Критерии и показатели экологической грамотности старших подростков
С.А. Кузьмина, к.п.н.;
Н.Н. Бельцева, к.п.н.
В ходе анализа роли экологической грамотности в современном российском обществе, мы предположили, что он не в полной мере соответствует уровню, необходимому для полноценного функционирования гражданина современного общества в режиме обеспечения экологической безопасности. Несмотря на осознание наличия в настоящее время экологического кризиса, среди основной массы населения практически не наблюдается тревоги за состояние окружающей среды и практических действий для решения этой проблемы. В какой-то степени это связанно с непосредственностью переноса знания, полученного в общеобразовательной школе и средних специальных заведениях в повседневную жизнь. Мировосприятие современных подростков неспособно соединиться просто и естественно с научным мировоззрением, слишком разнится их природа. Так, мировосприятие подростков можно разделить на поверхностный пласт, в котором отражается воздействие научных экологических представлений и на глубинную подоснову, остающуюся недостижимой для воздействия научных представлений.
Современным обществом осознается необходимость перемен во взаимоотношениях природы и общества посредством изменения всего образа жизни людей. Такие институты как: образование, политическая, экономическая системы, средства массовой информации, законодательство, общественное мнение примерно в равной степени должны оцениваться как значительные по степени влияния на ситуацию в окружающей природной среде, что говорит о понимании обществом важности комплексного воздействия различных социальных институтов на экологическую грамотность.
На основе изученной психолого-педагогической литературы мы рассматриваем следующие компоненты и показатели сфомированности экологической грамотности старших подростков:
Аксеологический-мотивационный, ценностный |
Когнитивный- содержательный, знаниевый |
Деятельностный- практический, технологический |
Система субъективно значимых ценностей, интересов, идеалов, мотивов, экологических оценок. |
Система знаний о природе, экологических проблемах на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях, экологическое мышление. |
Рациональное природопользование.
|
Ценностно-мотивационный компонент включает в себя нормативную, ориентационную и гуманистическую функции культуры, которые способствуют превращению приобретенных знаний в личностно устойчивые взгляды, убеждения, идеалы и смыслы. Ценностно-мотивационный критерий отражает аксиологическую, гуманистическую и стимулирующую функции экологической деятельности старшего подростка и включает в себя регулирующую экологическую деятельность, систему мотива и потребностей, личностных ценностей и смыслов.
Понятие ценностных ориентаций подлежит рассмотрению на различных уровнях научного знания. В самом широком смысле в философии это понятие относится к категориям высокого уровня, возникающим в связи с определением человека как деятельности его существа. Человек не только преобразует в процессе практики природные и социальные объекты, но и изменяется сам. Творя себя и среду, окружающую его, человек перестраивает систему своих отношений и форм общения, в результате чего развивается его самосознание, осознание его отношений с миром.
Ценностная ориентация выявляет избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, систему установок, убеждений, предпочтений, выраженных в поведении. Общение с природой способствует развитию у подростов восприимчивости к прекрасному в природе, эмоционально-чувственным переживаниям природы, формирует личностно значимое восприятие экологических проблем. Сформированность ценностных ориентаций и этико-экологических норм поведения можно рассматривать через уровни отношения человека к природе. Первый уровень характеризуется тем, что подростки оценивают и осмысливают явления природы как объекты, которые можно приспособить к своим нуждам. На втором этапе учащиеся оценивают и осмысливают явления природы как возможность познания естественных явлений, различных взглядов на окружающую среду и место человека в ней. На третьем уровне обучающиеся оценивают и осмысливают явления природы как процесс, вызывающий личную активность, положительные эмоции, желание усовершенствовать свои качества, совершать благородные поступки. Все это определяет переход от информационно-директивной (традиционной) модели экологического образования, ставящей задачу передачи знаний, к гуманистической модели, ориентированной на личностный рост учащихся. Знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию практических навыков, личного опыта. Основным концептуальным положением в развитии экологической грамотности старших подростков является необходимое формирование системообразующей ценностно-смысловой позиции, предполагающей понимание смысла и значения экологической грамотности в экологической деятельности, стремление к творческой самореализации; наличие социально-нравственной позиции, чувства ответственности при принятии экологических решений, восприятие эколого-гуманиститческого императива как системы объективных требований современного общества.
Ценность непрерывного экологического образования может быть охарактеризовала следующим образом:
- общественная ценность - утверждение Жизни (рассматриваемой как биосоциальное явление в качестве высшей ценности земной цивилизации, основным признаком, критерием которой является физическое, духовное и социальное благополучие человека, общества и природы;
- личностная ценность - утверждение человека в качестве Гражданина Земли, базирующаяся на идее рационально-гуманистических, «партнерских» взаимоотношений человека, общества и биосферы;
- цивилизационная ценность (для всей земной цивилизации - а последующих поколениях) - утверждение поколения землян в качестве основного фактора устойчивого, экологически чистого развития общества и биосферы, которое обеспечивает благополучие следующим поколениям и земной цивилизации в целом.
Дифференциация ценностей и формирование на их основе комплекса задач непрерывного экологического образования обусловливается возрастными возможностями обучаемых, их личностными предрасположенностями и особенностями, спецификой проявлений обучения, воспитания и развития на разных этапах образовательного процесса, своеобразием региона и образовательной среды, являющихся «подпочвой» данного процесса. Эта «специфичность проявлений образования изучалась еще К. Д. Ушинским, а на глубокой психологической основе - Л. С Выготским.
Таким образом, мы можем определить ценностные ориентации как особое личностное образование, являющееся результатом освоения социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом. Эти образования сходят в мотивационную систему личности, являя собой активное начало, определяют поведение личности, планирование ее будущего, ее участие в формировании общественных норм и ценностей.
Ценностные ориентации представляют совокупность знаний и убеждений, определяющих направленность личности подростка, её мировоззрение, систему ценностей и нравственных норм. Можно сказать, что ценностные ориентации служат фактором регуляции поведения человека, его активности. Их регуляторная функция выражается в том, что они формируют установки личности подростка к деятельности, отбирают средства для её выполнения
В исследованиях многих ученых установлено, что успешность в любом виде деятельности зависит от мотива побуждающего действовать, иначе говоря, от того смысла, который имеет для человека данная реальность. Возникающий мотив создает установку к действию. В концепциях классической психологии мотиватором деятельности являются потребности. Известная пирамида А. Маслоу применима и к осуществлению потребностей с области экологической деятельности подростков:
- потребности безопасности: потребность сохранить благоприятные условия для существования всего живого, потребность сохранения своей
жизни и здоровья, заботы о других;
- познавательные: потребности познания природы с целью более гармоничного включения своей деятельности в природные процессы;
- эстетические: потребности духовного общения с природой, стремление увидеть и осознать красоту окружающего мира, сохранить и защитить ее;
- мировоззренческие: стремление понять свою роль и предназначение в мире, смысл собственной жизни и в соответствии с этим строить свою деятельность;
- потребность в самоактуализации и реализации своего внутреннего потенциала через экологически компетентную деятельность.
Осознание потребности в форме мотива как побуждения к экологически грамотной деятельности связано с формированием общей стратегической цели данной деятельности или ее результата - удовлетворения мотива, а, следовательно, и потребности.
Мотивация связана с развитием познавательных интересов и потребностей, рефлексивной экологической деятельности. Выход на уровень экологической грамотности отличается развитием творческой направленности и чувства ответственности. Экологическая деятельность проявляется в различных мотивах деятельности подростков, создает их высокую личную заинтересованность в ней и повышение экологической подготовки, что отражается на творческом росте и проявляется в осознании своего будущего профессионального уровня, а значит, и социального, и в удовлетворенности избранной профессии.
С позиций психологии, активизация человеческого организма основывается на двух процессах - на мотивации и восприятии, неразрывно связанных друг с другом. Без мотивации любое восприятие становится бесполезным. Мы направляем свои действия в зависимости от восприятий, подсказывающих путь к решению какой-либо задачи - ближайшей или намеченной на более отдалённое время, направляем свою активность на удовлетворение нашей потребности. По мнению Л. С, Выготского, «мотивация……….во всяком новом виде деятельности стоят в начале развития этой деятельности».
Предпосылкой развития мотива, как осознанного побуждения деятельности, является интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. При наличии соответствующих внешних условий возникает побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением познавательных потребностей, вызывающих, в свою очередь, активность субъекта и определяющих ее направленность к деятельности - возникает мотивация. Процессы возникновения мотивов не являются иными процессами, эти процессы взаимосвязаны и имеют значительно более важную структуру с внутренними обратными связями.
Например, интерес является не только первопричиной появления мотива, но есть проявление состояния мотивов и целей. Следовательно, интерес к экологической деятельности, интерес к экологическим знаниям можно рассматривать как проявление устойчивого экологоориентированного мотива в обучении. Сущность мотивации состоит в установлении противоречия между потребностью и предметом (на который она направлена), снимаемого и вновь порождаемого человеческой деятельностью. Создание нового предметного содержания оказывается средством развития человеческих потребностей и мотивов. Потребности порождаются и формируются, по К. Марксу, а трудовой деятельности, в процессе; производства и потребления. В процессе какого-либо вида деятельности создаются не только определенные способы действий, знания и навыки, но и определенное отношение к ней, формируются потребности человека, которые осознаются им как мотивы.
Ценностно-ориентационная деятельность, связанная с нравственным воспитанием, регуляцией и саморегуляцией на основе нравственных идеалов и ценностей, невозможна без знаний и умений в этой области, самостоятельного, творческого их использования на основе сложившегося опыта, эмоционально-ценностного отношения к знаниям, к людям, к себе. Отсюда — и степень грамотности (нравственности) поведения человека. Этими критериями измеряется грамотность человека, в основе содержания которой находится интегративная система содержания экологического образования.
Когнитивный компонент отражает информационную, развивающую, креативную и гуманистическую функции экологической грамотности подростков и включает интеллектуальные умения, а также систему экологических знаний, на основе которых строится целостная картина экологической действительности, систематизирующая и обобщающая результаты индивидуального опыта экологически ориентированной деятельности, формируется гуманистический стиль экологического мышления, определяющий характер творческой деятельности, готовность и стремления учащегося получать, искать, перерабатывать информацию и научно обоснованно использовать ее.
Все это включает подростка в деятельность, направленную, во-первых, на осознание необходимости разносторонней экологической информации, охватывающей философские, экономические, социологические, аспекты жизнедеятельности, способствующей повышению экологической культуры; во-вторых, нa понимание значимости приобретения и расширения знаний; в-третьих, на осознание важности приобретения экологической компетенции в современных условиях. Достигается это путем стимулирования деятельности учащихся, направленной на анализ и приобретение и личностной концепции, раскрытия источников знаний и рациональных способов своей экологической деятельности.
Мы считаем, что когнитивный компонент экологической грамотности старших подростков включает в себя систему знаний, основополагающими из которых являются знания о связях и зависимостях, существующих в экосистемах, о проблемах взаимодействия общества и природы.
Система знаний, входящих в когнитивный компонент экологической грамотности, как нам видится, служит им основой для понимания целостной экологической картины мира, что способствует объяснению и осознанию роли и места человека в системе мироздания; овладения экологически безопасными приемами и способами жизнедеятельности, способствующими решению экологических проблем; формирования морально-нравственных установок по отношению к природе, к собственной экологической деятельности и др.
Мы отмечаем, что формирование знаний не самоцель обучения, они являются инструментами осуществления экологической деятельности. Конечно, знание связей в природных экосистемах важно, но эти знания не могут подменить процесс социализации личности студента, понимания экономических, правовых, нравственных основ, определяющих отношение человека к окружающей среде. Мы согласны с мнением педагогов и психологов что, знания должны быть обретены, добыты, «открыты» самим человеком, лишь тогда они станут для него значимыми.
Задачу обретения знаний, как и другие образовательные задачи, можно решить, только заинтересовав, мотивировав студентов, создав условия для того, чтобы у них возникла потребность в образовании. Поэтому, необходимо обращение к формам проявления когнитивного компонента экологической грамотности старших подростков.
Педагоги считают, что интегрированная система экологических знаний и умений составляем основу эмоционально-оценочной деятельности учащихся, которая детерминирует становление субъективного отношения личности к миру, в том числе и на уровне подсознания. Эмоционально-оценочное отношение создает фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие готовность личности к определенному типу деятельности, анализу собственного поведения в социоприродной среде и объективной самооценки, что способствует практической реализации знаний. Система российского образования стала раздробленной с точки зрения региональной организации. Считается, что единое образовательное пространство является слабоструктурированной фикцией, регионализация образования становится еще одной силой феодализации государственного устройства России. Образование должно иметь смыслообразующий стержень духовно-этическую доминанту. Оно должно строиться на научных основах, а также быть многообразным, адекватным культурному разнообразию человечества и страны, удовлетворяя всесторонние потребности этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп равно как и удовлетворяя духовные запросы отдельной личности. На такое же понимание перспектив должно ориентироваться региональное образование.
Особое место в региональной системе образования занимает социализация личности подростка: воспитывать у школьников гражданское отношение к делу, развивать способность самостоятельно принимать решения и действовать. Реализация данных целей позволяет учащимся открытыми глазами смотреть на жизнь, адаптироваться к динамичным условиям современной жизни. Создание единого регионального образовательного пространства не только цель, но и условие развития региональной образовательной системы. В результате взаимообмена и взаимодействия с окружающей действительностью региональное образование может стать основой сохранения передачи и умножения интеллектуального потенциала, единения национального сознания, нравственного, физического и психического здоровья людей. Хорошее образование необходимо в первую очередь региону, так как выпускники школ пойдут не куда-нибудь, а в свое региональное общество — сельское хозяйство, промышленность, в сферу обслуживания, в вузы и т.д.
Оптимальность сочетания федерального и национально-регионального компонентов содержания экологического образования обеспечивается соблюдением ГОС (государственный образовательный стандарт) по естественнонаучным дисциплинам - носителям основных, экологических знаний. При отборе регионального содержания образования учитывается социально-экологическое развитие региона, местные, обеспечивающие связь с жизнью, теоретические знания.
Таким образом, возникновение и развитие региональной образовательной, системы привело к качественным изменениям содержательного и организационного экологического образования. Влияние этих изменений па процессы формирования экологической грамотности старших подростков и определило поиск новых подходов и внесло ряд существенных изменений в характеристику процесса моделирования системы экологического образования. Эти изменения сегодня определяюще влияют на результативность экологической подготовки.
Деятельностно-практитический компонент экологической грамотности подростков характеризует готовность подростков к экологической деятельности сообразно взглядам и убеждениям; реальную деятельность, осуществляемую в конкретных условиях в соответствии с нормами и правилами поведения в окружающей среде, предъявляемых природой и обществом.
Этой деятельности присущи прогнозируемость результатов адекватность принимаемых решений соответственно экологическому императиву, бережное отношение к миру, экономия и рациональное использование природных ресурсов. Знания экологического характера, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин, сами по себе не могут сформировать экологическую грамотность. Для этого они должны найти отражение и конкретной познавательной и индивидуальной деятельности по изучению и охране природной среды.
По определению А. Д. Урсула, экологическая деятельность включает я себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологической проблемы, экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности. Понятие «экологическая деятельность» не подменяет понятия «взаимодействие общества и природы», а вычленяет в нем существенную часть, которая относится к обществу и обусловлена его активностыо. Это, прежде всего, материальная деятельности людей по сохранению и улучшению окружающей природы, экологизации производства и созданию экологически безопасного производства, а также духовная деятельность, связанная с формированием экологического сознания.
Основные формы жизнедеятельности человека позволяют классифицировать экологическую деятельность как познавательную и преобразовательную. В первом случае в результате экологической деятельности происходит познание объектов, процессов, взаимосвязей в окружающей социально-природной среде. Во втором - преобразование природы, общества, самого человека. В экологической деятельности следует различать аспекты:
- индивидуальный - деятельность ориентируется на учет актуальных и потенциальных последствий, касающихся отдельной личности (изменение индивидуального сознания и характера деятельности конкретного человека);
- групповой - учет последствий, касающихся отдельных групп, которые имеют различные (иногда-противоположные) интересы при использовании природных ресурсов - «конфликт интересов»;
- культурологический - предполагает изменение традиционных стереотипов бытия, переориентацию на новые экологические ценности (человек органическая часть природы; мера вещей - уникальность жизни; согласование потребностей человека с экологическими требованиями);
- экономический – ориентирует на рациональное использование ресурсного потенциала;- социальный – в процессе экологической деятельности качество жизни должно повышаться.
В процессе экологической деятельности подросток меняется:
-увеличивается его запас знаний в областях экологии;
-формируются умения и навыки, ориентированные на рациональное и бережное использование природных ресурсов;
-формируются ценностные ориентации, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде и собственному здоровью;
-происходит дальнейшее развитие способностей, личностных качеств, позволяющих реализовать новый стиль социального поведения, который во многом противоречит опыту предыдущих поколений.
Таким образом, только сочетание этих трех критериев и в соответствии с их показателями может явиться основополагающими показателями определения экологической грамотности подростка и ее формирования.