Сказка – это древнейшая форма устного народного творчества. Так же можно сказать, что сказка – это устное прозаическое произведение, фантастического характера построенное на реальной основе. Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Сказка была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное наслаждение.
Роль сказки в воспитании ребенка очень велика. С помощью сказки ребенок познает окружающий мир, способность ориентироваться в пространстве, различать времена года и способствующие этому сезону детали. При помощи сказки ребенок понимает такие понятия, как добро и зло, что добро всегда побеждает зло, поэтому ребенок тоже стремится быть добрым, приветливым, помогать окружающим, уметь прощать. Также сказка оказывает благотворное влияние на память и мышление детей, развивает фантазию малыша.
Сказка лучший помощник в воспитании и в общении с ребенком. Она очень много значит в жизни ребенка и вообще человека.
Сказок очень много и они имеют различные виды и типы. Три основные группы – жанровые разновидности:
- сказки о животных
- сказки волшебные
- сказки социально-бытовые
Каждая группа сказок имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль. Жанр – сказки о животных – формировался долгое время, обогащался сюжетами, вырабатывались определенные структурные понятия. В начале, складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. В последствии, эти сказки стали рассказывать не только о русских лесах, о реальных представителях животного мира, но и выражать определенную степень познания мира, наблюдать повадки животных. Можно выделить шесть групп сказок о животных:
- сказки о диких животных (лиса-повитуха, звери в яме)
- сказки о диких и домашних животных: (“Волк и семеро козлят”, “Кот и дикие животные”)
- сказки о человеке и диких животных: (“О мужике, медведе и лисе”, “Медведь – липовая нога”)
- сказки о домашних животных: (“Сказка о козе-дерезе”, “Курочка ряба”)
- сказки о птицах, рыбах и других: (“Петушок и бобовое зернышко”)
- сказки о прочих животных и растениях: (сказка о тереме, сказка о колобке)
Сказки о животных – один из древнейших видов фольклора.
Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место, они были весьма популярны и в народе. Особенности волшебных сказок состоят: в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, в необычности событий, в особых приемах и способах композиции, повествовании и стиле.
Можно выделить шесть групп волшебных сказок:
1. Первая группа сказок объединяется борьбой героя с чудесным противником: (“Кащеева смерть в яйце”, “Три царства: медное, серебряное золотое”)
2. Вторая группа сказок – поиски и освобождение от плена и колдовства невесты жениха: (“Царевна – лягушка”, “Финист – ясный сокол”)
3. Третья группа сказок – сказки о чудесном помощнике: (“Золушка”, “Конек-горбунок”)
4. Четвертая группа – сказки о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели: (“Волшебное кольцо”)
5. Пятая группа – сказки о чудесной силе или умении: (“Иван – медвежье ушко”)
6. Шестая группа – “Прочие сказки” – это сказки, которые не укладывались в рамки первых пяти групп: (“Мальчик-с-пальчик”, “Снегурочка”)
Некоторые волшебные сказки начинаются присказками – прибаутками, не связанными с сюжетом. За присказкой следует зачин, начинающий повествование. Зачинов существует несколько типов:
- “жили-были”, “жил-был”, при этом указывается, кто жил: “было три сына”
- “в некотором царстве в некотором государстве”
Также во всех волшебных сказках еще существует и концовка. Она ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному миру. Существует несколько типов концовки:
- Наиболее простая: “А Мартынка и теперь живет, хлеб жует”
- Концовка, включающая в себя заключение: “Стали они жить поживать да добра наживать”
- Концовка – конечная присказка: “И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”
Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, преодоление их героев обнаруживает его удивительные качества. Удивительное – характерная особенность волшебных сказок. Сказки мотивируются идейным заданием, состоящим в борьбе добра со злом и в победе добра. Персонажи волшебных сказок делятся на две группы:
- положительные герои: (невидимка, Медвежье ушко, богатыри-герои, Незнайка, Емеля-дурачок, Иванушка-дурачок)
- отрицательные герои: (Баба-Яга, Змей и Кощей Бессмертный и другие)
Последняя жанровая разновидность сказки – социально-бытовая. В этих сказках бытовые отношения стоят в центре действия. Эти сказки очень кратки; в центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, нет повторений эпизодов. В этих сказка можно выделить несколько групп:
1. Социальная несправедливость – это сюжеты, где барин, купец или поп обирают и унижают крестьян. В этих сказка речь идет о барщине и бедности крестьян
2. Людские “пороки” – в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые: барин в этих сказках показан как глупый и не знающий жизни, не умеющий ни в чем разбираться, жадный, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее
Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит в том, что с них критикуются жизненные порядки, угнетатели и обиратели народа, гораздо яснее выражаются отчаяние и ожидания народа, мечта о справедливости, счастливой спокойной жизни. В бытовых сказках выделяются две группы произведений:
- посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец, лентяй, хитрец, вор.
- семейные конфликты, их герои – глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики
Каждая сказка имеет свое значение, свой смысл, свою мораль и свои традиции. В них немало международных сюжетов, мотивов и типов героем. Варианты русских сказок усваивались польскими сказочниками, а в русский народный репертуар входили польские сказки. Самую значительную роль в истории фольклора выполняет сходство общественно-исторических условий жизни народов. Фольклор различных народов в своей эволюции проходит примерно одинаковые ступени развития.
Национальные сказки схожи между собой своей идеей и тематикой. Имеют общий “костяк”. Отличаются между собой сказки своими национальными особенностями – природой, животными, едой. Сказки русского народа – важная часть национальной и духовной культуры. Русские сказки отличаются от остальных сказок общностью. Национальное своеобразие русского фольклора – в единстве русской земли, присутствует образ родной земли. В русских сказках нарисованы картины народного быта и обрядов, жизненной обстановки, показаны сцены свадеб, похорон, изображается жизнь вдов и сирот. Дается красочное описание одежды: женщины носят кокошники, а мужчины – зипуны, лапти, портянки. Герои едят кашу, пироги, блины; пьют квас, пиво, мед, зелено вино. Герои русских сказок отличаются от героев других народов. Они получают особые определения: “богатыри святорусские”. В русских сказках о животных чаще всего действуют звери, у поляков – птицы; у русских лису обманывает петух, у поляков – гусь, а в сюжете “битый не битого везет” в русских сказках лиса одурачивает волка, в польских – медведя. Национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, развивающееся и изменяющееся.
Значение национальных сказок на всеобщее развитее ребенка – положительное. Это очень легкий подход к обучению ребенка и познанию им других культур и народов, национальных особенностей. Через сказку ребенок не только познает мир, но и путешествует по этому миру, познает флору и фауну национальных сказок. Эти сказки помогают понять ребенку, что на свете очень много людей живет по другим правилам и другим законам, другим обычаям. Также это путь ознакомления ребенка с окружающим миром других стран. Дети смогут больше узнать о быте других народов, об их жизненной обстановке, об их общении друг с другом, об уважении к старшим
Список литературы
1. “Русское устное народное творчество” Москва 1983 г.
2. “Русские народные сказки” Москва 1987 г.
3. “Дошкольникам о сказках” Москва 1991 г.