Уроки этики
Устный журнал «Ежели вы вежливы…»
Еремина Елена Александровна
Выпуск №1
СТРАНИЦА 1. ЭКСКУРСИЯ.
Греческий зал Эрмитажа. Перед нами три скульптуры: Зевс, Аполлон, Афина. Экскурсовод ведет экскурсию, в течение которой ребята-артисты постоянно безобразничают.
Экскурсовод: Итак, мы с вами находимся в греческом зале Эрмитажа. Перед вами скульптуры, изображающие богов Древней Греции, вы их, конечно, узнали. /Потише, пожалуйста./ В центре – бог – громовержец Зевс, главное божество греческого Олимпа. В руках его жезл ( в ЕГО руках), символизирующий власть. /Оставьте, пожалуйста, жезл в покое!/ Справа – любимая дочь Зевса, богиня мудрости Афина, её вы узнаете по характерному шлему на голове. /Не надо снимать! Шлем не надо снимать!/ И, наконец, слева – брат её Аполлон, бог красоты, бог – покровитель искусств, в его руках /в его руках!/ - серебряный лук и стрелы, недаром греки
назвали его «сребролуким»…Нет, это невозможно…
Экскурсовод хватается за голову и убегает, оживают скульптуры.
Зевс: Нет моей мочи, о боги, смотреть на сие безобразие!
Племени дико орущего мне надоели бесчинства!
Вы посмотрите, что делает сей невоспитанный отрок:
Нос ковыряет он пальцем, полным микробов зловредных!
Аполлон: Этот от голода, видно, ногти свои догрызает.
Косы иная плетёт, власы другой раздирая.
Этого делать недолжно, внимая экскурсоводу.
Зевс: Нечего взоры вперять в предмет посторонний.
Аполлон: Не надо
Тыкать руками, хватать, проверять на зуб экспонаты.
Зевс: Речью своей не должно возмущать красноречие старших!
Нет, не могу я смотреть, молнией в пепел сожгу вас!
Гневно губительный огонь поразит вертлявые шеи!
Аполлон: Ваши дурные манеры обузданы будут стрелой!
Афина: Зевс, всемогущий отец, и брат Аполлон сребролукий!
О, пощадите детей, невинно прекрасных!
Не злобно, с умыслом хищноковарным
Резвятся они и играют.
Нет, по незнанью ведут себя столь недостойно!
Если бы знали они, как вести себя в обществе надо,
Кротко головки склонив, они благонравно стояли.
Дай мне, о Зевс, хоть немного на их обучение срока.
Я научу их, как должно, Аполлон мне в этом поможет.
Зевс: Что ж, мои дети, согласен, берите ребяток в науку.
Если ж успехов не будет, пускай на себя пеняют:
Я в порошок их сотру. Порошком же зубы почищу.
Боги уходят с пьедесталов.
Афина: Из глубокой древности пришло к вам слово «ЭТИКА». Этика – это нормы поведения, принятые в обществе. Запомните: этика – это мудрость, потому что умный человек уважает мнение других и не захочет показаться смешным и нелепым.
Аполлон: Этика – это великое искусство быть красивым, потому что ничто так не украшает человека, как вежливость.
Зевс: И, наконец, этика – это сила, потому что, обладая культурой поведения, вы будете уверенно себя чувствовать в любом обществе.
Боги удаляются.
СТРАНИЦА 2. НЕМНОГО ИСТОРИИ.
Пантомима:
Появляется ПЕРВЫЙ ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК. Видит яблоко, довольный, устремляется к нему, но в это время возникает ВТОРОЙ ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК. Он ударяет первого, но, когда сам пытается завладеть яблоком, ПЕРВЫЙ тоже бьёт его дубинкой. Несколько отойдя от удара, оба устремляются к добыче, но тут же испуганно отскакивают, потом неожиданно склоняются в самом светском поклоне, уступая друг другу яблоко. Затем они делят его пополам и расходятся чрезвычайно довольные друг другом.
ВЕДУЩИЙ: Зачем нужно знать историю культуры поведения? Да потому, что многие современные правила построены на старинных обычаях. Например, почему мужчина, мальчик должен снимать головной убор, входя в помещение? / Если ребята не могут ответить, то ведущий объясняет: В древности мужчины носили на голове шлем. Входя в дом, они снимали его, тем самым показывая, что они доверяют хозяину дома и под его крышей не ждут внезапного нападения./ Шлемы мужчины
давно не носят, а обычай остался просто как знак уважения. И если мальчик, входя в чей-то дом, не снимает шапку, это значит, что он либо не уважает хозяев дома, либо он не считает себя мужчиной.
В России первые правила поведения были написаны Петром I . Он часто бывал в Европе и видел, какой дикой, варварской страной была по сравнению с ней Россия. Мечтая сделать отсталую Россию культурной страной, он создаёт «Показание к житейскому обхождению…», которое называет «Юности честное зерцало!»
Глашатай: 1. Впервых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но всё потаённым образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца и матери…
2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинять вежливо и учтиво.
3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить… но ожидать, пока они выговорят… На стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.
4. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо…из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины только бывает.
5. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оной стретившего на три шага не дошед, и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедшее, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван…
СТРАНИЦА 3. ПОСМОТРИ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ.
Пантомима: «Зеркала»:
С разных сторон сцены появляются два неряшливо одетых мальчика. Вначале они смеются друг над другом, потом, поняв, что они зеркальное изображение, приводят себя в порядок и убегают.
Проходят по очереди все участники с плакатами.
1. Мы живем среди людей. Каждый из нас – частица человечества, и лучше не выделяться на общем фоне, как пятно от томатного соуса на белоснежной скатерти. Неряшливо одетый человек производит такое же неприятное впечатление, как грязная посуда и криво повешенная картина.
/на плакате: Сейчас самое время посмотреть правде в глаза./
2. Кроме платья у человека есть ещё руки, ноги и голова, которые тоже необходимо содержать в порядке.
Самый красивый наряд не закроет длинные ногти с траурной каймой, а буйная растительность на голове доставит удовольствие лишь бездомным воробьям. ЗА ВОЛОСАМИ ТОЖЕ НУЖНО УХАЖИВАТЬ, тогда они станут твоим украшением.
/далее тексты плакатов выделены шрифтом/
3. РУКИ МОГУТ ВЫПОЛНЯ САМУЮ РАЗНУЮ РАБОТУ. Но, когда уста говорят, руки должны молчать. Они не должны, привлекая к себе внимание, крутиться, как крылья мельницы, чесать затылок, лезть в нос, но одновременно не должны прятаться в карман. Использование рук в качестве указателей давно вышло из моды.
4. Голова существует для того, чтобы думать. Её не надо путать с погремушкой и понапрасну трясти ею, соглашаясь и не соглашаясь с чем-то. Но и не надо нежно поддерживать её руками, особенно во время еды.
КАКИМИ БЫ ТЯЖЕЛЫМИ МЫСЛЯМИ НЕ БЫЛА ЗАПОЛНЕНА ТВОЯ ГОЛОВА, НЕ БОЙСЯ – ОНА НЕ УПАДЁТ НА СТОЛ и не свалится в суп.
5. Появляется рассерженный мальчик, он швыряет портфель, пинает стул.
Девочка: Антон, у тебя что-нибудь случилось?
Мальчик: Отстань!
Д. : У тебя неприятности?
М.: Не лезь не в своё дело! /классу/ Ну, вот. Опять по математике двойку вкатили… /девочке/ а ты…Что тебе надо? МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК, ПРИДЯ ДОМОЙ, НАКОНЕЦ-ТО СТАТЬ САМИМ СОБОЙ?
6. Девочка в ответ показывает ему другой плакат: НАУЧИСЬ ВСЕГДА ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. КОНЕЧНО, ЭТО НЕ ВСЕГДА ПРОСТО. Чтобы в коллективе царила добрая и сердечная атмосфера, нужно считаться с присутствием других людей, их настроением и самочувствием. Безразлично, кто это: мама, бабушка или младшая сестрёнка, пусть даже кошка или собака…
7. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМНОСТИ. Не делай другому то, чего себе не желаешь. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
8. ДОБРОЕ И СЕРДЕЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - ВОТ ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
СТРАНИЦА 4. МЫ ПРИХОДИМ В ГОСТИ.
Мама: Антон, иди обедать!
Антон: Иду, мама.
Обедают. Звонок в дверь.
Мама: Открой дверь, кто-то звонит.
Антон: Сейчас. /идёт к двери и ворчит/: Вечно кто-нибудь не вовремя притащится. /открывает дверь, видит Мишу/ А-а, это ты…
Миша: Слушай, Антон, ты гулять выйдешь?
Антон: Да, только я сейчас обедаю, а потом выйду.
Миша: А, отлично! Там знаешь сколько наших собралось: и Вадька, и Димка, и Колька, и Витька…
Антон: Здорово! А во что вы там играете?
Миша: Мы? В шпионов. Мы с Колькой шпионы. Я тебе сейчас наш шифр покажу…
В коридор входит мама.
Мама: Здравствуй, Миша!
Миша/оглядывается/: Здрассьте! /отворачивается/ Вот, смотри…
Мама: Что же вы стоите в дверях? Антон, суп остынет! Миша, Антон сейчас не выйдет: он обедает. Вы уж договоритесь: или ты здесь подождёшь, или пойдёшь на улицу./уходит/
Миша: Я, наверное, пойду…
Антон: Ой, не уходи – я скоро!
Миша: Ну, ладно, давай только быстрей.
На кухне
Мама: А где же Миша?
Антон: А он там в коридоре ждёт…
Мама: Вот здорово! Ай да молодец! Прекрасно гостей встречаешь!
В коридоре
Антон: Слушай, Мишка, ты не стой в коридоре, проходи в комнату.
Миша: Да нет, я тут постою.
Антон: Ну, пройди, а то мама ругается.
Миша: Ладно, только ты давай побыстрее! /идёт одетый в комнату/
На кухне.
Антон вбегает и быстро ест.
Мама: Не давись, пожалуйста, ешь как следует!
Антон: Угу.
Миша/кричит из комнаты/: Антон, я тут хотел твоей железной дорогой поиграть, а она почему-то не включается!
Антон/вскакивает/: Сейчас включу!
Мама: Сиди! Когда это кошмар кончится? Вы почему ничего делать по- человечески не умеете? Ну, нельзя же так!
Миша/появляется в дверях кухни/: Знаешь, там по-моему, какой-то контакт не срабатывает…
Мама: Нет, это у вас какой-то контакт не срабатывает! Разве так можно? Антон, сядь и ешь как следует. А друга ты не пригласил к столу?
Антон: Не-ет…
Мама: Миша, ты разденься, пожалуйста, и садись с нами обедать.
Миша: Нет, я не буду. Я дома пообедал. И вообще я щи терпеть не могу.
Мама: Ну, тогда угощайся фруктами. Выбирай, вот яблоки, апельсины…
Миша: Я лучше апельсин. Я, знаете, когда дизентерией болел, так мне фруктов не давали. И я когда из больницы вышел, столько яблок съел, что мне аж плохо было, опять, думал в больницу попаду. И потом целый месяц смотреть на них не мог: тошнило…
Мама: М-да… Что-то и мне уже есть не хочется… Вот что, дорогие, идите-ка вы гулять поскорее.
Антон: И посуду можно не мыть?
Мама: Лучше уж я сама посуду вымою, зато на вас смотреть больше не придётся.
Миша и Антон /убегая/: Ур-ра!
План разбора сценки:
1. Как нужно открывать дверь?
Во-первых, не надо бурчать себе под нос недовольные фразы: их могут услышать за дверью и человек почувствует себя неловко. Любого человека нужно встречать радушно…
Во-вторых, открывая, распахните дверь достаточно хорошо. Высовывать нос в узкую щель – неприлично. Мы открываем дверь не для того, чтобы узнать, кто позвонил, а чтобы впустить позвонившего. Но и перебарщивать не надо. Если человек
зашёл к вам на минуту, то не надо понапрасну его задерживать.
2. К вам пришёл друг, который зовёт вас гулять, а вы можете выйти не сразу. Что делать?
Либо предложить подождать, либо сказать ему, когда вы сможете выйти. Лучше – второе, потому что родители разрешают детям гулять лишь определённое время, зачем же сокращать прогулку своему другу?
3. А если приятель решил всё-таки подождать вас дома?
Нужно предложить ему раздеться, помочь снять ему пальто и обязательно самому повесить пальто на вешалку. Нужно провести друга в комнату и, чтобы он не скучал, дать ему книгу или игру.
4. Как поступить если друг пришёл в гости не вовремя?
Здесь всё зависит от того, чем ты занят. Если дело важное /например, ты делаешь уроки или моешь полы/,
то нужно извиниться и выразить сожаление, что принять ты его не можешь. В свою очередь, воспитанный человек, сам должен почувствовать, что он пришёл некстати, и уйти.
5. А если ты в этот момент обедаешь?
Ты должен предложить подождать тебя, пригласить к столу должна мама: ты же не знаешь, что у неё в кастрюльках. Неожиданным приглашение ты можешь поставить её в неловкое положение. Если друг у тебя засиделся, то непременно угости его /самое лучшее – тем, что собираешься есть сам/.
6. Что делать, если к тебе пришёл приятель, которого родители не знают?
Его нужно представить родителям. Если пришло несколько человек, то первой представляют девочку.
7. Как нужно здороваться?
Слово «здравствуйте» нужно произносить достаточно чётко и смотреть на собеседника. Лучше всего, если если, здороваясь с родителями своих друзей, вы назовёте их по имени и отчеству. Нужно знать, как зовут людей, у которых вы часто бываете.
8. А если вы пришли не вовремя?
Нужно извиниться и, ничем не показав своего разочарования, уйти. Если ты зашёл к приятелю и застал там какое-то семейное торжество и полный дом гостей, то соберись с духом и скажи: «Не буду тебе мешать. Я зашёл к тебе, чтобы условиться на какой-то день. Мне нужно с тобой поговорить.»
9. Как быть, если тебя приглашают к столу?
Принять приглашение или отказаться, зависит от многих причин. Если ты видишь, что мама, уходя на работу, оставила твоему другу только тарелку каши, то лучше отказаться: ведь ты можешь поесть и дома.
Но пускать слюнки из ложной скромности тоже совсем ни к чему.
10. Что делать, если вы ждёте, когда ваш товарищ освободится?
Ни в коем случае не мешать ему закончить его дело. Не нужно брать что-либо без разрешения. Вряд ли вашего друга порадует, если вы, пока он обедает, включите японский магнитофон, а он вдруг сломается.
11. Что делать, если тебя угощают тем, что ты не любишь?
Поблагодарить и отказаться, не уточняя причину своего отказа.
12. О чём можно говорить за столом?
За столом не следует говорить о том, что может испортить аппетит, а, значит, и настроение. Но об этом мы поговорим в следующем выпуске нашего журнала…