Мастер-класс «Творческий потенциал…Что это?»
Учитель: Будкина Алла Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории.
ГБОУ CОШ №585
Кировского района Санкт-Петербурга
Педагогическое кредо учителя:«В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
Цель:
-привлечь внимание к обсуждению современных требований к профессионализму педагогических работников, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся;
--заинтересовать учителей идеей самообразования, поиском методов, средств, находок в этом направлении;
-дать импульс очному обсуждению данных вопросов
Задачи мастер-класса:
1. передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
2. совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
3. рефлексия собственного профессионального опыта участниками мастер-класса.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Данную задачу невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса.
И здесь, наиболее адекватно использование элементов деятельностного подхода, включая такую инновацию, как развитие критического мышления.
2. Использование приема «Верные и неверные утверждения»
У каждого участника мастер-класса имеются карточки, в которых они должны указать, какие утверждения они считают верными, а какие нет.
1.Творческими способностями обладают лишь особенные люди. (Верно. Неверно.)
2.Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д.(Верно. Неверно.)
3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. (Верно. Неверно.)
-На данном этапе вы высказали свое мнение. К этим же утверждениям мы вернемся в конце мастер-класса.
3.Использование приема «Ассоциация».
-Давайте познакомимся с готовым определением того, что такое «творческий потенциал»:
« Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность».
-В этом определении очень часто встречается слово «творчество». Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово? Выразите каждую ассоциацию одним словом и запишите. (У каждого участника карточка для заполнения).
-Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Такие ситуации возникают у всех людей, в независимости от их образования, профессии или сферы деятельности.
4.Использование приема «Чтение с остановками»
-Что такое «творчество» мы выяснили. Теперь обратимся к определению потенциала.
Потенциал(от лат. - сила) - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
-Хочу предложить вам познакомиться с притчей.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
- Господи! Это Ты! - воскликнула она с радостью.
- Да, это Я, - ответил Бог.
- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.
- У меня можно купить все,- прозвучал ответ.
- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
-Как вы думаете, что было в коробочке? (После обсуждения открывается продолжене
- И это все?! - воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
- Да, это все,- ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Наклонности, способности и таланты – это семена, которые Вы получили от Бога. Посеять семена, ухаживать за ростками и получить урожай – Ваша миссия, цель и смысл жизни
- И это все?! - воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
- Да, это все,- ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Наклонности, способности и таланты – это семена, которые Вы получили от Бога. Посеять семена, ухаживать за ростками и получить урожай – Ваша миссия, цель и смысл жизни
-Мне кажется, что это и наша с вами профессиональная миссия! Мы должны создать такие условия, чтобы дети могли раскрыться, в полной мере использовать и развивать свой творческий потенциал.
-Об этом говорили и многие известные люди.
«Способности мало значат без возможностей» - французский полководец и государственный деятель Наполеон I (Бонапарт) (1769-1821);
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» - римский писатель, философ Луций Аней Сенека (4 до н.э.-65 н.э.);
«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности» - немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872);
5. Выводы.
-А теперь давайте вернемся к «Верным и неверным изречениям».
-Прочитайте их еще раз и скажите, кто из вас изменил свое первоначальное мнение?
-Так к какому выводу мы пришли?
Творческим потенциаломобладает каждый. Творить могут все, не зависимо от профессии, уровня материального достатка и возраста. Ограничений для раскрытия творческого потенциала не существует. Нужно лишь одно условие – стремление к развитию творческого потенциала своей личности.
6. Методический прием «Синквейн».
-Синквейн - быстрый инструмент для рефлексии. Он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
-А так как мы говорили о творчестве, о творческом потенциале учителя, то и темой синквейна будет учитель. (Участники составляют синквейны).
Учитель
Душевный, открытый.
Любит, ищет, думает.
Много идей - мало времени.
Призвание.
Учитель
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага.
7.Заключение.
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш.Амонашвили