Педагогические конфликты и методы их разрешения
Яковлева Юлия Алексеевна
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником, учителем и учеником, родителем и ребёнком, а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например.Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями.
Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:
1) типичная – это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины.Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.
2) Нетипичная – ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы.Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или в общежитии, уход учащегося из училища.Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
-ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
-ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
-ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе. Способ разрешения.
Затухание конфликта -- это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую.
Затухание конфликта обычно происходит в результате:истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
-потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
-переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта.
Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:изъятие из конфликта одного из участников;
* исключение взаимодействия участников на длительное время;
устранение объекта конфликта.Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть: устранение одной или обеих сторон;
* приостановка конфликта с возможностью его возобновления; победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
* согласие о правилах совместного использования объекта;равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.
Прекращение конфликтного взаимодействия -- первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.