Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

К вопросу о жилье для детей-сирот:
что предшествовало введению изменений в законодательстве в отношении жилья для детей-сирот  с 01.01.2013 г.

Мудрогеленко Наиля Измайловна

С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа  - в соответствии с федеральным законом № ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в Жилищный Кодекс РФ и статью 8  федерального закона № ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Что предшествовало изменениям в законодательстве в отношении жилья для детей-сирот?

В качестве мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предусмотрено совершенствование законодательства РФ в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

20 мая 2011 года был издан УКАЗ президента России О мониторинге правоприменения в РФ: «В целях совершенствования правовой системы РФ постановляю утвердить Положение о  мониторинге правоприменения, который определяет порядок осуществления правоприменения в России…

Возложить на Министерство Юстиции РФ

а)  осуществление мониторинга правоприменения в целях выполнения решений Конституционного Суда РФ и Постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятии (издание), изменение или признание утратившими силу законодательных и иных правовых актов Российской Федерации».

В соответствии с  УКАЗом  Правительству Российской     Федерации необходимо  «представлять ежегодно президенту РФ доклад о результатах мониторинга».

Федеральный закон № 15-ФЗ принят 29.02.2012 года.

Указом Президента России  № 761 от 01.06.2012 года была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Из доклада Президента России о результатах мониторинга  правоприменения в РФ за 2011 год: «Актуальным является обеспечение имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет.

При осуществлении мониторинга по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых  актов установлено, что одной из основных проблем в области социализации детей-сирот, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями. В целях устранения неоднородности правоприменения в этой сфере (обеспечение жилыми помещениями детей-сирот) в 2012 году был создан федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который вступает в силу 01.01.2013 года и предусматривает создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда только для детей-сирот, предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющееся у них жилое помещение, права на обеспечение  жильем, в также сохранения за лицами, достигшими 23 лет, права на предоставление жилья до их фактического обеспечения».

Также в Докладе указано: «В настоящее время в Минобрнауки разрабатываются методические рекомендации по применению указанного федерального закона для органов исполнительной власти субъекта РФ».

Министерством образования и науки РФ письмом № ИР-864/07 от 08 октября 2012 года были направлены Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный закон № 15-ФЗ вступил в силу с 01.01.2013 года, а был принят 29 февраля 2012 года,  до утверждения Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 года «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Тем не менее смысл вносимых изменений в вышеуказанные законы в отношении жилья для детей-сирот согласуется с  данной Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Из Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы:

Национальная стратегия была утверждена «В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка».

«Главная цель Национальной стратегии – определить основные механизмы и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые  механизмы ее реализации».

В Стратегии указаны основные проблемы в сфере детства, в частности: «Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально-опасном положении».

Одним из Ключевых принципов Национальной Стратегии является «Особое внимание уязвимым категориям детей. В РФ во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.»

К первоочередным мерам по реализации Национальной Стратегии относится:

- «разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики»

- «разработка и утверждение  стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели  качества жизни детей, включая  минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, …»

- «Проведение мониторинга законодательства РФ в сфере защиты детства, в том числе  уточнение и упорядочение правового содержания понятий «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»,  «дети, нуждающиеся в помощи государства»,  «дети, оставшиеся без попечения родителей»…».

- Формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей.

- Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного  взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

- Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства».

В главе V Национальной  Стратегии «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» сказано:

«К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации».

Из этой же главы V:

«Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску  социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях»

Одной из основных задач в обеспечении равных  возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, а именно для детей-сирот, является « Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.»

Мерами, направленными на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в том числе являются:

- Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания  в них

-Внедрение технологии «социальных лифтов» для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве.

- Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.

- Продолжение создания и развития региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,..

- Совершенствование законодательства РФ в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

В перечне  ожидаемых результатов в результате реализации данной Стратегии указано:

«Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям».

Таким образом, изменения, введенные федеральным законом № 15-ФЗ в законодательные акты в отношении жилищной обеспеченности детей-сирот, полностью согласуются с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, и основывается в том числе и на результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»