Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Уроки этики

Устный журнал «Ежели вы вежливы…»

Еремина Елена Александровна

Выпуск №1

СТРАНИЦА 1. ЭКСКУРСИЯ.

Греческий зал Эрмитажа. Перед нами три скульптуры: Зевс, Аполлон, Афина. Экскурсовод ведет экскурсию, в течение которой ребята-артисты постоянно безобразничают.

Экскурсовод: Итак, мы с вами находимся в греческом зале Эрмитажа. Перед вами скульптуры,  изображающие богов Древней Греции, вы их, конечно, узнали. /Потише, пожалуйста./  В центре – бог – громовержец Зевс, главное божество греческого Олимпа. В руках его жезл ( в ЕГО руках),  символизирующий власть. /Оставьте, пожалуйста, жезл в покое!/ Справа – любимая дочь  Зевса, богиня мудрости Афина, её вы узнаете по характерному шлему на голове. /Не надо  снимать! Шлем не надо снимать!/ И, наконец, слева – брат её Аполлон, бог красоты, бог –  покровитель искусств, в его руках /в его руках!/ - серебряный лук и стрелы, недаром греки

назвали его «сребролуким»…Нет, это невозможно…

 

Экскурсовод хватается за голову и убегает, оживают скульптуры.

Зевс: Нет моей мочи, о боги, смотреть на сие безобразие!

Племени дико орущего мне надоели бесчинства!

Вы посмотрите, что делает сей невоспитанный отрок:

Нос ковыряет он пальцем, полным микробов зловредных!

 

Аполлон: Этот от голода, видно, ногти свои догрызает.

Косы иная плетёт, власы другой раздирая.

Этого  делать недолжно, внимая экскурсоводу.

 

Зевс: Нечего взоры вперять в предмет посторонний.

 

Аполлон: Не надо

Тыкать руками, хватать, проверять на зуб экспонаты.

 

Зевс: Речью своей не должно возмущать красноречие старших!

Нет, не могу я смотреть, молнией в пепел сожгу вас!

Гневно губительный огонь поразит вертлявые шеи!

Аполлон: Ваши дурные манеры обузданы будут стрелой!

 

Афина: Зевс, всемогущий отец, и брат Аполлон сребролукий!

О, пощадите детей, невинно прекрасных!

Не злобно, с умыслом хищноковарным

Резвятся они и играют.

Нет, по незнанью ведут себя столь недостойно!

Если бы знали они, как вести себя в обществе надо,

Кротко головки склонив, они благонравно стояли.

Дай мне, о Зевс, хоть немного на их обучение срока.

Я научу их, как должно, Аполлон мне в этом поможет.

 

Зевс: Что ж, мои дети, согласен, берите ребяток в науку.

Если ж успехов не будет, пускай на себя пеняют:

Я в порошок их сотру. Порошком же зубы почищу.

 

Боги уходят с пьедесталов.

Афина: Из глубокой древности пришло к вам слово «ЭТИКА». Этика – это нормы поведения, принятые в обществе. Запомните: этика – это мудрость, потому что умный человек уважает мнение других и не захочет  показаться смешным и нелепым.

Аполлон: Этика – это великое искусство быть красивым, потому что ничто так не украшает человека, как вежливость.

Зевс: И, наконец, этика – это сила, потому что, обладая культурой поведения, вы будете уверенно себя  чувствовать в любом обществе.

 

Боги удаляются.

СТРАНИЦА 2. НЕМНОГО ИСТОРИИ.

Пантомима:

Появляется ПЕРВЫЙ ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК. Видит яблоко, довольный, устремляется к нему, но в это время возникает ВТОРОЙ ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК. Он ударяет первого, но, когда сам пытается   завладеть яблоком, ПЕРВЫЙ тоже бьёт его дубинкой. Несколько отойдя от удара, оба  устремляются к добыче, но тут же испуганно отскакивают, потом неожиданно склоняются в самом светском поклоне, уступая друг другу яблоко. Затем они делят его пополам и расходятся  чрезвычайно довольные друг другом.

 

ВЕДУЩИЙ: Зачем нужно знать историю культуры поведения?  Да потому, что многие современные правила построены на старинных обычаях. Например, почему мужчина, мальчик должен снимать  головной убор, входя в помещение? / Если ребята не могут ответить, то ведущий объясняет: В древности  мужчины носили на голове шлем. Входя в дом, они снимали его, тем самым показывая, что они доверяют хозяину дома и под его крышей не ждут внезапного нападения./ Шлемы мужчины

давно не носят, а обычай остался просто как знак уважения. И если мальчик, входя в чей-то дом,  не снимает шапку, это значит, что он либо не уважает хозяев дома, либо он не считает себя   мужчиной.

В России первые правила поведения были написаны Петром I . Он часто бывал в Европе и видел,  какой дикой, варварской страной была по сравнению с ней Россия. Мечтая сделать отсталую Россию культурной страной, он создаёт «Показание к житейскому обхождению…», которое называет «Юности честное зерцало!»

 

Глашатай: 1. Впервых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и  возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но всё потаённым образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных в  стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не         повелевать, но именем отца и матери…

2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинять вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить… но ожидать, пока они выговорят… На стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется,  но стоять должны прямо.

4. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо…из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины только бывает.

5. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оной стретившего на три шага не дошед, и шляпу приятным образом сняв,  а не мимо прошедшее, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу  держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван…

 

СТРАНИЦА 3. ПОСМОТРИ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ.

Пантомима: «Зеркала»:

С разных сторон сцены появляются два неряшливо одетых мальчика. Вначале они  смеются друг над другом, потом, поняв, что они зеркальное изображение, приводят себя в порядок и убегают.

 

Проходят по очереди все участники с плакатами.

1.  Мы живем среди людей. Каждый из нас – частица человечества, и лучше не выделяться на общем фоне, как пятно от томатного соуса на белоснежной скатерти. Неряшливо одетый человек производит такое же неприятное впечатление, как грязная посуда и криво повешенная картина.

/на плакате: Сейчас самое время посмотреть правде в глаза./

2. Кроме платья у человека есть ещё руки, ноги и голова, которые тоже необходимо содержать в порядке.

Самый красивый наряд не закроет длинные ногти с траурной каймой, а буйная растительность на голове доставит удовольствие лишь бездомным воробьям. ЗА ВОЛОСАМИ ТОЖЕ НУЖНО УХАЖИВАТЬ, тогда они станут твоим украшением.

/далее тексты плакатов выделены шрифтом/

3.  РУКИ МОГУТ ВЫПОЛНЯ САМУЮ РАЗНУЮ РАБОТУ. Но, когда уста говорят, руки должны молчать. Они не должны, привлекая к себе внимание, крутиться, как крылья мельницы, чесать затылок, лезть в нос, но одновременно не должны прятаться в карман. Использование рук в качестве указателей давно вышло из моды.

4.  Голова существует для того, чтобы думать. Её не надо путать с погремушкой и понапрасну трясти ею, соглашаясь и не соглашаясь с чем-то. Но и не надо нежно поддерживать её руками, особенно во время еды.

КАКИМИ БЫ ТЯЖЕЛЫМИ МЫСЛЯМИ НЕ БЫЛА ЗАПОЛНЕНА ТВОЯ ГОЛОВА, НЕ БОЙСЯ – ОНА НЕ УПАДЁТ НА СТОЛ и не свалится в суп.

 

5. Появляется рассерженный мальчик, он швыряет портфель, пинает стул.

Девочка: Антон, у тебя что-нибудь случилось?

Мальчик: Отстань!

Д. : У тебя неприятности?

М.: Не лезь не в своё дело! /классу/ Ну, вот. Опять по математике двойку вкатили… /девочке/ а ты…Что тебе надо? МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК, ПРИДЯ ДОМОЙ, НАКОНЕЦ-ТО СТАТЬ САМИМ СОБОЙ?

6. Девочка в ответ показывает ему другой плакат: НАУЧИСЬ ВСЕГДА ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. КОНЕЧНО, ЭТО НЕ ВСЕГДА ПРОСТО. Чтобы в коллективе царила добрая и сердечная атмосфера, нужно считаться с присутствием других людей, их настроением и самочувствием. Безразлично, кто это: мама, бабушка или младшая сестрёнка, пусть даже кошка или собака…

7. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМНОСТИ. Не делай другому то, чего себе не желаешь. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

8. ДОБРОЕ И СЕРДЕЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - ВОТ ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

 

 

СТРАНИЦА 4. МЫ ПРИХОДИМ В ГОСТИ.

Мама: Антон, иди обедать!

Антон: Иду, мама.

Обедают. Звонок в дверь.

Мама: Открой дверь, кто-то звонит.

Антон: Сейчас. /идёт к двери и ворчит/: Вечно кто-нибудь не вовремя притащится. /открывает дверь, видит Мишу/ А-а, это ты…

Миша: Слушай, Антон, ты гулять выйдешь?

Антон: Да, только я сейчас обедаю, а потом выйду.

Миша: А, отлично! Там знаешь сколько наших собралось: и Вадька, и Димка, и Колька, и Витька…

Антон: Здорово! А во что вы там играете?

Миша: Мы? В шпионов. Мы с Колькой шпионы. Я тебе сейчас наш шифр покажу…

В коридор входит мама.

Мама: Здравствуй, Миша!

Миша/оглядывается/: Здрассьте! /отворачивается/ Вот, смотри…

Мама: Что же вы стоите в дверях? Антон, суп остынет! Миша, Антон сейчас не выйдет: он обедает. Вы уж договоритесь: или ты здесь подождёшь, или пойдёшь на улицу./уходит/

Миша: Я, наверное, пойду…

Антон: Ой, не уходи – я скоро!

Миша: Ну, ладно, давай только быстрей.

На кухне

Мама: А где же Миша?

Антон: А он там в коридоре ждёт…

Мама: Вот здорово! Ай да молодец! Прекрасно гостей встречаешь!

В коридоре

Антон: Слушай, Мишка, ты не стой в коридоре, проходи в комнату.

Миша: Да нет, я тут постою.

Антон: Ну, пройди, а то мама ругается.

Миша: Ладно, только ты давай побыстрее! /идёт одетый в комнату/

На кухне.

Антон вбегает и быстро ест.

Мама: Не давись, пожалуйста, ешь как следует!

Антон: Угу.

Миша/кричит из комнаты/: Антон, я тут хотел твоей железной дорогой поиграть, а она почему-то не включается!

Антон/вскакивает/: Сейчас включу!

Мама: Сиди! Когда это кошмар кончится? Вы почему ничего делать по- человечески не умеете? Ну, нельзя же так!

Миша/появляется в дверях кухни/: Знаешь, там по-моему, какой-то контакт не срабатывает…

Мама: Нет, это у вас какой-то контакт не срабатывает! Разве так можно? Антон, сядь и ешь как следует. А друга ты не пригласил к столу?

Антон: Не-ет…

Мама: Миша, ты разденься, пожалуйста, и садись с нами обедать.

Миша: Нет, я не буду. Я дома пообедал. И вообще я щи терпеть не могу.

Мама: Ну, тогда угощайся фруктами. Выбирай, вот яблоки, апельсины…

Миша: Я лучше апельсин. Я, знаете, когда дизентерией болел, так мне фруктов не давали. И я когда из больницы вышел, столько яблок съел, что мне аж плохо было, опять, думал в больницу попаду. И потом целый месяц смотреть на них не мог: тошнило…

Мама: М-да… Что-то и мне уже есть не хочется… Вот что, дорогие, идите-ка вы гулять поскорее.

Антон: И посуду можно не мыть?

Мама: Лучше уж я сама посуду вымою, зато на вас смотреть больше не придётся.

Миша и Антон /убегая/: Ур-ра!

 

План разбора сценки:

1. Как нужно открывать дверь?

Во-первых, не надо бурчать себе под нос недовольные фразы: их могут услышать за дверью и человек почувствует себя неловко. Любого человека нужно встречать радушно…

Во-вторых, открывая, распахните дверь достаточно хорошо. Высовывать нос в узкую щель – неприлично. Мы открываем дверь не для того, чтобы узнать, кто позвонил, а чтобы впустить позвонившего. Но и перебарщивать не надо. Если человек

зашёл к вам на минуту, то не надо понапрасну его задерживать.

2. К вам пришёл друг, который зовёт вас гулять, а вы можете выйти не сразу. Что делать?

Либо предложить подождать, либо сказать ему, когда вы сможете выйти. Лучше – второе, потому что родители разрешают детям гулять лишь определённое время, зачем же сокращать прогулку своему другу?

3. А если приятель решил всё-таки подождать вас дома?

Нужно предложить ему раздеться, помочь снять ему пальто и обязательно самому повесить пальто на вешалку. Нужно провести друга в комнату и, чтобы он не скучал, дать ему книгу или игру.

4. Как поступить если друг пришёл в гости не вовремя?

Здесь всё зависит от того, чем ты занят. Если дело важное /например, ты делаешь уроки или моешь полы/,

то нужно извиниться и выразить сожаление, что принять ты его не можешь. В свою очередь, воспитанный человек, сам должен почувствовать, что он пришёл некстати, и уйти.

5. А если ты в этот момент обедаешь?

Ты должен предложить подождать тебя, пригласить к столу должна мама: ты же не знаешь, что у неё в кастрюльках. Неожиданным приглашение ты можешь поставить её в неловкое положение. Если друг у тебя засиделся, то непременно угости его /самое лучшее – тем, что собираешься есть сам/.

6. Что делать, если к тебе пришёл приятель, которого родители не знают?

Его нужно представить родителям. Если пришло несколько человек, то первой представляют девочку.

7. Как нужно здороваться?

Слово «здравствуйте» нужно произносить достаточно чётко и смотреть на собеседника. Лучше всего, если если, здороваясь с родителями своих друзей, вы назовёте их по имени и отчеству. Нужно знать, как зовут людей, у которых вы часто бываете.

8.  А если вы пришли не вовремя?

Нужно извиниться и, ничем не показав своего разочарования, уйти. Если ты зашёл к приятелю и застал там какое-то семейное торжество и полный дом гостей, то соберись с духом и скажи: «Не буду тебе мешать. Я зашёл к тебе, чтобы условиться на какой-то день. Мне нужно с тобой поговорить.»

 

 

9. Как быть, если тебя приглашают к столу?

Принять приглашение или отказаться, зависит от многих причин. Если ты видишь, что мама, уходя на работу, оставила твоему другу только тарелку каши, то лучше отказаться: ведь ты можешь поесть и дома.

Но пускать слюнки из ложной скромности тоже совсем ни к чему.

10. Что делать, если вы ждёте, когда ваш товарищ освободится?

Ни в коем случае не мешать ему закончить его дело. Не нужно брать что-либо без разрешения. Вряд ли вашего друга порадует, если вы, пока он обедает, включите японский магнитофон, а он вдруг сломается.

11. Что делать, если тебя угощают тем, что ты не любишь?

Поблагодарить и отказаться, не уточняя причину своего отказа.

12. О чём можно говорить за столом?

За столом не следует говорить о том, что может испортить аппетит, а, значит, и настроение. Но об этом мы поговорим в следующем выпуске нашего журнала…

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»