Медникова Евгения Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СКШ №-7 Красносельского района
Психо-педагогическая поддержка в развитии и социализации детей, являясь компонентом системы образования, способствует решению таких важных задач, как: переход образовательных учреждений на стратегию гуманистической педагогики; совершенствован ие образовательног о процесса; развитие профессионально го сообщества специалистов различных областей знаний; осуществление социальной политики государства в реализации прав и интересов ребенка; психологическое восстановление и оздоровление, социальная адаптация учащихся образовательных учреждений.
Психо-педагогическая поддержка как специфический вид псих практики соответствует логике личностно развивающего обучения. Переход к такой парадигме остается во многих образовательных учреждениях лишь декларируемой ценностью, в других - реализация подхода осуществляется методом «проб и ошибок».
В современной педагогической психологии наметилась тенденция актуализации исследований, посвященных изучению проблемы адаптации школьника и разработке психологических программ, способствующих достижению полноценного развития и самореализации личности. Однако проблема психологической помощи эмоциональному развитию первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе изучена недостаточно. Эмоциональная сфера представляет собой целый класс явлений, охватывающих и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительност и, организуя целостные формы поведения разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Младший школьный возраст характеризуется повышенной эмоциональность ю, ранимостью, восприимчивость ю к деструктивным внешним влияниям. Дети в 6-7 лет часто переживают тревогу, страх и стресс, связанные с учебной ситуацией, слабо контролируют свое эмоциональное состояние и не владеют собой. Это вызывает, в свою очередь, неадекватное поведение у первоклассников : вербальную и невербальную агрессию, направленную как на себя, так и на окружающих, раз личные невротические реакции, реакции протеста и т.п.
Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмоциональное благополучие, ощущение психологическог о ком форта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивидуальный подход к детям. Именно учитель играет важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив.
Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказать современную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе.
Необходимость работы в режиме психологической поддержки требует повышение профессионально й психологической компетенции учителя как реализатора поддерживающих развивающих педагогических технологий.