К вопросу о жилье для детей-сирот:
что предшествовало введению изменений в законодательстве в отношении жилья для детей-сирот с 01.01.2013 г.
Мудрогеленко Наиля Измайловна
С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа - в соответствии с федеральным законом № ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в Жилищный Кодекс РФ и статью 8 федерального закона № ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Что предшествовало изменениям в законодательстве в отношении жилья для детей-сирот?
В качестве мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предусмотрено совершенствование законодательства РФ в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
20 мая 2011 года был издан УКАЗ президента России О мониторинге правоприменения в РФ: «В целях совершенствования правовой системы РФ постановляю утвердить Положение о мониторинге правоприменения, который определяет порядок осуществления правоприменения в России…
Возложить на Министерство Юстиции РФ
а) осуществление мониторинга правоприменения в целях выполнения решений Конституционного Суда РФ и Постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятии (издание), изменение или признание утратившими силу законодательных и иных правовых актов Российской Федерации».
В соответствии с УКАЗом Правительству Российской Федерации необходимо «представлять ежегодно президенту РФ доклад о результатах мониторинга».
Федеральный закон № 15-ФЗ принят 29.02.2012 года.
Указом Президента России № 761 от 01.06.2012 года была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Из доклада Президента России о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год: «Актуальным является обеспечение имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет.
При осуществлении мониторинга по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов установлено, что одной из основных проблем в области социализации детей-сирот, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями. В целях устранения неоднородности правоприменения в этой сфере (обеспечение жилыми помещениями детей-сирот) в 2012 году был создан федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который вступает в силу 01.01.2013 года и предусматривает создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда только для детей-сирот, предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющееся у них жилое помещение, права на обеспечение жильем, в также сохранения за лицами, достигшими 23 лет, права на предоставление жилья до их фактического обеспечения».
Также в Докладе указано: «В настоящее время в Минобрнауки разрабатываются методические рекомендации по применению указанного федерального закона для органов исполнительной власти субъекта РФ».
Министерством образования и науки РФ письмом № ИР-864/07 от 08 октября 2012 года были направлены Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ.
Федеральный закон № 15-ФЗ вступил в силу с 01.01.2013 года, а был принят 29 февраля 2012 года, до утверждения Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 года «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Тем не менее смысл вносимых изменений в вышеуказанные законы в отношении жилья для детей-сирот согласуется с данной Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Из Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы:
Национальная стратегия была утверждена «В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка».
«Главная цель Национальной стратегии – определить основные механизмы и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации».
В Стратегии указаны основные проблемы в сфере детства, в частности: «Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально-опасном положении».
Одним из Ключевых принципов Национальной Стратегии является «Особое внимание уязвимым категориям детей. В РФ во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.»
К первоочередным мерам по реализации Национальной Стратегии относится:
- «разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики»
- «разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, …»
- «Проведение мониторинга законодательства РФ в сфере защиты детства, в том числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «дети, нуждающиеся в помощи государства», «дети, оставшиеся без попечения родителей»…».
- Формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей.
- Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.
- Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства».
В главе V Национальной Стратегии «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» сказано:
«К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации».
Из этой же главы V:
«Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях»
Одной из основных задач в обеспечении равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, а именно для детей-сирот, является « Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.»
Мерами, направленными на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в том числе являются:
- Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них
-Внедрение технологии «социальных лифтов» для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве.
- Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.
- Продолжение создания и развития региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,..
- Совершенствование законодательства РФ в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
В перечне ожидаемых результатов в результате реализации данной Стратегии указано:
«Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям».
Таким образом, изменения, введенные федеральным законом № 15-ФЗ в законодательные акты в отношении жилищной обеспеченности детей-сирот, полностью согласуются с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, и основывается в том числе и на результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год.