Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемное обучение

Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга

 

«Ребенок должен бороться за то,
чтобы достичь успеха в учении,
но следует делать так,
чтобы он очень хотел его достичь».

Квинтилиан, римский философ (ок.35- 95 гг.)

В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования учебного процесса

 Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда , когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса , с удивления или недоумения. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. На достижение такой мыслительной деятельности и направлена технология проблемного обучения. Эта технология освещается в трудах известных дидактов и психологов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др.Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку проблемы.

Т. Л. Кудрявцев отмечает, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

 Проблемное обучение – это тип развивающего обучения , в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки , а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Суть технологии состоит в том , что учитель не сообщает знания в готовом виде , а  ставит перед учениками проблемные задачи , побуждающие их искать пути и средства решения. Такое обучение позволяет эффективно сочетать индивидуальную и групповую работу учащихся на уроке.

 Проблемная ситуация развивается там , где ученики обладают минимумом необходимых для решения задачи знаний. Поэтому работа учителя должна носить систематический характер. Учащиеся втягиваются в такого рода общение , уроки проходят интереснее , ребята учатся анализировать , доказывать , спорить.

 Этапы осуществления проблемного подхода.

 1 –й этап. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний. Проводится воспроизведение имеющихся знаний , полученных из предыдущих этапов обучения , они необходимы и актуальны для изучения нового материала и решения учебных проблем.

 2-й этап. Создание проблемной ситуации. Ответственный и сложный этап, ученик не может выполнить поставленную перед ним задачу ,используя свои знания и способы действий , он должен дополнить их новыми. Ученик обязан осознать причину своего затруднения , но проблема должна быть посильной и четко сформулирована.

 3-й этап. Формулировка проблемы – итог возникшей проблемной ситуации , сформулированной в виде познавательной задачи , которую ставит учитель перед учениками. Определяется , на что учащиеся должны направить свои усилия ,на какой вопрос искать ответ.

4–й этап. Процесс решения проблемы. а ) осознание проблемы , выявление противоречия , заложенного в вопросе , определение разрыва в цепочке причинно – следственных связей ; б ) формулирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения ; в ) доказательство гипотезы , в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание ; г ) общий вывод , в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны явления ;

 5-й этап. Доказательство правильности решения , подтверждение его , если возможно , на практике. Здесь учитель призван действовать как партнер и руководитель , а не служить источником новых знаний. Учитель должен чувствовать проблемную ситуацию ставить реальные учебные задачи , понятные для учащихся.

Проблемную ситуацию при обучении можно использовать при следующих условиях : 1) наличие определенного минимума знаний у учащихся ; 2) некоторый опыт активной познавательной деятельности ; 3) благоприятная и комфортная эмоциональная атмосфера на уроке. Важной положительной стороной проблемного обучения является развивающий характер. Учащиеся мыслят творчески , диалектически , приучаются к поиску.

 Такое обучение более эмоционально , способствует  повышению интереса к предмету. Знания , добытые самостоятельно , всегда удерживаются дольше , чем полученные в готовом виде.                

Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность (системно-деятельностный подход).

Рассмотрим наиболее интересные способы создания проблемных ситуаций.

1. Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».

Используем факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например:

1.Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал "Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) "Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?(Дело в том, что слово «Ура» монгольского происхождения. Это был боевой клич монголов. В 1242 году (Ледовое побоище) его не употребляли ни русские, ни западноевропейцы. К 1380 году (Куликовская битва) этот боевой клич появился на Руси вместе с перебежчиками из Орды, среди которых были и христиане).

2. В начале ХХ века говорили: «Этот Принцип вызвал катастрофу с десятью миллионами жертв». О каком Принципе идет речь? (28 июня 1914 года выстрел Гаврилы Принципа в Сараево унес жизнь наследника австровенгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда, спровоцировав начало Первой мировой войны. Сам Принцип умер в тюрьме, пополнив список жертв войны)..

2.Ситуация предположения..

1. Зачем люди изучат историю? С этого вопроса мы начинаем первый урок курса истории в 5 и в 10 классах. Считается хрестоматийным, что история изучается для того, чтобы не допускать ошибок прошлого. Но факты нашей истории заставляют усомниться в хрестоматийной истине. Человечество не учится на собственном опыте. Так зачем люди изучают историю?

2.Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Какие типы исторических источников вам известны? (вещественные и письменные).

3. Ситуация конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:

•По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?

•Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола, подписанного с Германией?

4.Ситуация несоответствия - жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи. Например:

В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы…». Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?

5. Различные точки зрения на один и тот же вопрос. Например:

Проблемная задача на уроке «Александр I – неразгаданный сфинкс?». А. С. Пушкин так говорил о первых годах правления Александра I: «Дней Александровых прекрасное начало…». А вот другое высказывание А. А. Пушкина об Александре I: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда». Сравните эти два высказывания великого русского поэта. Что вас удивляет?

6.Ситуация «яркое пятно».

Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес. Очень нравится учащимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю учащимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления:

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят.

4. Подведение итогов.

В своей практике я пришла к выводу, что на данном этапе развития нашего общества проблемное обучение просто необходимо. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Использование технологии проблемного обучения - будущее нашего образования!

Литература

 

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1992.

Бордовский Г.А., Извозчикова В.А. Новые технологии обучения. – М. 2005.

Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М., 2006.

Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. – М.: Школьная пресса,2005

 Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 1991.

Попова  Л. В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории. Метод. Пособие для учителя. 2003.

Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России. - М.:ЭКЗАМЕН, 2007г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»