Пенная мастерская как творческий элемент экологического воспитания
Гаманькова Варвара Анатольевна,
учитель химии;
Светлова Екатерина Васильевна,
учитель биологии;
Финикова Алина Сергеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 623 имени И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Аннотация. Экологическое воспитание подрастающего поколения должно включать не только формирование определенного багажа знаний, но и прививать подросткам культуру отношения к окружающей среде. Творческий компонент в воспитательной деятельности эффективно усиливает интерес учащихся к изучаемым проблемам и позволяет более осмысленно формировать собственную жизненную позицию.
Ключевые слова: экологическое воспитание, творческие задания, уроки-мастерские, монотипия.
На улицах мы зачастую видим детей, бездумно ломающих ветки деревьев или походя срывающих листья с кустов, кидающих камнями в голубей или разрушающих муравейники и гнезда. Откуда в детях появляется такая безжалостность, почему они совершают бессмысленные, в угоду сиюминутной прихоти поступки, совершенно не задумываясь о судьбе других живых существ, в то время как нам кажется, что с рождения ребенок просто создан для того, чтобы любить и ценить удивительный мир природы?
Вернее всего, что научить ребенка ценить окружающий мир должны мы, взрослые. Именно родители и учителя должны вовремя познакомить ребенка с удивительной красотой мира животных и растений и научить относиться к нему бережно.
Природа – замечательный помощник в воспитании детей таких качеств, как доброта и любовь. Наблюдая за растениями и животными, ребенок начинает познавать азы биологии, не говоря уже о том, что он может научиться проявлять заботу, внимательность и ответственность. Если ребенок вовремя поймет, что все живое, окружающее его на Земле, неповторимо, он не сможет быть равнодушным к природе.
Несомненно, что приобретенные в школе экологические знания не должны оставаться теоретическими, ведь суть их состоит не только в том, чтобы узнать, как человек меняет окружающий мир, но и сформировать бережное отношение к природе, выраженное не в словах, а поступках.
Большую роль в желании сохранить красоту природы может сыграть знание, закрепленное эмоциональным впечатлением. Ведь то, что вызвало положительные эмоции, хочется повторить, да и ситуации, связанные с хорошими впечатлениями, запоминаются лучше. Создание психологически верной обстановки в образовательном процессе позволяет сформировать не только знания, но и ощущения, также становящиеся частью жизненного опыта, помогает закрепить результаты образовательной деятельности, формирует у ребенка понимание алгоритма, который привел его к состоянию эмоционального удовлетворения. Положительный заряд эмоций, которые получают дети в ходе пенной мастерской, как нельзя лучше создает положительный психологический настрой.
Пенная мастерская это не совсем обычный вид учебной деятельности. Скорее, данную творческую мастерскую следует отнести к редким формам работы, но ее несомненный плюс состоит в том, что она способна полностью реализовать такие задачи, как:
- Закрепление знаний путем создания положительного эмоционального настроя;
- Более глубокое за счет индивидуального подхода изучение темы;
- Возможность каждого ребенка проявить свои творческие способности в условиях отсутствия конкуренции;
- Создание уникального продукта деятельности, отражающего внутренний мир ребенка.
Работу с пенной мастерской можно проводить с учащимися любой возрастной категории, хотя при работе с малышами следует отметить определенные сложности и трудоемкость ее выполнения для организатора. Также необходимо учитывать, что пенная мастерская требует некоторых материальных затрат, т.к. для ее осуществления необходимы краски, бумага и, конечно же, пена. Мы рекомендуем осуществлять эту форму мастерской с одним или несколькими помощниками, в роли которых могут выступать старшеклассники, и обязательно практически отработать алгоритм действий до проведения занятия с учащимися.
В основе пенной мастерской лежит одна из примитивных графических техник – монотипия. Суть монотипии (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) сводится к произвольному нанесению красок на одну поверхность и последующим оттиском изображения на другую поверхность. Уникальные рисунки-отпечатки можно оставить в первоначальном виде или дорисовать важные смысловые детали, дополняющие необходимый образ. Развивая фантазию и мышление, монотипия не только дает широкий простор для творческой деятельности, но и позволяет прочувствовать сюжет, заданный темой мастерской.
В ходе экологических мастерских в технике монотипии можно не только воспитывать гуманное отношение к природе, но и развивать наблюдательность и внимание, правильно изображая объекты на рисунках, соблюдая законы их сочетания и взаимодействия. Увлекательное занятие и необычные материалы являются отличным релаксантом, который и создает тот самый положительный психологический климат, который необходим для успешного обучения.
Примером работы в форме пенной мастерской является экологическая мастерская «Мир балтийской нерпы», которую мы проводим с учащимися в марте, накануне Дня охраны окружающей среды Балтийского моря.
Описание мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Изучение материала и постановка проблемы. Эта часть урока проходит с использованием презентации Microsoft Office PowerPoint. Педагог рассказывает о проблемах Балтийского моря, о возможных способах снижения антропогенной нагрузки на Балтику, о том, какие решения принимают европейские страны, имеющие выход к Балтийскому морю.
3. Закрепление и освоение материала методом монотопии.
4. Сначала нальем немного гуаши разного цвета в ячейки палитры.
5. Затем на лист любой тонкой бумаги нанесем пену. Баллончик надо стараться держать вертикально. Пены не много, достаточно слоя в 1-2 см.
6. Теперь возьмём линейку и разровняем поверхность пены.
7. Подготовительный этап завершён, можно приступать к творческой работе. Кисточкой нарисуем воду: поверхность воды может быть спокойной, а, возможно, из-за ветра на море появились волны.
8. Теперь надо разместить в море корабль или виднеющийся берег. Подумайте, какого они у вас будут цвета, размера и формы.
9. Когда работа над морем завершена, нарисуем главного героя нашей картины - балтийскую нерпу. Найдите свободное место и изобразите там небольшое круглое пятно серого цвета - это будущее очертание нашей нерпы.
10. И вот начинается сама монотопия. Это значит - уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём уже плотную бумагу, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.
11. Снимаем верхний лист с пены. Неужели ничего не получилось? Лист весь в цветной пене, но не стоит переживать, так и задумано, просто её надо счистить. Берём снова линейку (лучше пластмассовую) и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении. И вот он наш шедевр!
12. Теперь осталось немного доделать рисунки, например, дорисовать нашу нерпу, ведь у нас получилось только ее очертание, пусть это будет ее тело, теперь дорисуем голову, хвост и, конечно же, ласты.
13. Рисунок получается сухой и приятно пахнущий. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.
- Наступает время демонстрации результатов своей творческой работы. Учащиеся представляют свои рисунки. Цель этого этапа – не сравнивать работы между собой, а показать многообразие вариантов выполнения задания, обсудить их и сделать вывод о том, что каждый может найти свой способ помочь природе.
- Рефлексия.
- Окончание урока, организационный момент.