Путь к сотрудничеству.Сообщество педагогов и родителей Составитель: воспитатель ГБДОУ-20 Кировского района Санкт-Петербурга Комарова Елена Леонидовна. Сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность и требовательный тон. 2. Индивидуальный подход. Такой подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Необходимо создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки в самых сложных педагогических ситуациях. 4. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы работы. Традиционные формы: родительские собрания; консультации; анкетирование по разным вопросам; семинары; утренники; Дни открытых дверей; оформление информационных стендов, буклетов. Нетрадиционные формы: участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада; участие в выставках работ из природного материала, работ по изобразительной деятельности; защита семейных проектов; презентация детского сада; информация о детском саде на сайте в Интернете. РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями. Цель собрания – повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. СЕМИНАРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Цель – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путем анкетирования. АНКЕТИРОВАНИЕ Одна из наиболее активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам детского сада. Анкетирование помогает родителям серьезно задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком. Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, ожиданиях и запросах родителей, об особенностях ребенка. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний. 2. Буклеты, листовки, памятки. Преимуществом буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО САДА И ГРУППЫ Это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, группой, программами, по которым работает детский сад. Основная задача – с первых минут общения вызвать у ребенка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителями в виде стенгазеты. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем. Ежедневно информировать родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Принципы взаимодействия с родителями 1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Утром и вечером встречаем родителей с улыбкой. Обязательно рассказываем что-нибудь позитивное о ребенке. Избегаем повелительной формы 2. Индивидуальный подход. При общении учитываем индивидуальные особенности родителей (возраст, степень заинтересованности, настроение) 3. Сотрудничество. Помогаем родителям в решении проблемных ситуаций с ребенком. Пример: 1) Проблема – слабо развита мелкая моторика рук; 2) План взаимодействия с родителями. Обучаем маму – предлагаем мелкую мозаику, пластилин, пуговицы «застежки», раскраски по темам. 3) Мама дома играет с ребенком согласно нашим рекомендациям. 4. Динамичность. Реагируем на изменение состава семьи, образовательные потребности, воспитательные запросы. Пример: Родители развелись. Ребенок стал замкнут. Стараемся выбирать ребенка ведущим в играх, предлагаем роль на выбор в театрализации для повышения его самооценки, чтобы чувствовал себя уверенно. ФОРМЫ РАБОТЫ Анкетирование Помогает нам получить информацию по интересующим родителей вопросам. На основании этого, проводим консультацию для нескольких родителей, объединенных какой-то проблемой. Наглядный материал Информация на стендах – меняем два раза в месяц; Крупно пишем – «Что делали сегодня»; Обязательно раскрываем вопрос, который интересует родителей (например: Что почитать ребенку?). РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Основная ошибка – родительские собрания носят чисто информационный характер. На собрании необходимо заинтересовать родителей. Тема собрания должна волновать родителей. ЦИКЛОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ 1. Актуальность темы: Заинтересовать родителей нашей жизнью в детском саду. 2. Условия для решения данной задачи: a) Выступление заведующей и старшего воспитателя о работе в ДОУ с демонстрацией фото - материалов (слайдов) детского сада (группы, физкультурный и музыкальный залы, кабинеты ИЗО, истории города, логопеда, психолога, прачечная, кухня). b) Выступление психолога и логопеда о возрастных особенностях детей четвертого года жизни, о кризисе «Трех лет» с примерами из опыта работы. c) Выступление воспитателей о совместной образовательной деятельности с детьми в группе с демонстрацией фото и видеоматериала (за предыдущий период). Ожидаемый результат Заинтересованность родителей жизнью детей в детском саду. Понимание того, что ответственность за развитие ребенка несет не воспитатель, а родители. И каким станет ребенок в будущем, решают родители, а мы – только помощники. Ожидаемый эффект Желание родителей участвовать в жизни группы. Проявление интереса к обучению и воспитанию ребенка.