного обеспечения детей-сирот по новому порядку.

«Новый порядок»  практически во всех регионах России законодательно на уровне субъектов Российской Федерации был утвержден только осенью 2013 года – спустя более полугода после введения в действие нового законодательства.

Несмотря на то, что вносимые изменения с 01.01.2013 года изменения в Федеральный закон № 159-ФЗ  федеральным законом № 15-ФЗ  были утверждены  29.02.2012 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области) утвердили  Постановления на уровне регионов не ранее августа 2013 года, а именно:

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 596 «О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга» -  20 августа 2013 года.

Этим Постановлением было утверждено Положение о порядке ведения списка    детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного  жилищного фонда Санкт-Петербурга, и обновления сведений, содержащихся в таком списке.

- такое же положение  с предоставлением жилья сиротам утверждено и в Ленинградской области (надо отметить, что в лицее обучается и находится на полном государственном обеспечении значительное количество детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Ленинградской области – соседнего с С-Пб региона): 15 марта 2013 года был утвержден Областной закон № 15-оз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Лен.области в сфере опеки и попечительства» (областные законы № 65-оз и 47-оз) и только 11 июля 2013 года было утверждено Постановление Ленинградской области  № 205 «Об утверждении порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателем по договорам социального найма либо собственниками  которых они  являются».

Областным законом № 65-оз в редакции областного закона № 15-оз был утвержден Порядок формирования Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, только к осени 2013 года появилась возможность реализации нового порядка предоставления жилья сиротам в свете нового законодательства, и только потом – предоставления жилья.

Только с этого момента, с  сентября 2013 года (спустя 8 месяцев после введения в силу нового законодательства в отношении жилья для детей-сирот) началась работа по обеспечению детей-сирот «благоустроенными жилыми помещениями для детей-сирот по договорам найма специализированного жилищного фонда».  Выпускники лицея 2013 и 2014 годов выпуска, имеющие право на получение «благоустроенного жилого помещения» в соответствии с новым законодательством,  на длительное время остались без предоставляемого жилья.

Это относится и к выпускникам лицея из Санкт-Петербурга, и из других регионов (в основном из Ленинградской области). Несмотря на то, что о предполагаемых изменениях было известно заранее. Конечно, можно понять, что ни в одном из субъектов Федерации не было достаточно бюджетных средств для предоставления сиротам  «благоустроенных жилых помещений» – в виде домов или квартир.    Но и «Порядок предоставления» в субъектах Российской федерации был определен со значительным опозданием.

Таким образом, только в сентябре-октябре 2013 года началась работа по введенному с первого января 2013 года законодательству  – по определению учащихся и выпускников 2013 года нуждающихся в жилье для сирот, то есть работа по включению  нуждающихся в жилье сирот в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые должны быть обеспечены жильем по договорам найма специализированных жилых помещений. Предполагалось, что в этот Список автоматически будут включены все  состоящие на учете нуждающихся в жилье сироты, а так как в соответствии с изменениями  круг  подлежащих обеспечению жильем  сирот  значительно расширен, социальные службы образовательных учреждений должны дополнительно подать соответствующие документы (в соответствии с Порядком, определенным к сентябрю 2013 года) в соответствующие органы для включения в Список.

Но все оказалось не так просто. По крайней мере в двух субъектах федерации – в некоторых районах Санкт-Петербурга и практически во всех районах Ленинградской области – необходимо было подать новые заявления от всех нуждающихся в жилье сирот (в том числе и давно состоящих на учете нуждающихся в жилье)  по новой определенной форме, и сделать это надо было незамедлительно и в определенный срок – не раньше даты  утвержденного Постановления администрации региона о новом порядке и не позднее какой-то определенной для данного исполнительного органа (района Санкт-Петербурга или Ленинградской области) даты. В результате не все нуждающиеся в жилье сироты оказались включенными в вышеуказанный Список «на 2014 год», некоторых состоящих на учете нуждающихся жилье сирот не включили в Список даже на 2015 год. То есть большая работа была проведена и длительное время было потрачено на приведение в порядок Списка нуждающихся в обеспечении жильем сирот – с привлечением прокуратуры и уполномоченных по правам ребенка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Вышеизложенное  касается сирот, длительное время состоящих на учете нуждающихся в жилье.

Гораздо сложнее оказалось придти к единому мнению администраций учреждений для детей-сирот и исполнительных органов  в отношении расширенного круга оснований для признания нуждаемости в жилье сирот, и особенно – оснований невозможности проживания в «ранее закрепленных» жилых помещениях.

Ведь новый подход действительно значительно улучшил положение детей-сирот в жилищном вопросе, можно сказать – укрепил их позиции в подходе к данному вопросу. Но, как всегда при переходе к новому – возникают значительные трудности, в том числе и разночтения в интерпретации законов.

Рассмотрим подробнее.

В соответствии с  Федеральным  законом  № 15-ФЗ   статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ (Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение) изложена в новой редакции:

«Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,  а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  которые являются нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя жилого помещения  по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,  в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Даже первое приведенное в ст.8 закона 159-ФЗ основание нуждаемости в жилье - которые  не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений – до сих вызывает протест у  некоторых представителей исполнительных органов, принимающих решение по включению детей в Список. Действительно, в прежнем законодательстве  такого условия не было, и нашему социальному отделу в таких случаях (а это действительно серьезный и нерешаемый по прежнему законодательству случай  – ведь сирота в этом случае в отношении жилья был бесправен – он никто по отношению к жилью – ни собственник, ни наниматель, ни член семьи нанимателя) приходилось «просить и ходатайствовать - «в порядке исключения». И после введения изменений нам пришлось очень долго убеждать Жилищную Комиссию одного из районов города согласиться с нами – мы неоднократно обращались в прокуратуру района и к представителю уполномоченного по правам ребенка – с просьбой помочь – в сущности, принять решение в соответствии с законом.

А второе приведенное в этой статье условие предоставления жилья  детям, «которые являются нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя жилого помещения  по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,  в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным» - разъясняется в этой же статье, пункт 4. Первые три подпункта пункта 4 – достаточно однозначно понимаемы:

1. это проживание в данном жилом помещении лиц, лишенных родительских прав – правда – при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене;

- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний

2.жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают    санитарным и техническим правилам и нормам

3.Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо – менее учетной нормы площади жилого помещения.

Четвертый подпункт

4. Иное установленное законодательством субъекта РФ обстоятельство – различны в разных субъектах РФ.

Но и по первым трем пунктам не всегда сразу удавалось придти к единому мнению.

1. Не всегда возможно получить  требуемое решение суда, по крайней мере принудительный обмен в случае жилья, находящегося в собственности,  вообще невозможен.

2. Каким образом доказывается непригодность к проживанию – органы исполнительной власти считают жилье непригодным для проживания в единственном случае, если имеется акт межведомственной комиссии и заключение о невозможности проживания в соответствии с Постановлением правительства РФ № 47. По крайней мере в пределах города – это вообще невозможно, надо признать многоквартирный дом непригодным для проживания, что нереально. А в некоторых жилых помещениях действительно невозможно жить.

Очень сложно данный вопрос решается и в Ленинградской области – так как в лицее обучается большое количество сирот из Ленинградской области, вопрос невозможности проживания приходится решать социальному отделу лицея. Не удается убедить администрации некоторых районов Ленинградской области к тому, что жилищный вопрос детей их региона – это вопрос Комитета по социальной политике Ленинградской области, органов опеки районов Ленинградской области. Это их дети, они только получают образование в Санкт-Петербурге. В результате социальному отделу лицея в некоторых сложных случаях приходится буквально убеждать отделы опеки и попечительства районных администраций  Ленинградской области признать условия жизни их детей – непригодными для проживания.

3. Кажется самое простое условие, наиболее понятное. Но оно стало краеугольным камнем   для некоторых сирот, одиноко проживающих в неблагоустроенных коммунальных квартирах.  По крайней мере для одного нашего учащегося из числа детей-сирот – проживание в 10-метровой комнате неблагоустроенной коммунальной квартиры в Адмиралтейском районе города – невозможно. Но как это доказать?

4. Иное установленное законом субъекта  РФ обстоятельство.

В разработанных Министерством образования и науки РФ «Рекомендациях по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ» указаны возможные «иные» обстоятельства для признания помещения, где проживает ребенок-сирота, непригодным для проживания, а именно (п.3.2.4 Рекомендаций):

«Такими обстоятельствами могут являться:

проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в коммунальной квартире;

несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности применительно  к условиям соответствующего населенного пункта».

К сожалению, именно эти два  рекомендуемых обстоятельства не вошли в перечень оснований для признания жилого помещения, где проживает сирота, непригодным для проживания. И в Санкт-Петербурге, и в ленинградской области.

Рассмотрим подробнее  изменения в нормативных актах С-Пб и Ленинградской области в части предоставления жилья сиротам.

Закон Санкт-Петербурга № 100-15 (в ред. от 23.04.2013 г.) «О специализированном жилищном фонде С-Пб), постановление  № 596  С-Пб и изменения в областном законе № 65-оз и постановление № 205 Ленинградской области.

Закон С-Пб № 100-15, ст. 5-1 (введена Законом С-Пб № 727-123 от 28.12.2012 г.):  В подпункте 2 пункта 1 ст.5-1 указано, что «жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются …детям-сиротам, которые:

являются нанимателя или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,  если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

б) проживания в таких помещениях лиц:

- не являющихся членами семьи детей-сирот …., имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением

- признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности

- имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности

- больных хронически алкоголизмом или наркоманией.

Таким образом, значительно расширены основания на федеральном уровне для  лиц из числа сирот, имеющих право быть включенными в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями.

Еще раз отметим, что два очень значимых для нашего региона – Санкт-Петербурга – обстоятельства не вошли в перечень этих обстоятельств:

«проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в коммунальной квартире;

несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности применительно  к условиям соответствующего населенного пункта».

Для одного несовершеннолетнего учащегося лицея из числа детей-сирот проживание в неблагоустроенной коммунальной квартире (без ванной и горячей воды) – невозможно! Но на него в этой квартире приходится более учетной нормы общей площади – 16,18  кв.метров, из них – 10,7 кв.м жилой площади. В квартире зарегистрировано 10 человек. Места общего пользования в квартире 30,9 кв.метров, то есть на одного зарегистрированного в квартире приходится 3,09 кв. метров площади. На этих 3 кв.метрах необходимо разместить кухонный стол, стиральную машину, холодильник.  Это невозможно. Но по закону включить в Список сирот, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями,  этого сироту нельзя. Данный пример говорит о том, что изменения в законодательстве в отношении жилья для детей-сирот можно и нужно корректировать. Этот случай требует совместной дальнейшей работы социальных педагогов лицея, отдела по опеке и попечительства и администрации района.

Приведен крайний случай. Но и в других случаях, обстоятельства невозможности проживания которых указаны в нормативных актах субъектов РФ – доказать нуждаемость чрезвычайно трудно.

Администрации некоторых районов Санкт-Петербурга (и, конечно, Ленинградской области), а также  Жилищные комиссии, созданные для решения  вопросов включения детей-сирот в Список нуждающихся в жилье, не могут принять наличие оснований, указанных в новых законах, заслуживающими внимания.

Причина – новое в законодательстве кардинально изменило отношение к вопросу обеспеченности жилье детей-сирот. И в то же время – далеко не все новые нововведения в законы и нормативные акты, однозначно понимаются (и определяются). То есть – требуют доработки.

Рассмотрим «проживание … лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот…, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.»

Но в законе  четко не определено само понятие «членов семьи», для жилищного Кодекса и Семейного Кодекса эти понятия определены по-разному.  И что значит «имеющих право самостоятельного пользования жилым помещением». Тоже трактуется по-разному.

На первый взгляд – это очень правильно и понятно – но добиться включения в Список по этому обстоятельству – по крайней мере на настоящем этапе – практически  невозможно. Вывод – идти доказывать невозможность проживания в суд.

Далее «имеющих или имевших судимость….» на первый взгляд – есть судимые в жилом помещение или осужденные – должно приниматься положительное решение. Нет,  опять приходится неоднократно обращаться в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка.. В результате – некоторые вопросы решаются. А в некоторых – нет, необходимо опять-таки обращаться в суд с иском «О признании невозможности проживания»  – по указанным в законе основаниям.

Далее – проживание в жилом помещении лиц, «больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.» Это вообще очень сложно. Больные наркоманией все-таки обращаются к врачам, встают на учет, но  алкоголики- крайне редко. Доказать хронический алкоголизм –  невозможно. А это очень распространенное явление.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что на законодательном уровне позиции детей-сирот в части предоставления жилья существенно укрепились после введения изменений в части жилищного обеспечения детей-сирот, практически   процесс обеспечения жильем детей-сирот  идет очень трудно. Особенно – в сложных (спорных) случаях.

Самое главное – возрастает количество обращений в суд – о признании права … И суды по-разному решают поставленные вопросы «о признании права включения в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены  благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированный жилых помещений». Во многих случаях – суды первого уровня отказывают в удовлетворении исковых требований, разбирательства продолжаются в судах высшей инстанции.

Еще сложней решается вопрос предоставления  жилья лицам из числа детей-сирот, достигшим 23 лет: новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

В социальный отдел лицея обращаются выпускники лицея различных лет выпуска с просьбой помочь «реализовать свое право на получение жилья». Помочь хотя бы советом.

И еще один вопрос, не затронутый в данной работе: определение места жительства сирот, оставшихся  без попечения родителей и лиц из их числа. Вопрос места жительства сироты, в котором он должен быть (может быть) обеспечен жильем, в новом законодательстве решается иначе, чем до введения изменений, до 01.01.2013 года. В этом случае огромное значение (как, впрочем, и в других сложных, спорных случаях) имеет межведомственное взаимодействие учреждений и органов власти, принимающих участие в жилищной обеспеченности сирот. Межведомственное взаимодействие даже на межрегиональном уровне.

Таким образом, можно сказать, что несмотря на целый ряд важных правовых гарантий, установленных федеральным законом № 15-ФЗ , новый порядок не учел все необходимые моменты и не устранил спорные вопросы, которые и раньше, в рамках прежнего законодательства, разрешались с трудом – с учетом практики Конституционного суда, привлечением прокуратуры, уполномоченных по правах ребенка, бесконечных просьб и ходатайств законных представителей детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

автор Мудрогеленко Н.И.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»