История экологического образования в России
Кузьмина С.А., Лубенникова С.А., Попова Л.А.,
ГБОУ лицей № 623 им. И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Экологическое образование в Россииимеет длительную предысторию. Во второй половине ХIХ в. против формально-словесного изучения природы, узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней выступали русские просветители В. Г. Белинский, А. Г. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др. Они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе. Л. Н. Толстой также отводил важную роль в процессе нравственного совершенствования детской личности впечатлениям, полученным от общения с природой: «…жалко срубить дерево, потому что оно живое. Ведь это все равно, что кровь. Когда из березы сок пьем». Призывал расширять общение с природой и великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он недоумевал, что «воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике».
Важной предпосылкой становления экологического образования в России стал сбор множества фактов экологического содержания натуралистами России XVIIIв. И. Г. Гмелиным, Г. В. Стеллером, С. П. Крашенниковым, И. И. Лепехиным, П. С. Палласом, В.Ф. Зуевым и др.
С 50-х гг. XIXв. знания из области экологии успешно проникали в учебные заведения России, прежде всего в высшие, а затем в средние и начальные, посредством развивающегося биологического направления в изучении природы, сторонники которого рассматривали живые и неживые предметы и явления природы в их единстве, взаимодействии и взаимозависимости (А. Н. Бекетов, В.И. Вернадский, Д. Н. Кайгородов, А. О. Ковалевский, Г.Ф. Морозов, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, В. Н. Сукачев). Внедрение идей биологического направления в школьное естествознание было началом осуществления экологического образования в учебных учреждениях России. Так, сторонниками биологического направления на начальном уровне разрабатывался научный аспект экологического образования, который заключается в развитии познавательного отношения к окружающей среде.
Наряду с усвоением учащимися биологических знаний, экологическое образование включало в себя и воспитание нравственного, эстетического, бережного отношения к природе. Эти вопросы нашли отражение в трудах целого ряда педагогов второй половины XIX– начала XXвв. (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров, Д. Д. Семенов).
Таким образом, были определены требования к содержанию экологического материала, разработаны дидактические основы преподавания курса естествоведения, включающего экологические вопросы, обоснована необходимость бережного, нравственного отношения к природе.
Однако наибольшее количество экологических знаний получали учащиеся земских школ, где преобладали учебные книги прогрессивно настроенных педагогов. В министерские школы подобные учебные книги были допущены лишь в начале XXв. Учащиеся церковно-приходских школ получали минимальное количество естественнонаучных знаний, но в школах этого типа много внимания уделялось формированию бережного отношения ко всему живому на земле [1].
Но, несмотря на развитие экологического образования, в конце XIX–начале XXв. оно носило познавательный характер и обуславливалось в большей степени бурным развитием естественных наук.
Вторую половину XIXв. можно считать периодом, когда стала очевидной неразумность людей в обращении с природой. Катастрофический ущерб, наносимый природному миру промышленным и сельскохозяйственным производством, а также безответственным человеческим поведением, заставил общество задуматься о возможном будущем и об охране природы, рациональном использовании её ресурсов. Как следствие сложившейся ситуации, начиная с 50-х гг. стали создаваться специальные научные и административные организации по изучению и использованию природных ресурсов. Это дало возможность введения в учебные программы вопросов природоохранительного характера [2].
С начала 60-х гг. усиливается интерес к природоохранительному просвещению (Н. М. Верзилин, И. А. Рыков ). С конца 60-х гг. педагогической наукой начали активно разрабатываться проблемы природоохранительного просвещения школьников. Вопросы охраны природы и применения ресурсосберегающих технологий постепенно включались в школьные программы и учебники. Вначале эти темы представляли интерес в основном для методик преподавания естественнонаучных предметов, в частности биологии и географии. Но при этом вопросы охраны природы не конкретизировались, а, как правило, формально, бездоказательно декларировались, а в учебниках и программах не акцентрировалось внимание на деятельности человека, его потенциальных возможностях повлиять на состояние окружающей среды. Тем не менее, уже тогда в природоохранной проблематике наряду с просветительскими стали отражаться и воспитательные моменты [3].
Исследования Э. В. Гирусова, Ю. Т. Маркова, Д. Ж. Марковича, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула указывают, что решению важнейших экологических проблем должно способствовать образование в области природопользования.
Становление теории и практики современного экологического образования связанно с работами И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, В. Г. Иоганзена, Н. М. Мамедова, Н. А Рыкова, Е. С. Сластениной, И. Т. Суравегиной, Е. Ю. Шапокине.
Благодаря интенсивному накоплению знаний о взаимодействии природы и общества, встала задача их отражения в содержании образования. Данный аспект изучения основ наук в школе получил название экологического образования. Стало признанным, что для осуществления полноценного экологического образования необходимо включить экологические вопросы в состав как естественнонаучных, так и гуманитарных предметов. А междисциплинарность экологических проблем потребовала межпредметного подхода к их исследованию.
Некоторые авторы рассматривают сегодня экологическое образование и воспитание как систему социальных норм, правил, знаний, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в среде его общения. В педагогической литературе выделяются с наибольшими вариациями несколько уровней содержания экологического образования [4].Мы согласны с мнением Е. Б. Осей, что достичь конечной цели –развитие у школьников экологической образованности и ответственности –возможно, если:
- уровень общенаучных базовых знаний обеспечивает осмысление основных логических знаний, что способствует принятию ответственных решений по отношению к окружающей среде;
- межпредметные знания способствуют формированию ценностных ориентаций, обеспечивают понимание того, что культура, религия, экономика, политика влияют на потребление окружающей среды с точки зрения экологической перспективы [5].
В настоящее время в России проводятся теоретические и прикладные исследования в области содержания, организационных форм, технологии общего среднего экологического образования. Разрабатывается Концепция общего экологического образования. Но до сих пор в России экологическим образованием охвачено лишь 30% школьников. Сводится оно к осведомленности в области экологических проблем [6]. К формам его реализации в российской школе относятся:
1) учебный предмет «Экология»;
2) экологизация учебных предметов «химия», «физика», «география», «биология»;
3) факультативные и профильные курсы.
Учебный предмет «Экология» только в 1993 г. был введен в учебные планы 5-х и 9-х классов школ, Проблемным Советом по экологическому образованию Российской академии образования предложены Концепция общего среднего экологического образования и проект Временного государственного образовательного стандарта. В 1997 г. предмет «Экология» был переведен из федерального (базисного) компонента учебного плана в региональный в связи с сокращением на 15-20% учебной нагрузки школьников. Согласно региональному компоненту, «Экологию» рекомендуется вводить только в 10-11 классах. Однако в 15 регионах страны в некоторых школах этот предмет вводится с 1 класса за счет школьного компонента учебного плана [7]. Малый срок развития учебного предмета «Экология» обуславливает недостаточную системность экологического образования.
Для экологизации школьных учебных предметов подготовлены и изданы дополнения к учебникам физики, географии, экологизированные программы («Химия и экология», «Курс химии для гуманитарных классов», «Природа и литература» и др.).
Для школьного экологического образования Министерством образования и науки Российской Федерации предложены факультативные курсы: «Экология города», «Глобальная экология», «Экология современного человека» и другие [8].
В настоящее время опыт реализации экологического образования в России накапливается, но, по мнению профессора А. Н. Захлебного, экологическое образование остается «педагогически слабо организованной, не скоординированной россыпью представлений о новой проблеме человечества –угрозе разрушения экологических основ жизни и путях её решения».
При планируемом переходе на 12-летнее обучение единого мнения о форме реализации экологического образования среди специалистов также не сложилось. Высказываются различные точки зрения: введение обязательной дисциплины «Экология» с 1 по 10 класс; только в 10 классе; только на старшей ступени обучения, т. е. в 11-12 классах; ограничиться только экологизацией учебных предметов [9].
Мы считаем, что, несмотря на развитие экологического направления в системе образования и достаточно высокий уровень теории и практики экологического образования в настоящее время, пока не сформирована структура, определяющая взаимосвязь междисциплинарных направлений в общей и профессиональной экологической подготовке. Необходимо учитывать, что опыт реализации экологического образования в России также накапливается, но современное российское экологическое образование имеет ряд проблем, не позволяющих в полной мере реализовать свой потенциал и сформировать экологически грамотную личность. Основной причиной, как нам видится, является отсутствие целостности, системности, непрерывности экологического образования, а также содержания экологической направленности в программах базовых учебных дисциплин.
Цель экологического образования – дать возможность учащимся понять сложность проблематики охраны окружающей среды, осознать необходимость приспособить свою деятельность и развиваться такими способами, которые находятся в гармоническом отношении к окружающей среде. Поэтому следует сформировать у подростков научные знания, взгляды и убеждения, обеспечивающие становление у них ответственного и деятельностного отношения к окружающей среде, безопасного для своей жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих; познакомить учащихся с путями разумного использования природных ресурсов в интересах общества; сформировать мотивы, которыми должны руководствоваться учащиеся в своем общении с природой.
Пристальное внимание в современном образовании к экологическим проблемам обусловлено тем, что Россия включилась в международное движение, направленное на формирование экологической культуры человека. Об этом свидетельствуют такие документы, как: Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1992 г.); Национальный план действий Министерства экологии и природных ресурсов РФ по реализации решений конференции ОНН по окружающей среде и развитию (1993 г.); Постановление № 4 / 1-6 от 30 марта 1994 г. Министерства образования РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации».
В педагогическом отношении при раскрытии содержания экологического образования необходимо иметь в виду следующее:
1. Использовать объективные данные о состоянии природной среды в целом и отдельных её составляющих; причем следует использовать не только данные сами по себе, но и иллюстрации к ним относительно тех взаимосвязанных следствий, которые может повлечь за собой то или иное частное изменение какого-либо компонента биосферы.
2. Комплексно освещать экологические явления. Важно воспроизвести не только картину сложной совокупности природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в самом обществе.
Литература
1. Фарахутдинов, Ш. Ф. Институционные основы формирования экологической грамотности [Текст]: дис. канд. социол. наук: / Ш. Ф. Фарахутдинов. –Тюмень: 2006.–185 с.
2. Звягинцев, Е. А. К вопросу о преподавании истории и географии [Текст]/ Е. А.Звягинцев // Вестник воспитания, –М., 1986, № 1.
3. Григорьев, С. И. Соотношение глобального, национального и регионального компонента в образовании [Текст]/ С. И. Григорьев, П. Т. Гусликов. –Сб.: Университеты России: проблемы регионализации.–Ростов-на-Дону, 1994.–С.89–94.
4. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник[Текст]/ Н. Ф. Реймерс.–М., 1990.–318с
5. Осей, Е. Б. Экологическое образование старшеклассников в условиях модернизации российского образования [Текст]/ Е. Б. Осей: дис. … канд. пед. наук. –М.:РГБ, 2003. –168 с.
6. Романова, К. А. Роль экологического образования в современной жизни человека. [Текст]/ К. А. Романова. – Образование и наука. – 2001. – № 3 (9). – С. 90 – 98.
7. Вести из государственной думы // Вестник экологического образования в России [Текст]. –1999. –№ 2 (12). –С. 3-10.
8. Устойчивое развитие и экологизация школьного образования / Сост. и ответств. Ред. Н. М. Мамедов. –М. : СТУПЕНИ, 2003. –288с.
9. Бородько, М. В. Каким быть экологическому образованию в 12-летней школе? [Текст]/ М. В. Бородько // Педагогика. –2000. –№ 6.–С. 40–56.