Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Онтогенез детской речи

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - плавно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе и падеже, правильно употреблять предлоги, строить различной сложности предложения. Овладение речью - это  сложный, многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась, речь, нужна речевая среда.

Важно также, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. подгоняют свое умение к их произношению. Постоянно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает правила и законы грамматики ; изменяет слова : ковер - ковров, окно - окон, лампа - лампы ( в начале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием -ов(-ев) : ковров, «окнов»; строит различные конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики.

 

Второй год жизни.

До полутора лет (до одного года и двух месяцев) фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение (по данным Гвоздева А.Н.). Например, ребенок, прося у матери машинку, произносит : «Биби». Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловным предложением. («Мама, биби»), а в 1 год и 10 месяцев употребляет двух-, трех-, четырех- сложные предложения, но слова в таких предложениях еще никак не связаны между собой грамматически.

К двум годам дети осваивают некоторые  грамматические категории : согласование существительного с глаголом, изменение существительного по падежам. Однако предлоги и союзы еще отсутствуют в речи ребенка. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно и не всегда понятны окружающим.

 

Третий год жизни.

К концу третьего словарь ребенка увеличивается в три-четыре раза по сравнению с предыдущим возрастом.

Ребенок знает названия многих предметов : игрушек, посуды, одежды, мебели, животных и прочее. Начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. Часто использует предлоги «на» и «в» (предлог «на» употребляет чаще, чем «в», реже пользуется предлогами «из», «за»). В речи ребенка появляются прилагательные, при помощи которых ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойство, качество (колорит, зеленый, горячий, чистый, сладкий и др.), форму (круглый шарик). Однако в начале третьего года он еще часто не согласует прилагательные мужского и женского рода  с существительными и употребляет их в именительном падеже единственного числа, т.е. на третьем году жизни ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, предлоги), начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные предложения, бессоюзные сложносочиненные предложения.

 

Четвертый год жизни.

На четвертом году словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Теперь ребенок уже гораздо шире использует предлоги и союзы, интенсивнее одновременно с этим овладевает грамматическим строем языка. Его фразы становятся более развернутыми, состоят уже из четырех и более слов. В речи ребенка преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут живут Таня и Катя»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). Все чаще используются предлоги. На четвертом году жизни дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, появляются в речи ребенка и краткие причастия. Дети этого возраста допускают следующие грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными, т.к. средний род для ребенка является самым трудным), неправильно употребляют некоторые падежные окончания («Мама «окны» моет»); при образовании родительного  падежа существительного множественного числа отмечается влияние окончаний -ов, -ев на другие склонения (дом - «домев», ручка - «ручков»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»), неправильное применение по лицам даже часто употребляемых глаголов. Также возникают трудности с употреблением предложно-падежных конструкций.

В этом возрасте ребенок еще не может связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он  был. Не может толково передать содержание сказки, рассказа, прочитанных ему. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается).

 

Пятый год жизни.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. К концу пятого года объем активного словаря составляет около 3000 слов, что дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. Все чаще и шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние все чаще выступают в роли подлежащих). Расширяется спектр используемых предлогов, появляются сложные предлоги (из-под, около, перед и т.д.). Но рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко  приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), неправильно употребляют сложные предлоги, допускают нарушения в структуре предложения. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно, без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

 

Шестой год жизни.

На шестом году жизни продолжается совершенствование  всех сторон речи ребенка. Ребенок не только выделяет существенные предлоги в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и  за счет названий отдельных частей предметов, глаголов, суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять в этом возрасте.

В рассказах детей иногда наблюдаются  неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога «между» используются слова «в середине»). На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон,  ламп, карандашей). Ребенок легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей - учитель, читает книги - читатель), прилагательные из существительных  (ключ из железа - железный, стакан из стекла - стеклянный).

Однако в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых  существительных («грушев» вместо «груш»), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»), неправильное употребление предложно-падежных конструкций.

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

В диалогической речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие , так и развернутые ответы. У ребенка на шестом году жизни совершенствуется связная речь.

 

Седьмой год жизни.

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. Во время рассказа  он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (например, одежда и обувь зимняя и летняя, а не просто одежда и обувь). У детей складывается представление о многозначности слов (чистая куртка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, способен в процессе речи подбирать синонимы.

Большое влияние на формирование у детей, грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка. На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описание игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласуют между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных. Правильно употребляют сложные предлоги.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: к моменту поступления в школу ребенок имеет в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы, правильно употребляет предложно-падежные конструкции. В дошкольном возрасте процесс овладения речью ребенком, конечно же, еще не заканчивается. Да и речь его в целом не всегда бывает грамматически правильно оформленной. Правильное развитие грамматического строя речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться и в школьные годы и на протяжении всей жизни.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»