Образовательная технология развития критического мышления ( РКМ – система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у учащихся), благодаря разнообразию своих стратегий может стать одной из основных информационно - коммуникационных технологий на уроках истории, обществознания, история и культура Санкт Петербурга, ОРКСЭ.
Овладение и практическое применение предлагаемого инновационного продукта способствуют формированию новых компетенций учащихся: учебно- познавательных, информационных, коммуникативных, личностных.
Использование интернет- ресурсов, анализ исторического документа, визуальной информации, умение задавать вопросы, «сворачивать» информацию, находить в тексте главное, графически структурировать текст основной «инструментарий» учащихся.
Сама технология развития критического мышления ( Критическое мышление – система мыслительных стратегий, методов и приёмов, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью) предполагает три фазы конструктивно-смыслового построения урока.
Первая фаза – вызова. Важность её в самостоятельной актуализации уже имеющихся знаний, пробуждения познавательной активности, стремление заполнить «информационную пустоту» учащихся.
Вторая фаза - реализации смысла. Организация активной работы с информацией, переживания информации и эффект её «приобретения».
Две фазы урока : 1- Вызова, 2- осмысления являются основополагающими любого урока.
Важнейшей и интереснейшей фазой предлагаемой технологией является третья - фаза рефлексии ( рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причины этого) , когда происходит личностное осмысление, принятие материала , и использование его уже как личностного творческого опыта, систематизация материала, мотивация учащихся на новый этап познания.
Предлагаемый инновационный продукт даст возможность учителю освоить данные стратегии и успешно внедрять их в свои проекты, решать поставленные перед собой задачи. Технология РКМ в своём разнообразии стратегий дает возможность конкретного обучения и овладения этими методиками успешно. Выбор стратегии за преподавателем, учениками.
Детям интересно всё ,что происходит с ними на уроке, и когда учитель говорит им об экспериментах, новых педагогических технологиях, они воспринимают это с большим энтузиазмом ,и готовы стать нашими партнёрами в новом деле.
Практика показала, что обучение должно происходить поэтапно, обязательно с объяснением ученикам, что мы делаем на уроке и для чего.
Стратегии: «Чтение с остановками», «Техника вопросов», «Инсерт» ( ранее эта стратегия описывалась как «Карта понятий») может стать началом работы в технологии РКМ. Ребята достаточно быстро чувствуют себя уверенно, потому, что частично знакомы с элементами этих методик , а также потому, что эти стратегии имеют простой алгоритм. Первая технология, применяется на уроках , когда мы знакомимся со статьями параграфа, работаем с историческими документами.
«Вопросительные слова», «Ромашка вопросов»эти технологии могут быть использованы, когда учащиеся имеют некоторые сведения о теме. На уроке может быть дана краткая информация по теме , а далее , «умеющий мыслить, умеет задавать вопросы!» , осмысление с ребятами удивительного мира разнообразия вопросов.
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Как? Что? Почему? Какая взаимосвязь? И т. п. |
|
Ромашка вопросов имеет 6 лепестков (6 типов вопросов) : простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, практический вопрос, вопрос- интерпретация, творческий вопрос.
Дети быстро показывают умение, навыки работы и понимание данной стратегии.
Крайне важно напоминать и объяснять ученикам, что приобретённые компетенции не только для одного урока а могут и должны быть использоваться на протяжении всего учебного процесса , а главное в жизни!
Стратегии РКМ может быть эффективно использована во внеклассной работе, классных часах.
Обсуждение проблем современной молодёжи в 9 классе, вопрос не из простых. Возможность их решения даёт стратегия И.Д.Е.А.Л. Какие проблемы стоят перед сегодняшними 9-классниками:
- Как уменьшить количество детей сирот?
- Как избавится от рака, наркотиков?
- Как можно избежать мирового экономического кризиса?
- Как сделать так, чтобы подростки не курили и не пили? - Как сдать ЕГЭ ?
- Как сделать город чистым?
( проблемы сформулировали ученики)
Зависимость от наркотиков была отмечена ими , как главная проблема.
Было предложено не мало интересных, конструктивных решений, и хотя условия стратегии - полный полёт фантазии и фиксация всех пришедших в голову решений, как быть со следующими предложениями: «отправить наркоманов на необитаемый остров», «убить»?
После выбора главной проблемы, весь коллектив работает над проектом её решения.
Данная стратегия успешно применима на уроках в темах , где поднимаются проблемные вопросы.
Методика применения технологии на примере уроков
История и культура Санкт-Петербурга XX века, 9 класс.
Тема урока : «Модерн в Петербурге.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с архитектурным стилем модерн
- продолжить работу по развитию навыков анализа различных источников информации
- мотивировать учащихся на самостоятельное знакомство с городом
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Тип урока:
урок практикум, изучение нового материала.
Оборудование:мультимедиа.
Эффективность представленного материала (по сравнению с традиционным)
Использование в дидактическом материале педагогических технологий РКМ и ИКТ содействует формированию исследовательской культуры, пробуждают исследовательский интерес к городу, позволяют эффективно взаимодействовать с информационно-коммуникативной реальностью.
В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные аспекты образовательного потенциала учащихся.
Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а развитием способности к обучению.
В материале отражён процесс работы с информацией и обратная связь: ученик- учитель.
Дидактический материал представлен блочно, вариативно, что позволяет использовать его коллегами в зависимости их интереса и задач.
Список использованных источников.
: А.В. Даринский, В.И. Старцев История Санкт-Петербурга.
Б.М. Кириков., Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Мастера и стили.
И.А. Муравьёва Век модерна.
Авторские фотографии.
www.spb-guide.ru (Лоцман путешествий Санкт-Петербург.
http: // walkaspb.ru (Прогулки по Петербургу)
Методические и технические рекомендации .
Iфаза – вызова.
На слайде презентации написано слово МОДЕРН и цитата
«Умеющий мыслить, умеет задавать вопросы» Э.Кинг.
Учитель : Сегодня перед Вами раскроет свои тайны красивейший и загадочный мировой стиль, а путь его постижению и открытию – ваши вопросы! (Мозговой штурм).
Ученики задают учителю вопросы, используя стратегию техники вопросов РКМ. «Запускается» познавательная деятельность учащихся. Учитель ,отвечая на вопросы, регулирует процесс, задаёт уточняющие, помогает в формулировке.
Обмен информации, обсуждение.
IIфаза – осмысления. Учитель предлагает посмотреть фрагмент видеофильма, в презентации, в котором представлены постройки модерна в Петербурге и в парах (группах) проанализировать видео фрагмент, определить , что является характерным для модерна в Петербурге.
После обсуждения , составление кластеров.
Задание обсуждается парой и представляется классу.
Учитель на доске может выполнять параллельно с выступлениями аналогичную работу, уже корректируя работу класса , и представляя «итоговый» вариант кластера.
Iфаза – вызова.
Учитель: Мировые архитектурные стили сменяют друг друга и приходят в свой исторический период. Как Вы думаете ,почему рубеж 19 / 20 веков, стол временем модерна? ( Это главный аналитический вопрос урока, направлен на активизацию умения учащихся обобщать и анализировать материал, умение рефлектировать и использовать межпредметные связи и личностный опыт).
-Какие изменения происходят в мире? За счёт чего происходят изменения в архитектуре?
IIфаза – осмысления.
Обмен информации обсуждения. Отвечая на поставленные вопросы ученики показывают своё умение видеть объект, считывать информацию с разных источников, анализировать и обобщать.
Интересные ответы учащихся учитель записывает на доске:
За счёт чего происходят изменения в архитектуре?
- использование новых строительных и отделочных материалов.
- использование железо- бетонных конструкций.
- проектирование «изнутри наружу».
- синтез искусств.
Модерн – мировой стиль, а как он отразился в живописи?
IIIфаза – рефлексии.
1 вариант.
Синквейн «Модерн», «Петербургский модерн».
Работы учеников:
Модерн.
Привлекающий и вдохновляющий,
Заинтересовывает, очаровывает, изумляет.
Прогулка по Невскому…
Талант.
Мария Макарова.
Модерн.
Неординарный, мировой.
Строить, возводить, восхищать.
Модерн – лучший стиль в мире.
Город.
Никита Никитин
Модерн.
«Природный», мировой.
Сочетать, обновлять, интересовать.
Смешение искусств.
Изумляет.
Алёна Куприянова
2 вариант.
Ученикам зачитываются утверждения, если они согласны, они в тетради напротив цифры 1 (первое утверждение) ставят +, не согласны -. ( Приём Верное и неверное утверждение).
- Модерн рождается как отклик на сложное противоречивое время. (+)
- На архитектуру Петербурга особое влияние оказал Северный модерн стран Скандинавии. (+)
- Любимыми цветами модерна были: жёлтый и белый. (-)
- «Модерн» , в переводе значит – образцовый. (-)
- Для модерна характерно слияние искусств. (+)
- Торговый дом компании Зингер украшает скульптура Гермеса. (-)
- Ф. Лидваль архитектор гостиницы Астория. (+)
3 вариант.
Пользуясь литературой, заполните таблицу.
Модерн в Петербурге.
Название постройки |
Адрес. |
Архитектор. |
Годы постройки. |
Гостиница Астория.
|
|
|
|
|
Литейный проспект, дом 57. |
|
|
|
|
П.Ю. Сюзор. |
|
|
|
|
1901 – 1903 . |
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1 вариант - Эссе ( эссе - )
2 вариант -РАФТ
Р- роль, от чьего лица будет написан текст.
А – для какой аудитории.
Ф - в какой литературной форме.
Т - тема заданная - «Петербургский модерн»
3 вариант
В паре ( малой группе) разработать маршрутный лист по теме «Модерн в Петербурге» и проиллюстрировать его авторскими фотографиями.
4 вариант
В паре (малой группе) составить и представить классу фрагмент экскурсии
Темы представлены на выбор: «Модерн в Петербурге», «Архитектор Ф. И. Лидваль»,
«Здания модерна на Невском проспекте», «Художники модерна», Ваша тема, тема интересная ученику, связанная с модерном в Петербурге.
5 вариант
Рисунок в стиле модерн.
Урока: Многоликий Петербург.*
Стратегии Бортовой журнал педагогической технологии Развитие критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП).
Задачи урока:
- создать у учащихся образ Петербурга, 2-ой половины 19 века, показать его многогранность, многоукладность, новые тенденции социольно -экономического развития.
- развивать у учащихся: умение находить и структурировать информацию.
- умение самостоятельно обобщать и систематизировать материал.
- умение находить и использовать межпредметные связи
- умение использовать личностные, ассоциативные связи.
- мотивировать учащихся на дальнейшее знакомство с городом.
Тип урока: урок – диалог , 2 урок темы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация.
Литература: А.В. Даринский, В.И. Старцев История Санкт-Петербурга
Л.К. Ермолаева Страницы жизни края XIXвек (любые издания).
Ход урока.
Iфаза – фаза вызова.
Учитель объявляет учащимся тему урока и напоминает о том, что класс продолжает изучать историю и культуру Санкт-Петербурга второй половины 19 века.
Учитель начинает знакомить учащихся с презентацией и предлагает классу ознакомится с фрагментом стихотворения А. Лозина-Лозинского:
«Разумно в центр бегут прямые магистрали,
Лежат зелёные большие острова,
За ними – море, ширь, синеют дали, дали,
И город пополам змеёю рвёт Нева…
Там рынки жирные и грязных улиц сеть.
Там лес фабричных труб, дымящих, чёрных, статных,
Глотающих дрова, железо, уголь, медь…
Угорода есть рот. Угорода есть ноги.
Как войско с копьями, видны суда в порту,
От города бегут железные дороги,
Полоски белые уходят в широту.
И всюду, всюду, труд… ».
- Каким представляется наш город в стихотворении?
- Какими эпитетами, сравнениями характеризует автор наш город?
- Давайте сравним это описание города с другим, со Вступлением к Медному всаднику А.С. Пушкина?
- Город какого периода 19 века предстаёт перед нами?
- Как Вы считаете, какие слова, понятия, термины, будут главными для создания
образа Петербурга, именно 2-ой половины 19 века?
* Предполагается, что учащиеся уже знакомы со стратегией Бортовой журнал и работали в ней.
Обсуждение, обмен информации.
Несколько ,наиболее важных, учитель записывает на доске:
Машинный
Индустриальный
Железный (Учитель обращает внимание учеников на это определение, т.к. именно под ним 19 век вошёл в историю. Так же было бы уместно спросить у ребят под какими «именами» вошли в историю век 18, 20?)
Свободный
Открытий ( технических).
Ученики дополняют, уточняют , обсуждают предлагаемые понятия,
Задают вопросы.
IIфаза- фаза осмысления
Учитель предлагает ученикам прослушать школьную лекцию по теме «Петербург второй половины 19 века, делая акцент на технические открытия и изобретения и их использование в жизни города и горожан».
Делать краткие записи, отображать материал в графической форме .для дальнейшей работы в данной стратегии.
Лекция сопровождается презентацией.
I фаза – фаза вызова.
Учитель предлагает ученикам обсудить возможные темы сочинений, представляя свои варианты. В результате обсуждений темы записываются на доске:
- Петербург – финансовая столица Петербурга.
- Спор конки и трамвая.
- Разночинный Петербург.
- За рабочей заставой.
- Доходный дом.
- Научно-технические достижения на службе горожан.
- Петербург- промышленный центр России.
- Николаевский вокзал.
- У нас зазвонил телефон!
- Знаменитые петербуржцы.
Учащиеся задают уточняющие вопросы учителю.
III фаза- фаза рефлексии.
Учитель предлагает перейти к странице-схеме Бортового журнала. ученики обеспечиваются схемой Бортового журнала, и используя записи в тетради, возможно корректируя их, начинают непосредственную работу на странице Бортового журнала.
Ученики заполняют следующие части: Имя, дата, тема, время, ключевые понятия сообщения, рисунок схема
Учитель напоминает, что для сегодняшнего урока, важны связи, которые мы можем установить. (На практике, это самый сложный этап стратегии Бортовой журнал, поэтому на первых порах учитель обсуждает этот аспект вместе с учениками и сам исходя из личностного опыта, представляет, показывает ученикам связь данной темы с его личностным опытом .)
I фаза- фаза вызова.
Учитель: Нашей целью не является поставить точку в данной теме.
Какие-то вопросы останутся за рамками сегодняшнего урока.
Возможно они станут темами Ваших исследовательских работ, рефератов, школьных проектов, экскурсий.
II фаза – фаза осмысления
Обсуждение, обмен информации в классе:
Некоторые вопросы записываются на доске.
- Как отмены крепостного права в России, изменила социальный состав Петербурга?
- Какие технические открытия и изобретения были сделаны именно в Петербурге?
- Почему «разночинцы» появились во 2-ой половине 19 века?
- Какие памятники появились в городе в это время?
- Как жила Петербургская губерния?
Учитель напоминает, что ряд вопросов должны быть отражены на странице Бортового журнала.
III фаза- фаза рефлексии.
Учащимся предлагают ещё раз посмотреть на графическую схему, определится с темой сочинения и закончить работу в Бортовом журнале.
Домашнее задание:
1 вариант. Составить справочник промышленных предприятий Петербурга, с указанием
их профиля и современного адреса которые были основаны в 19 веке.
2 вариант. Создайте рекламы одному и современных предприятий Петербурга.
3 вариант. Заполните таблицу.
изобретение |
Когда и где появилось в мире? |
Когда и где появилось в Петербурге? |
Пароход |
|
|
Паровоз |
|
|
Электричество |
|
|
Телефон |
|
|
Трамвай |
|
|
4 вариант. Высказываются различные мнения о превращении Петербурга в крупнейший промышленный центр России:
«Дым от заводов, их промышленные отходы загрязняли воздух, отравляли воду. Склады, подъездные пути изменили прекрасный облик города».
«Заводы дали так много городу и России! На них внедряли в жизнь достижения науки и техники. Они дали работу тысячам людей. Заводы помогали выйти России в число передовых держав мира».
Напишите Ваше мнение по этому поводу (используя стратегию письменного текста).
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга Дан Татьяна Юрьевна.
Учебная стратегия «Бортовой журнал».
Как писали Фетюхин М. И. и Фетюхин Ю. М.: «Учебная лекция достигает поставленной … цели в том случае, когда она сопровождается проведением кратковременных письменных заданий в течение 10-15 минут». Стратегия лекционной формы «Бортовой журнал», описанная у К. Берк, позволяет не только использовать возможности письма для развития мышления учащихся, но и совершенствовать их умения фиксировать информацию, используя разнообразные графические органайзеры. Формы визуального отображения помогают объективировать процесс познания, сделать его наглядным, зримым, может, даже на время застывшим. Эта процедура позволяет школьнику, с одной стороны, оценить слабые и сильные стороны существующего понимания проблемы, а, с другой стороны, педагог может получить адекватную обратную связь о степени усвоения темы учащимся.
Используя стратегию проведения лекции «Бортовой журнал», учащиеся развивают такие характеристики, необходимые для развития критического мышления, как:
- умение определять неисследованные области в теме,
- умение самостоятельно определять направление в изучении темы,
- умение самостоятельно обобщать и систематизировать потоки информации,
- умение задавать вопросы,
- умение письменно формулировать свое отношение к теме, оценивать и анализировать материал,
- умение сопоставлять различные точки зрения между собой,
- умение обосновывать свою точку зрения.
Подготовительная часть.
При подготовке к проведению лекции с использованием данной стратегии педагогу необходимо сделать следующее:
- поделить лекционный материал на две примерно равные части;
- продумать, каким образом в течение пяти минут описать сущность и актуальность предлагаемой темы;
- продумать темы возможных небольших заключительных сочинений, которые учащиеся могли бы написать по окончании лекции (исходя из тех обучающих и развивающих целей, которые ставит перед собой лектор);
- подумать, смогут ли все ученики выделить до начала лекции какие-то смысловые блоки и не будет ли их слишком много;
- нужно предложить школьникам как можно больше вариантов графического отображения материала, чтобы у них был выбор;
- нужно решить, вы планируете проводить письменную работу на лекции или они будут ее делать дома (с этим связан расчет времени).
Проведение лекции.
- Педагог в течение пяти минут знакомит учащихся с темой предстоящей лекции.
- После краткого знакомства ведущий предлагает ученикам высказаться по поводу того, как они считают, какие понятия должны быть отображены в лекции, чтобы раскрыть данную тему, какие проблемы могут возникнуть при изучении и т.д. (В парах - малых группах - перед всей аудиторией).
- На основании обсуждения учащиеся составляют список понятий (в виде небольшого плана), описывающих основные ориентиры в изучении темы.
- Педагог предлагает ученикам выбрать одну из возможных тем небольшого сочинения, которое они могли бы написать, изучив указанную тему (следует указать, что формулировки могут быть изменены в процессе работы).
- Школьники знакомят друг друга с формулировками выбранных тем, обсуждают их, уточняют, задают уточняющие вопросы.
- Педагог объявляет, что работа над лекцией будет состоять из двух частей. Сначала мы будем слушать лекцию, дополняя список терминов, составленный ранее, и накапливая в связи с этими терминами необходимую для вашего будущего сочинения информацию. Затем - выполним небольшое задание, обобщим результаты лекции, и продолжим работу.
- Учитель читает первую часть лекции в свободном темпе, а учащиеся фиксируют основные сведения.
- После окончания первой части лекции (спустя 10-20 минут), учитель предлагает учащимся поделиться результатами своего труда со своими одноклассниками.
- Затем - педагог знакомит учеников (если этого он не делал на предыдущих лекциях) с возможными формами графического отображения материала и предлагает изобразить пройденный в первой части материал в одной из форм.
- Учащиеся оформляют материал и задают уточняющие вопросы ведущему. Лектор высказывает свои суждения об адекватности использования тех или иных графических форм.
- Лектор просит учеников установить взаимосвязи между их жизненным опытом и материалом лекции, обменяться мнениями и определить круг вопросов, который еще предстоит обсудить. На некоторые вопросы лектор может ответить сразу же, а на некоторые - он ответит по ходу работы над второй части лекции.
- Продолжается чтение лекции. Школьники могут совершенствовать и дополнять схему, иллюстрирующую материал, дополнять список терминов и соотносить их с предоставляемой информацией.
- После окончания чтения лекции учащиеся обсуждают результаты своей работы. Педагог может задавать вопросы, наподобие: «Что изменилось в вашем представлении о сущности явления после работы над лекцией?», «Какое из заданий было выполнять легче, а при выполнении какого возникали трудности?», «Какие моменты лекции были наиболее значимы для вас?», «Какие достоинства и недостатки в исследовании этой темы вы заметили?» и т.д.
- Лектор предлагает ученикам на основе собранных материалов написать небольшое сочинение, тему которого некоторые из школьников определили еще в начале занятия.
- После написания сочинения ученики делятся им со своим соседом по парте либо со всей малой группой.
- Выборочно некоторые сочинения зачитываются перед всей аудиторией и обсуждаются.
речь».
«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»
ИМЯ_______________________ ТЕМА ____________________________
ДАТА ________________ ВРЕМЯ РАБОТЫ ____________________
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ РИСУНОК (СХЕМА)
___________________________________
__________________________________
______________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ:
________________________________________________________?
________________________________________________________?
________________________________________________________?
________________________________________________________?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЛНОТА ОТОБРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ _____
УЧАСТИЕ В ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ ______
ЦЕННЫЕ ИДЕИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ____
СХЕМА СООБЩЕНИЯ _____
СУММА: ________
Информационно -коммуникационная технология РКМ
помогает повысить учащимся компетентность , увидеть всю многоаспектность проблемы, Принимать к осмыслению все возможные решения. Учит самостоятельно учится, используя различные информационные источники, Интернет ресурсы, уметь обращаться к себе, к своему личностному опыту. Работать в диалоге партнёрства, где учитель в меньшей степени говорит, а больше слушает и направляет ученика, а ученик получает стимул к росту личности и творческой реализации.
На конкурсе Наследее дипломом 3 степени
Использование данной технологии … 2 место команды Красносельского района в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт-Петербурга «Олимпиадный марафон»
Методические разработки с использованием технологии РКМ представлены н
Данная методика была представлена на открытом уроке для учителей Красносельского района и на консультациях для молодых специалистов. а сайте электронного журнала… сайте АППО