Система дистанционного образования в России
Публицистическая статья
Моя профессия педагога – призвание от Бога!
Самохвалов Андрей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №336 Санкт-Петербурга
Закончились занятия. Опустели кабинеты. Наступило время для размышлений. Снова и снова вспоминаются слова учащихся , их поступки , успехи и неудачи. И невольно задумываешься над тем , почему я связал свою судьбу с детьми и почему решил стать педагогом? Что повлияло на этот выбор? Точного ответа нет , но знаю , что профессию я не выбирал , скорее это было определено свыше. "Стань педагогом!" - душа подсказала мне. Видно , жить в окружении детей - это моя судьба. Ощущая на себе пытливые взгляды ребят , чувствуешь тепло , а энергия детей придаёт новые силы. Если это драгоценный дар судьбы , то единственное , чем можно оплатить этот дар , подарить детям часть своей души. К пониманию этого приходишь сейчас , проработав в системе дополнительного образования чуть более десятка лет. Я часто задумываюсь о том , а какова моя миссия , моё предназначение и какова сила моего влияния на детские сердца? И отвечаю: она огромна. Соглашусь с К. Д. Ушинским , который в своё время заметил: "…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу , которую нельзя заменить ни материальными сентенциями , ни системой наказаний и поощрений". А потому я должен быть не просто педагогом , а прежде всего воспитателем , которому отведена особая роль в духовном и социальном становлении ребят. Я в ответе за каждого из них.
Я часто задаю себе вопрос: "Какие качества педагога должны быть не зависящими от времени , а какие качества должны быть необходимыми ему в связи с требованиями "нового" времени? Так , например , всего несколько лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число "компетенций" педагога , а сейчас это просто необходимо современному педагогу. Главной задачей педагога я считаю не просто научить , а научиться учиться , то есть показать наиболее удобный путь получения информации , её анализа , грамотного использования и оформления.
Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Ещё трудней научить их учиться – впитывать знания с охотой , любознательно добывать их из разных источников. Пока живешь с мыслью "научить" , то едва ли научишь. При этом даже сильно стараясь можно не получить результата. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь , что "мы живем , что-то делаем и при этом становимся чуть-чуть лучше , то это значит , что мы растём , и растут наши дети , с которыми мы работаем". Поэтому важно понимать , что педагог в системе дополнительного образования не для того , чтобы "научить" , а чтобы быть рядом с детьми , жить с детьми , чтобы они от этого становились лучше , чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. Это моё глубокое убеждение.
В процессе воспитания детей даже в системе дополнительного образования велика роль педагога , то есть человека , "ведущего по жизни" ребенка. Ведь не секрет , что мировоззренческая модель самого педагога и есть та основа , на которой строится фундамент будущего. И чем больше я думаю об этом , тем тяжелее бремя ответственности. Интересны и поучительны слова восточного мудреца Камиля Джибрана , которые выбрал эпиграфом к своей книге о школе Александр Нил: "Твои дети – на самом деле не твои дети. Они сыновья и дочери жизни , стремящейся продлевать жизнь. Они приходят в мир через твоё посредство , но не благодаря тебе. Ты можешь дать им свою любовь , но не свои мысли , потому что у них есть свои мысли… Ты можешь стремиться быть похожим на них , но не пытайся добиться , чтобы они были похожи на тебя , потому что жизнь не идёт назад и жить во "вчера" невозможно…". И это меняет многое. Приходит осознание , что куда важнее научить искать истину , рождать "свои мысли". Важнее помочь обрести личностно значимый опыт , то есть сделать "не похожими" на себя. Научить простейшим формам человеческого общежития – сотрудничества , взаимопонимания , благожелательности , терпимости. Сформировать у моих воспитанников важнейшую мировоззренческую позицию: человек – наивысшая ценность , а приобретенные им знания – средство жизни! Педагог – это не только профессия , это , прежде всего – тяга к познанию , состояние души. Стремление к познанию – это творчество педагога , его оригинальные идеи и поиск , поиск чего-то нового с одной только целью – зажечь "огонек" познания в сердцах детей , чтобы впоследствии он перерос в пламя желаний узнавать больше и глубже , двигаться вперёд , преодолевая преграды. "Есть желание , есть тысячи возможностей. Нет желания , есть тысячи причин". Профессия педагога – трудная. Она требует от него не только больших знаний , но и духовных сил , выдержки и даже мужества. Поэтому , наверное , она и самая интересная.
Наши дети – это будущее государства , а престиж педагога даже в системе дополнительного образования – инвестиции , которые окупятся сторицей. Может , когда-нибудь , кто-нибудь и из моих учащихся скажет подобно Александру Македонскому: "Отец дал мне жизнь , а педагог - бессмертие". Ради этого стоит быть педагогом!
Вы знаете , мне по-прежнему верится ,
Что если останется жить Земля , -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя!
В них будет мудрость
талантливо дерзкая.
Они будут солнце нести на крыле…
Учитель – герой нашего времени
Главный на этой земле!