Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Традиции в группе детей, оставшихся
без попечения родителей

Егорова Елена Владимировна,
воспитатель
Санкт-Петербургское государственное
бюджетное стационарное учреждение социального
обслуживания «Центр для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, №31 Московского района»

 

«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к ответственной жизни в свободном обществе». (4)  Ребенок, подросток, оставшийся без должного попечения родителей и близких, становится уязвимым для негативного влияния окружающей  социальной среды. Надо понимать , что потеря родительского попечения это не только смерть родителей, но и «смерть» отношений, при живых родителях. Следует отметить, что подростковый, да и юношеский возраст является сложным «кризисным» этапом развития и характеризуется изменениями в психофизиологическом, психологическом и социально-личностном плане. Именно на этом этапе могут проявляться черты отклоняющегося поведения, в том числе возникать риски развития зависимостей разных видов. Поэтому одной из важных задач , стоящей перед педагогами, воспитателями  учреждений для детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации и для детей, оставшихся без попечения родителей, является разработка эффективных механизмов профилактики девиантного и зависимого  поведения детей, создание условий « максимально приближенных к семейным, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.»(5)  Поэтому очень важна работа с коллективом детей, наполняемость жизни детского  коллективного организма, которая является проводником социальных норм, нравственных основ и культурных пластов. Здесь хочется вспомнить высказывание А.С. Макаренко «“Ничто так не скрепляет коллектив,  как традиции». Недаром, так важным является в обществе поддержка семейных традиций, как  определенного порядка вещей, способа поведения, устоявшегося со временем и повторяющегося с определенной периодичностью раз за разом. Семейные нормы и обычаи в воспитании помогают ребенку в самоопределении, самоутверждении, раскрытии способностей, талантов, проявлении своей индивидуальности. Существование хороших семейных обычаев помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Благодаря традициям формируются и множество других положительных черт, таких как общительность, любовь и понимание, искренность, ответственность, умение прощать, инициативность и т.д.

Поэтому считаю очень важным поддержку  и развитие традиций детского коллектива, особенно детей , оставшихся в трудной жизненной ситуации , как основополагающего фактора в профилактике зависимого и отклоняющегося поведения.

 

Портрет ребенка, оставшегося  без попечения родителей, находящегося в трудной жизненной ситуации очень неоднозначен. « Почти ни у кого из подростков нет нормальной семьи. Каковы бы ни были причины разрушения их семей,…все эти ребята были лишены душевного спокойствия, сознания собственной нужности и значимости, наконец . простой любви и заботы» (2,35) Как пишет Мелвин Роуз «в действительности плохо воспитанные дети не могут самостоятельно разобраться в том ,что хорошо и что плохо, что правильно, а что нет; постепенно они привыкают делать все, что заблагорассудиться.»(2,54) . При этом образовательная модель профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях зависимостей; создание педагогических условий для диагностики, предупреждения,  является очень важной.  Но все же исправление деструктивных стратегий поведения детей; развитие их личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к требованиям среды это область воспитания и взаимопроникновения педагога и подростка, установление  и восстановление мира и доверия к людям и к себе. «Одной из проблем разных групп «то ,что атмосфера в них не только не радует, но даже способствует усилению депрессии; им явно не хватает хорошего внутреннего настроя, подобающего интерьера и культурной деятельности…понятия сугубо материальные, а духовному отводится  второстепенная роль.»(2,116) Вот почему в данном контексте хочется обратиться к опыту общины Пепер Хэроу, их книги М. Роуз « Дом ,где исцеляются души.»

Автор рассказывает о положительном опыте построения  общинной жизни в группе  трудных подростков. Основные принципы общины  это:

  • Дать каждому воспитаннику возможность осознать себя участником обще-групповых процессов.
  • Надо придерживаться  основных потребностей подростка – понимать и чувствовать , что тебя понимают; потребности любить и быть любимым; потребности прощать  и получать прощение; и наконец потребности верить в других и тем самым поддерживать в окружающих веру в твои собственные силы.
  • «Окружающая среда, в которой все это происходит, должна постоянно объединять их фрагментарные личности…это возможно лишь при последовательно позитивной деятельности самой общины.» ( 2,106)
  • «Не забывайте питать окружающую среду- возможность психотерапевтических изменений всегда будет существовать».(2,117)
  • «Образ жизни, сформированный множеством самых разных видов деятельности, становится значимым для каждого  подростка и способствует  возникновению чувства собственного достоинства»(2,123)
  • «Проявить терпение и благополучно перенести эту непроизвольную демонстрацию  ощущений индивида». (2,333)

 

Какие же формы общинной жизни предлагает автор:

  • Общинные собрания -  «общее собрание также представляло собой своеобразный реальный и непреодолимый обряд, притягивающий его участников посредством обще- групповых реакций. » (2,105)
  • « Создана своя отложенная система веселых праздников и специальных мероприятий, каждое их которых дарило подростку восторг и удивление по поводу того ,что они сделали собственными  руками…»»( 2,117)
  • Пятничные вечера,  при зажженном огне . ( Чтение историй, слушание музыки).

«Игра,как пишет Майер включает в себя самообучение и самореализацию.»(2,300)

Как подчеркивает автор, жизнь была наполнена СОБЫТИЯМИ.

Здесь уместно вспомнить о важном воспитывающем  влиянии традиций на подрастающее поколение. Существование хороших семейных обычаев помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Благодаря традициям формируются и множество других положительных черт, таких как общительность, любовь и понимание, искренность, ответственность, умение прощать, инициативность и т.д.

Поэтому:

  • традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
  • традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
  • традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
  • традиция должна быть естественной;
  • традиция должна нести воспитательную составляющую.

 

Невозможно уйти от проблем, их необходимо решать. И продумывая работу, деятельность центров, клубов  по профилактике зависимого поведения среди несовершеннолетних, понимая как важно приводить несовершеннолетнего к осознанию его формирующейся зависимости, ее пагубности и возможности выхода из данного состояния, создавать у несовершеннолетнего прочную мотивацию на здоровый (независимый) образ жизни путем работы с возможными образами его ближайшего и отдаленного будущего, но главное необходимо создавать ту базу, основу, на которой  перечисленная выше работа будет зиждеться. Так как повышение самооценки, коррекция ценностной структуры личности несовершеннолетнего через акцентирование положительных сторон его личности, снижение чувства изолированности, помощь в формировании и расширении контактов с позитивной, личностно значимой группой, вовлечение в социально-одобряемую коллективную деятельность возможно только в творческой, активной и позитивной среде. Среде, имеющей свои традиции, как  важные слои социального унаследования.

 

Список литературы и ссылок на электронные ресурсы.

  1. Зеньковский В.В.  Психология детства. / В. В.Зеньковский.- М. : Академия  1996. – 384с.
  2. Роуз М. Где исцеляются души: опыт общины Peper Haroy/ М. Роуз.- М.: Образование и культура.1999.- 400с.
  3. Организация Объединенных Наций : Декларации: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
  4. Интернет-портал "Российской газеты ":Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва: О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

http://www.rg.ru/2014/05/27/detdom-site-dok.html

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»