ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники.
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.
Вместе с тем в настоящее время в России продолжается становление новой модели образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Требования современной школы ориентированы на формирование личности, в которой гармонично сочетались бы интеллектуальная, эмоциональная сферы.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Современной образовательной технологией, которая отвечает этим требованиям, является Дистанционное обучение в Виртуальной школе.
Давая характеристику современной системе образования, исследователи и практики отмечают «необходимость изменения и реформирования методов, форм, технологий обучения и с позиции здоровьесбережения».
ΙΙ Основная часть
Каким образом Дистанционное обучение способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся?
1. Основным достоинством Виртуальной школы является гибкость, позволяющая ученику самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в постоянном контакте с преподавателем. У ученика нет строгой «привязки» ко времени урока. Изучение материала осуществляется в индивидуальном темпе для каждого ученика.
2. Особенностью Дистанционного обучения является то, что образовательные ресурсы каждого урока в Виртуальной школе представлены разнообразными по форме и содержанию файлами: интерактивными схемами, презентациями Power Point в демонстрационной версии, видеофрагментами, интерактивными картами, звуковыми файлами, Flash – анимацией; и кроме того содержат подробные методические рекомендации для ученика, которые ориентируют его в процессе изучения темы.
3. Авторы и разработчики дистанционных курсов, а так же преподаватели и кураторы, проводящие дистанционное обучение, взаимодействуют со Службой сопровождения школы (психологами), в целях повышения эффективности Дистанционного обучения.
3. Каждый урок Виртуальной школы построен с учетом возрастных особенностей учащихся и включает в себя различные виды деятельности:
1) Изучение электронных ресурсов
2) Работа с географическими картами, схемами, таблицами, статистическими материалами, справочниками (как электронными, так и традиционными – печатными).
3) Работа с учебником
4) Работа в традиционной ученической тетради.
5. Взаимодействие методистов и учителей Дистанционного обучения и Службы сопровождения школы позволяет решить следующие задачи:
1) изучение коммуникативной среды для использования дистанционных технологий обучения.
2) изучение личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения.
3) создание наиболее благоприятных условий для полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения.
4) обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях конкретного обучающегося.
5) своевременная коррекция индивидуального образовательного маршрута учащегося.
6. Особые требования предъявляются и к технике, которая поставляется детям для обучения. Конструкция компьютера имеет возможность поворачивать корпус в различные плоскости (горизонтальные, вертикальные) с фиксацией в заданном положении.
Корпуса ЭВМ окрашены в мягкие спокойные тона, то есть корпус, клавиатура и другие блоки и устройства компьютера имеют матовую поверхность, не используются блестящие детали, чтобы не создавать блики. В мониторе предусмотрено регулирование яркости и контрастности.
7. Для детей - инвалидов предусмотрены специальные приспособления для руки (специальная клавиатура, мышка).
8. Немаловажную роль в организации учебного процесса играют и родители, которые в свою очередь отвечают за выполнение санитарных требований :
- к помещениям, где занимается учащийся;
- к освещению;
- к организации рабочего места (стол, стул и.т.д.)
Родители учеников, обучающихся с применением дистанционных технологий, в обязательном порядке проходят курсы «Организация образовательного процесса в рамках Дистанционного обучения».
9. В любой общеобразовательной школе дети болеют и пропускают занятия, бывают в санаториях, профилакториях, где недостаточно хорошо усваивают программу. Приходя после болезни в школу, такой ученик сильно отстает от своих одноклассников.
Виртуальная школа дает возможность детям, не посещающим школу наряду со всеми проходить программу, качественно и своевременно усваивать учебный материал. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в упражнения для закрепления.
ΙΙΙ Заключительная часть
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.
Сегодня можно с уверенность сказать , что терпеливый и опытный педагог - наставник, современные Дистанционные технологии, качественное компьютерное оборудование, благоприятная психолого – эмоциональная обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом индивидуальных возможностей здоровья детей, помогают достичь любому ученику значительных успехов в учебе.