Практикум социальнопсихологического развития
Игра в научных теориях
Яковлева Юлия Алексеевна,
воспитатель речевой группы
ГБДОУ №68 Калининского района
• Игра — форма психогенного поведения, т.е. внут ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзор ная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблемы игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение, однако специальных исследований по этой проблеме очень мало, буквально единицы. И это несмотря на то, что игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т. п.), для лечения психических заболеваний.
Словарь терминов Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д. Игра́ — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Тео́рия игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.
Основные направления игры Игра-как терапия, имеет несколько направлений:
1. Психоаналитическая,
2. Игровая терапия отреагирования,
3. Игровая терапия построения отношений,
4. Игровая терапия центрированная на клиенте,
5. Сказочная игротерапия,
Все направления имеют свои особенности и обоснование использования терапевтических техник. Психоаналитическое направление игровой терапии было впервые представлено известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х гг. Суть психоаналитического подхода в игровой терапии состоит в предположении о том, что детская игровая деятельность всегда содержит символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. д. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Символические смыслы должны быть проинтерпретированы аналитиком. Эго (сознательное «Я») ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. А. Фрейд с успехом применяла игротерапию в работе с детьми: во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с маленьким клиентом эмоциональный контакт; во-вторых, выражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психо-травмирующими событиями и тем самым избежать формирования серьезной нервно-психической патологии. Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отреагирования Д. Леви. Для этого подхода характерно моделирование определенной, тревожащей, пугающей ребенка жизненной ситуации, в большинстве случаев в проективной форме. Воссоздание психотравмирующего события в безопасном пространстве игровой комнаты позволяют ребенку максимально полно выразить свое отношение к нему и освободиться от негативных чувств (ужас, боль, ярость и т. п.). Также в процессе терапии ребенок становится «режиссером» разыгрываемого события и тем самым его внутренний опыт меняется. Он больше не чувствует себя только лишь пассивной жертвой в психотравмирующей ситуации, но приобретает чувство уверенности в своей способности действовать активно. В игровой терапии построения отношений (Ф. Аллен, Д. Тасрт) акцент делается на эмоциональных отношениях между терапевтом и ребенком, которым придавалось значение исцеляющей силы. Процесс спонтанной игры протекает в присутствии взрослого (игротерапевта), который с интересом, вниманием и уважением относится к личности ребенка. Терапевт эмоционально вовлечен в отношения с ребенком. Это должно способствовать постепенному обретению детьми чувства собственной уникальности и самоценности. Данный подход обладает особой ценностью в работе с детьми, подвергавшимися эмоциональному насилию, отвержению. Игровая терапия для них должна стать способом познания здоровых межличностных отношений, полных ответственности, заботы и тепла. Игровая терапия, центрированная на ребенке, основывается на базовых принципах теории К. Роджерса — убежденности терапевта в наличии врожденной способности ребенка к спонтанному психическому развитию, личностному росту и самодетерминации. В процессе игротерапии происходит восстановление нарушенной способности ребенка к саморазвитию и коррекция фрустрирующих отношений ребенка со значимыми взрослыми. Основной прием роджерианского игротерапевта — создание атмосферы безоценочного принятия, эмпатического понимания и эмоциональной поддержки ребенка. Терапевтический эффект достигается за счет того, что ребенок получает опыт свободного самопроявления, спонтанной игры в присутствии взрослого, воспринимающего его как личность, имеющую безусловную ценность. Психоаналитическую модель игротерапии и модель Д. Леви можно отнести к директивной терапии, в которой роль взрослого (игротерапевта) крайне активна. Он — организатор, берущий на себя ответственность за весь процесс игры. Две другие модели относятся к недирективной игротерапии, в которой фокус смещается на ребенка, и именно он становится истинным творцом терапевтической игры. Взрослый следует за его фантазией, поддерживает процесс, инициированный ребенком, берет ответственность за подержание особых, значимых для обоих и целительных для ребенка эмоциональных отношений. Он также призван сохранять атмосферу психологической безопасности и доверия. Гуманистическую игровую терапию можно применять к детям практически любого уровня развития, потому что терапевтическая среда должна устанавливаться так, чтобы соответствовать потребностям каждого ребенка. Гуманистический подход можно применять в работе с детьми, демонстрирующими разнообразные психопатологические симптомы, так как терапевтическая среда может быть модифицирована специально под них. Поскольку подобная терапия считается очень мягкой, возникает меньше ятрогенных эффектов (ятрогенные эффекты — неблагоприятные эффекты, вызванные методами и условиями лечения), и поэтому возникает меньше проблем при психокоррекции большого количества детей. Гуманистическая терапия обычно не рекомендуется для работы с очень агрессивными детьми или с детьми, склонными к отреагированию. Жесткая система и ограничения, которые требуются таким детям, несовместимы с философией данного подхода. Социальная сущность игры Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания. Необходимо различать в игре ее сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора. Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда. Конечно, конкретный характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу, но это могут быть и отношения... деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка. Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни — несомненный факт, признаваемый многими. Однако некоторые психологи, признавая эту обусловленность, вместе с тем считают игру явлением биологическим по своей природе, по своему происхождению. Очень ярко это выражено, например, у В. Штерна, который писал по поводу игры: «Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием (hurstspiele), игры в куклы, игры в войну безусловно выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой; но общие формы игры остаются неизменными» (1922, с. 172—173). По мысли В. Штерна, изменчивость сюжетов игр под влиянием условий жизни является лишь проявлением неизменной биологической, инстинктивной природы игры. Такова точка зрения не только В. Штерна. Многие исследователи стояли на точке зрения биологического происхождения игры. Различие заключается лишь в том, какие инстинкты или глубинные влечения проявляются в игре: инстинкты власти, борьбы и попечения (В. Штерн и А. Адлер), сексуальные влечения (З. Фрейд); врожденные влечения к освобождению, объединению и повторению (Ф. Бойтендайк). Биологизаторские теории игры, видящие сущность игры в проявлении изначально присущих ребенку инстинктов и влечений не в состоянии объяснить сколько-нибудь удовлетворительно ее социального содержания.Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что... она социальна по своему внутреннему содержанию и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе. Теория игры, видящие ее источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения ролевой игры может пролить свет на ее природу. Роль детской игры Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры. Различны сюжеты игр у детей разных классов, у свободных и порабощенных народов, детей севера и юга, тайги и пустынь, детей промышленных рабочих, рыбаков, скотоводов и земледельцев. Даже один и тот же ребенок меняет сюжеты своих игр в зависимости от конкретных условий, в которые он временно попадает. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе. Функции взрослой игры Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке. К основным функциям игры относятся: - коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты; - деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром; - компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки; - воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение; - педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности); - прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая; - моделирующая - связывающая действительность с нереальным; - развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение; - релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему; - психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации; - развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций. В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления. Существует много различных функций игры. Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели - развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке. Игровая теория Во второй половине XX века в развитии теории игры наметился переход от биологических, индивидуально-психологических подходов к социологическим и культурологическим. Испанский философ и публицист Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955), нидерландский историк культуры, философ Й. Хейзинга (1872-1945), швейцарский писатель Г.Гессе(1877-1962) и другие деятели связывают игру с общественным разумом, с культурой в целом. С культурой как системой игр. С культурой, организованной "по правилам игры" в виде вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм, ценностей, символов, языка культуры и т.п. Известный голландский историк культуры Й. Хейзинга, автор известной книги "Человек играющий", исследуя в ней феномен игры и её воздействие на духовную жизнь человека, считает игру первичным импульсом человеческой истории. По мнению Й Хейзинга, интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. Феномен игры, как он считает, и кроется в этой поразительной интенсивности, в ней сущность, исконное качество игры. Выдающийся мыслитель XX столетия выводит игру из мира повседневного, как "внеразумное занятие". Суть современных игр и их отличия от нетрадиционных Сегодня игровая индустрия находится на довольно высоком уровне своего развития. Практически любой человек, если постарается, может найти свою нишу игровых предпочтений. Каждый день количество игроков увеличивается – сотнями продаются приставки, портативные игровые устройства, персональные компьютеры. Обороты игровой индустрии уже приравнялись к кинопроизводству. А бюджет некоторых игр вполне сопоставим с бюджетами киноблокбастеров. И это все еще не считая возможности запустить простенькую игру на любом мобильном телефоне, который есть практически у каждого жителя планеты. В рамках тенденции такого развития индустрия теряет главное – саму суть понятия игры. Сегодня к ним причисляют практически все – традиционные жанры, браузерные и социальные игры, а также простенькие поделки на IPhone и Android. Любое потенциальное (интерактивное) развлечение, в котором непосредственно участвует объект (игрок), назовут игрой. Да и любой человек уже может сам сотворить игру, не прибегая к помощи сложных программ и языков программирования. В интернете стали появляться соответствующие инструментарии. Глобальная задача Саму суть этого понятия – игра (игры) можно разделить на три составляющие: 1. Глобальная цель-конечный результат игрока, его главная задача на протяжении всей игры. 2. Локальная цель-главной целью, фактически, становится перемещение героя из точки «А» в точку «В». При сопутствующем жанре - решая головоломки или совершая различные акробатические действия и др. 3. Средства и возможности, данные игроку для прохождения- это то, благодаря чему игрок может достичь глобальной, или локальной цели. О влиянии компьютерных игр на детей говорят много, в основном плохого. Есть мнение, что компьютерные игры способствуют проявлению агрессивности, уводят ребенка в свой мир и заставляют забывать о реальности, увлеченный компьютерными играми ребенок меньше общается со сверстниками, не уделяет внимания ни себе, ни окружающим, забывает про домашние задания, предпочитает компьютер прогулкам на свежем воздухе. На фоне такого негатива с трудом просматривается положительное влияние компьютерных игр. Так, практически все компьютерные игры требуют умения быстро принимать решение и, соответственно, развивают его у ребенка. Развиваются так же координация и внимание, логическое мышление, умение планировать свои действия.(Попов О.А. (http://psystat.at.ua) Нетрадиционные развивающие игры Помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата). Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо” и др. ). Заключение Играя, взаимодействуя с играми, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность. Педагогическое руководство организаций игр. Чтобы эффективно воспитывать детей, недостаточно знать набор игр, имея дидактический материал и др. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них - это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Игровая позиция педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми. Интересен сам процесс овладения игровым педагогическим методом. Никакие рассказы об игровом методе не дадут этого представления о воспитательном значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам включит себя в систему игровых действий, начнет играть. Игровая позиция педагога потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель-ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы.
Список литературы
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
2) Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.
3) Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.,1983
4) Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности.- М.,1979.
5) Воспитание детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.
6) Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
7) Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
8) Кон И.С. Социология личности. - М., 1968.
9) Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. – М.: Просвещение, 1967.
10) Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
11) Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
12) Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988.
13) Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
14) Попов О.А. Дети и компьютерные игры (http://psystat.at.ua)