Возникновение и развитие дистанционного обучения
Большова Светлана Николаевна
Дистанционное обучение (ДО) –развивающаяся форма организации учебного процесса, отличающаяся от общепринятой формы обучения тем, что она ориентирована главным образом на самостоятельную работу обучающегося. Опыт многих стран показывает, что форма ДО весьма привлекательна и эффективна (например, 70 % образования Швеции – дистанционное). Это объясняется, прежде всего, низкой стоимостью обучения (в 5-10 раз ниже, чем при очной форме обучения) и возможностью получить образование по любой специальности в удобное для ученика время и в удобном для него месте. В настоящее время образование в РФ переживает не лучшие времена. Снижение госбюджетного финансирования образовательных программ привело к сокращению численности рабочих и учебных мест, финансируемых из бюджета, снижению заработной платы преподавателей и уходу многих из них в коммерческие структуры. Вместе с тем, существующая система высшего образования на территории РФ по ряду причин не позволяет предоставлять образовательные услуги всем в нем нуждающимся. Более 50 % жителей страны, желающих получить высшее образование в его традиционной очной форме, в настоящее время лишены такой возможности, так как конкурс на поступление в ВУЗы имеющие бюджетные места в среднем по РФ составляет около 3 человек на место. Возросла также стоимость жизни в крупных городах, снизилось количество общежитий, неимоверно увеличились тарифы на авиационные, железнодорожные и другие виды транспортных средств. Создание широкой сети дистанционного образования позволит решить эту проблему. Основными предпосылками для создания и развития мощной системы дистанционного образования в России является бурное развитие телекоммуникационных линий связи, новых компьютерных технологий в образовании и компьютерной техники. Если этому вопросу российские учебные заведения будут уделять мало внимания, то эту сферу образовательной деятельности займут учебные заведения зарубежных стран, давно практикующие дистанционную форму обучения. Дистанционная форма обучения в Западной Европе имеет более чем 40-летнюю историю развития. За это время западные дистанционные учебные заведения успешно отработали данную технологию. Широкие возможности в предоставлении услуг для обучения современным конкурентоспособным специальностям, гарантии качества образования и диплома, удобство в выборе места и времени обучения, относительно невысокая стоимость обучения позволили многим европейским дистанционным образовательным учебным заведениям быстро закрепиться на учебном рынке России.Распространению накопленных знаний способствует появление и стремительное развитие новых технологий. Важным стимулом этого процесса стало мировое признание глобальной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.
В последнее время развитие современного образования идет в сторону его демократизации, т.е. расширения доступа к высшему образованию. Это, в свою очередь, требует создания разнообразных и гибких форм образования. Появляются интерактивные образовательные технологии, которые позволяют сделать процесс обучения более доступным и занимательным. Создаются программы повышения квалификации и переквалификации, что, в совокупности с развивающимися компьютерными технологиями, делает возможным реализовать теорию «обучения через всю жизнь» (lifelong learning), которая подразумевает, что все люди способны к обучению, к развитию своих потенциальных возможностей, получению знаний, причем в любом возрасте. Также важным фактором в демократизации образования является создание международных образовательных стандартов, глобализация и интернационализация образования за счет повышения мобильности студентов и преподавателей внутри как одного города, страны, так и в международном масштабе.
В контексте всего вышесказанного становится понятна роль дистанционных образовательных технологий в системе современного образования. Развитие и совершенствование дистанционного обучения стало возможным благодаря достижению высокого уровня компьютерного обеспечения. Его значение растет с каждым днем и будет возрастать в будущем, по мере дальнейшего формирования информационного общества.
Для начала, рассмотрим само понятие дистанционных образовательных технологий. Согласно закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося[1]».
В методике применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях, утвержденной Минобразования России, говорится, что «целью использования дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания[2]».
Данный документ также определяет, что «использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся».
Согласно вышесказанному, дистанционное обучение – это обучение с помощью информационных технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. При этом для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Историю развития дистанционных образовательных технологий можно проследить исходя из того факта, что дистанционное обучение предполагает наличие определенных технологий, позволяющих передавать информацию на расстоянии. Так, можно предположить, что начало дистанционному обучению было положено еще в XIX веке во время третьей информационной революции, когда было изобретено электричество, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Возникшая тогда модель дистанционных образовательных технологий предполагала передачу знаний от преподавателя обучающемуся с помощью материалов печатного характера, радио или телевизионных передач. Постепенно появлялись радио курсы, состоящие из серий бесед. Однако эти технологии предполагали взаимодействие лишь в одном направлении, что было большим недостатком.
Огромное влияние на систему дистанционного образования оказало создание в 1969 году Открытого университета Великобритании (Open University of the United Kingdom). С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств, при этом доминирующее положение все равно оставалось у печатных материалов. В Открытом университете было разработано большое количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Взаимодействие университета со студентами так же осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами, к которым позже присоединились аудио- и видеокассеты. Однако к этому добавились переписки преподавателей с учениками, очные консультации и даже краткосрочные курсы по месту жительства.
Следующий важный этап в становлении дистанционных образовательных технологий связан с развивающимися стремительными темпами информационными и коммуникационными технологиями, в частности, с появлением персональных компьютеров и глобальной сети Интернет.
Благодаря этому стали возможны многие новые функции, услуги, которые вывели дистанционное обучение на новый уровень. Это и электронная почта, и разного рода конференции в режиме реального времени. Информацию стало возможным передавать в самых различных формах: текст, графика, звук, анимация, что сделало пособия для обучения более наглядными и доступными к усваиванию.
Таким образом, взаимодействие между преподавателем и обучающимся стало намного проще и эффективнее. Более того, появилась возможность общения непосредственно между учениками, с целью обмена опытом, разработки новых идей и просто обучения работе в группе.
Наряду с термином дистанционное обучение также говорят о сетевом, электронном обучении, что является русскоязычными аналогами английских терминов distance education или distance learning, e-Learning.
Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. С появлением e-Learning сразу же стали очевидны его достоинства, среди которых:
- новые технологии позволяют представить визуальную информацию в более яркой и динамичной форме, что, в свою очередь, делает дистанционные курсы интереснее и способствует лучшему усвоению материала;
- доступность и открытость дистанционного обучения позволяет учиться всю жизнь, не отрываясь от основного занятия и не покидая пределы своего дома или офиса, вне зависимости от его географического местоположения;
- сетевое обучение носит более индивидуальный характер. Обучающийся может сам регулировать расписание, темп занятий, возвращаться несколько раз к одним и тем же темам и т.д.
- отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем;
- проблема аутентификации пользователя при проверке знаний, т.к. невозможно сказать, кто на другом конце отвечает на вопросы.
[1] Об образовании: Статья 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ)
[2] Министерство Образования и Науки Российской Федерации – Документы/Приказы МОН РФ // Министерство образования Российской Федерации) [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации 2004‑2007 ‑ URL: http://www.edu.ru/db‑mon/mo/Data/d_02/4452.html.