Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие творческого потенциала учителя

Оханцева Людмила Рышардовна,
учитель географии ГБОУ СОШ №277
Санкт-Петербурга

 

Современное общество, в качестве одного из основных приоритетов образования, определяет формирование творческой личности, с активной  жизненной позицией, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Это подразумевает переход от веками сложившийся "педагогики передачи и усвоения" (термин академика И.П.Иванова) к личностно-ориентированному, деятельному сотворчеству учителя и ученика. В центре этих изменений стоит учитель.  Он сталкивается с необходимостью менять старые стереотипы,  активно осваивать новые педагогические технологии и    внедрять новые тенденции в своей педагогической практике. Это серьезная личностная и профессиональная проблема человека, осуществляющего педагогическую деятельность, творческую по своей сути. В связи с этим весьма актуален вопрос становления и развития педагога, как творческой личности, формирования и развития его творческого потенциала.

Существует несколько подходов к определению понятия «творческий потенциал».  В данной работе творческий потенциал определяется, как сложная динамичная личностная структура, определяющая готовность, потребность и возможность педагога к творческой самореализации и саморазвитию. Структурно он представлен взаимопроникающими компонентами:  ценностным, когнитивным и деятельностным ( по Мартишиной  Н.В.). Ценностный компонент является основополагающим, так как определяет мировоззренческую позицию,признание творчества, как ценности, стремление к творческой самореализации. Он стимулирует процессы  самосовершенствования. Когнитивный компонент  предполагает осознание ценности знания. Это знания о человеке, глубокие знания по своему предмету, знания  новых педагогических концепций и технологий. Накопление этих знаний, творческое их осмысление стимулируют стремление к творческому их использованию. Деятельностный компонент  обеспечивает проявление творческих возможностей учителя. Он подразумевает творческое использование накопленных знаний, сотворчество с учениками и коллегами, рефлексию и самоанализ. Именно он может быть  внешним критерием степени развития творческого потенциала учителя.

Развитие творческого потенциала сложный и многоплановый процесс, сопряженный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Изменение требований общества к учителю, знакомство с передовым педагогическим опытом, достижениями коллег запускают процессы самоидентификации,  соотнесение собственных достижений с достижениями окружающих, степень удовлетворенности ими.  В процессе самоопределения происходит выбор значимых  целей, понимание путей их достижения и собственно запускается самореализации. В результате ее потенциальные возможности интеллектуальные, творческие, организаторские трансформируются в деятельность, направленную на достижение выбранных целей.  На этом этапе учитель накапливает необходимую информацию, творчески ее трансформирует, внедряет в своей деятельности, анализирует результаты. Идет активное накопление опыта.  Возникает ощущение удовлетворенности, успешности. Какое-то время интеллектуальная система (творческий потенциал) результативно функционирует.  Но через какое-то время новые требования приходят в противоречие с достигнутым результатом. Личностные процессы запускаются с новой силой, и развитее творческого потенциала переходит на новый уровень. Если этого не происходит, начинается деградация. Застоя быть не может. Важно понимать, что никакой опыт не может быть гарантией профессионализма.  Рано или поздно он приходит в противоречие с требованиями времени и, как следствие, падает уровень профессионализма, но что гораздо важнее, тормозится творческое развитие личности.

Понимание структуры и механизма развития творческого потенциала могут быть полезны учителям:

§  В понимании трудностей, возникающих у них в процессе творческой деятельности.

§  В постановке целей и организации деятельности, направленной на развитие творческого потенциала.

§  В осознании необходимости постоянного самообразования.

§  В важности нахождения в атмосфере сотворчества. Это может быть участие в творческих группах, школах педагогического мастерства, методических объединениях. Важно делиться собственными достижениями и перенимать достижения коллег.

§  В грамотной организации развития творческого потенциала учеников.  

Последнее наиболее актуально и здесь можно выделить ряд принципов:

§  Учет возрастных особенностей. Творческие задачи должны быть посильны и представлены в формах, наиболее актуальных для данного возраста.

§  Трансляция творчества учителя. Творческой деятельностью нужно «заражать», искать нестандартные формы работы, моделировать жизненные ситуации, требующие нестандартных  решений, добиваться у детей потребности в самообразовании и саморазвитии.

§  Создание атмосферы сотворчества. Важно воспринимать отношения с учениками как межличностные, основанные на доверии и равноправии. Постоянно подчеркивать их значимость в успешных результатах  совместной творческой деятельности и деятельности самого учителя.

В учебном процессе именно учитель выступает организатором творческой деятельности. От уровня развития его творческого потенциала во многом зависит уровень развития творческого потенциала детей. Это очень серьезная ответственность.  Поэтому понимание   сути процессов, лежащих в основе формирования творческого потенциала, механизмов  его развития, важно для практикующего учителя. Эти знания помогут ему решать свои личностные и профессиональные проблемы, помогать в творческом развитии своим ученикам.

Литература:

Е.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова  «Инновационная культура педагогов». Информационно-методический и дидактический журнал [сайт]. - http://www.image.websib.ru/05/text_article.htm?237

Мартишина Н.В«К вопросу о становлении и развитии творческого потенциала педагога» Электронный научно-педагогичемкий журнал"Письма в Emissia.Offline".http://www.emissia.org/offline/2006/1109.htm

Мартишина Н.В. «Становление и развитие творческого потенциала педагога: модели и технологии.»  М.: Изд. Дом Рос. Акад. Образования; Моск. Психол. – соц. Ин-т. 2006.

Стрелец Б.И., Ступников В.М. «Закономерности развитиятворческого потенциала учителя в процессе профессиональной деятельности». http://www.eduhmao.ru/info/1/3692/23110/

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»