Отставная Валентина Степановна,
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ школа №390 Красносельского района
г.Санкт-Петербурга
По словам известного литературного героя, «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения.» Сегодня мы не можем представить жизнь без этого «чуда техники». Но, как известно, за все надо платить. И человечество платит, и очень дорого. По данным международной статистики, жертвами ДТП становятся десятки тысяч людей, в том числе и дети. Не исключение и Россия. Так в 2010 году в нашей стране погибли более 26 тысяч человек, из которых 898 детей, более 21 тысячи детей были ранены,
Анализ ДТП показывает, что на дорогах подвержены опасности как дети — пешеходы, так и дети — пассажиры, как наиболее незащищенные участники дорожного движения. И дело не только в отсутствии знаний правил дорожного движения, специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма невозможна без формирования транспортной культуры как части общей культуры личности. По оценкам специалистов, это понятие включает качества и ценностные отношения транспортной безопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность в ней, и осознанное, самостоятельное и безопасное участие в транспортных процессах.
В современных условиях формирование транспортной культуры у учащихся общеобразовательных школ может быть представлено как педагогическая система за счет реализации в единстве и взаимосвязи трех ее основополагающих функций: обучающей, воспитывающей и развивающей. И она не осуществима без взаимной, целенаправленной деятельности учителей, родителей, специалистов в области безопасности на транспорте и самих детей. Необходимо обеспечить последним непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде. Сформировать у них установок и личностных качеств, позволяющих адекватно и грамотно оценивать обстановку. Наша задача - научить детей осознанно регулировать свое поведение в транспортных процессах, сложных или аварийных ситуациях. И все это является фактором снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
ГБОУ СОШ № 390 Красносельского района Санкт-Петербурга активно ведет работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) с момента своего открытия в 2001 году.
Ежегодно составляется план работы и корректируется «Паспорт безопасности дорожного движения и профилактики ДДТТ школы». А учебный год начинается с участия в акции «Внимание!Дети!».
Оформляются общешкольные стенды « Простые истины», «Добрая дорога», «Дорожная азбука», а в начальной школе тематические уголки по ПДД создаются в каждом классе. Главное место в них занимает схема «Безопасный путь в школу» с указанием всех пешеходных переходов , автобусных остановок и дорожных знаков на улицах микрорайона. Каждый ученик 1-5-х классов с родителями составляет свой маршрут, и такая схема вклеивается в дневник учащегося.
Одним из первых во всех классах проводится «Урок безопасности». Учащимся напоминается о необходимости быть осторожными на дорогах , в транспорте и около железной дороги, о правилах катания на роликах , велосипедах и самокатах. Организовывается просмотр видеопрограмм и фильмов «Стой! Смотри! Иди!», «Добрая дорога», «Движение с уважением», «Инспектор ДОР» и т.п..
В школьной библиотеке оформляется выставка книг и подписных изданий по ПДД и безопасности дорожного движения, которыми могут воспользоваться и учителя, и школьники при подготовке к занятиям.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 г.г.» на районном методическом объединении преподавателей основ безопасности жизнедеятельности утверждена программа курса ОБЖ, в которую включен модуль «Дорожная безопасность» для учащихся 1-9-х классов. На уроках ОБЖ учащиеся не только изучают правила дорожного движения , но и решают ситуационные задачи, учатся принимать правильные решения, а закрепляют знания во внеурочной деятельности. Традиционными стали викторина «Азбука дорог», игра «Уроки безопасности», выступление агитбригады «Друзья дороги», КВН и т.п.
Большую помощь в этом направлении оказывают студенты факультета БЖД Педагогического Университета имени А.И Герцена. Они каждый год приходят в школу на педагогическую практику и проводят занимательные игры, викторины, КВНы и другие внеклассные мероприятия по профилактике ДДТТ, в которых школьники с удовольствием демонстрируют свои знания, умения и творческий потенциал. Причем,учащиеся сами активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий. Они выступают в роли ведущих, делают костюмы, сочиняют стихи, составляют кросворды и визитки по теме.
Ежегодно ребята участвуют в районном конкурсе рисунков и творческих работ «Дорога и мы», районном конкурсе «Светофор», конкурсе визиток и др.
Уже второй год учащиеся 4-х классов посещают занятия по ПДД в ДДЮТ Красносельского района. А свои знания они закрепляют в районных соревнованиях «Безопасное колесо». В 2007 году команда школы завоевала I место и кубок этих соревнований, в 2010 году - получила грамоту за I-место в конкурсе на лучший банер «Дети Санкт-Петербурга по безопасной дороге в безопасное будущее», в 2011 году ребята были лучшими в номинации «Оказание первой медицинской помощи при ДТП».
У школьников есть возможность поиграть в настольные и компьютерные игры по ПДД в кабинете ОБЖ, в компьютерном классе и в группах продленного дня.
Огромна роль семьи в формировании уважительного отношения детей к ПДД. Поэтому ведется большая работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах напоминается о необходимости усиления контроля за поведением детей на дорогах, в транспорте, обязательном использовании детских кресел в автомобилях и о том, что именно мы взрослые показываем пример своим поведением и, тем самым, влияем на формирование культуры безопасного поведения детей.
Работа по профилактике ДДТТ в школе дает свои результаты. В 2010-2011 учебном году в школу не поступило ни одной карточки нарушений ПДД учащимися школы.
Надеемся, что полученные знания и умения станут основой для формирования транспортной культуры у детей, а безопасное поведение на дорогах и в транспорте станут для наших учеников естественной потребностью.
Литература:
1.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения.»
2.Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 году»
3.Якупов, А.М. Закономерности и принципы формирования транспортной культуры школьников [Текст] / А.М. Якупов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России : научно-теоретический журнал. – СПб., 2009. – № 1
4.Материалы отдела пропаганды УГИБДД Спб и ЛО, Официальный сайт ГИБДД ( http://78.gibdd.ru/web/guest/news/press-release)