Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания подростков

Кузьмина С.А., к.п.н.,
Тружинковская М.Л.,
Щенникова А.В.

Психолого-педагогические основы в современном образовании и воспитании подростков должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвязи мышления, памяти, внимания и успеваемости; направления их сознания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и оптимизации окружающей среды; системности и проблемности в обучении началам экологии.

Классические исследования подросткового возраста ка­саются развития личности в определенный исторический период, период первой трети XX в., когда детская психоло­гия формировалась как самостоятельная наука.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития юность. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции и определения своего места на земле.

Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в кото­ром человек живет, от внутренней противоречивости обще­ственной идеологии. С точки зрения экологии, современный мир становится очень противоречивым, и эти противоречия связаны с изменением социальных и природных условий обитания человека. Главные противоречия современного мирового развития заключаются в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации многих государств и быстро истощающимися возможностями Земли. Глобальный экологический кризис-это отражение глубинного кризиса культуры, кризис идеологии, который охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой.

Понятие целостности личности неотделимо от понятия идентичности Идентичность— одно из центральных понятий современ­ной психологии развития — многозначно по своему значе­нию. Существует несколько определений этого понятия.

Так, согласно словарному определению идентичность — это одинаковость, схожесть, тождество, единообразие. В тео­рии Э. Эриксона идентичность — это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоян­ных временных изменений, метаморфоз личностного разви­тия.

Другое его определение: идентичность — это самоопреде­ление себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь — это итог социализации лич­ности, определение своего места в системе социальных отно­шений, которое можно выразить словами: «Я часть группо­вой общности». Поэтому формирование у подростков этих норм и ценностей, связанных с экологическим мировоззрением прогрессивной части общества, становится актуальным на современном этапе

Третье определение идентичности, встречающееся в ра­ботах некоторых авторов: идентичность — идеал саморазви­тия, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие само­актуализации (А. Маслоу, X. Когут и др.).

Развивая идеи Э. Эриксона, американский психолог Дж. Марсиа (Марша) выделил четыре варианта развития идентичности в подростковом возрасте:

— неопределенная идентичность характеризуется тем, что человек еще не приобрел четких убеждений и не пережил кризис идентичности;

— предрешенная идентичность характеризуется тем, что подросток выбирает свой жизненный путь не самостоятель­но, а под влиянием других людей, чаще всего родителей;

— психосоциалъный мораторий состоит в том, что подро­сток переживает кризис самоопределния и выбирает из мно­гочисленных вариантов развития свой собственный путь;

— зрелая идентичность означает, что кризис завершен, и человек с полной ответственностью переходит к самореали­зации в практической деятельности.

В другой известной научной концепции — концепции Ж. Пиаже — в подростковом возрасте окончательно форми­руется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, т.е. формального, мышления. Строя план своей бу­дущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его.

Относительно познавательного развития неоднократно подчеркивается, что «подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности» (Кон И.С., Фельдштейн Д.И., 1996). И очень важно направить эти стремления, энергию и активность в правильное русло осознания своей значимости и ответственности за сохранение уникального уголка Вселенной, данной нам во владение, имя которому - планета Земля.

Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интере­сов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей про­блеме психологического развития подростка». Все психичес­кие функции человека, по его мнению, на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в опреде­ленной системе, направляемые конкретными, отложившими­ся в личности стремлениями, влечениями и интересами.

Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обра­щал на развитие мышления в подростковом возрасте. Глав­ное в развитии мышления, по Выготскому, заключается в овладении подростком процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, но­вым способам поведения. Глубокие, фундаментальные изме­нения, прежде всего, происходят в содержании мышления подростка. Переход к мышлению в понятиях раскрывает пе­ред подростком мир объективного общественного сознания, мир общественной идеологии. С образованием понятий подросток начинает лучше понимать и самого себя, свой внутренний мир. Одновременно с этим его внимание во все большей степени начинает направляться на других людей, на процессы и явления, которые происходят с ним, другими людьми и человечеством в целом. «Понимание действительности, понимание других и понима­ние себя — вот что приносит с собой мышление в поняти­ях», — писал Выготский. Поэтому важно, чтобы понятия и в экологии рассматривались на всех уровнях, начиная с индивидуально-значимых и заканчивая глобальными.

Изменения в содержании мышления неизбежно ведет к изменению его формы. Используя понятия из философии Г.-Ф. Гегеля, Выготский подчеркивал: «Мышление ребен­ка — это рассудочное мышление. Мышление подростка — разумное мышление». В подростковом возрасте формирует­ся логическое мышление, которое Выготский определяет как «понятие в действии».  Именно,  логическое мышление в интерпретации с глобальными процессами, происходящими в мире,  концепции экологических вопросов просто необходимо.

В концепции Выготского интеллектуальное развитие в подростковом возрасте определяет все без исключения изменения, происходящие в психологии подростка, в его личности и мировоззрении. Психические функции в этом возрасте представляют собой сложную иерархическую сис­тему, где центральной, или ведущей, функцией является функция образования понятий, а все остальные функции интеллектуализируются, перестраиваются под влиянием мышления. Так, по словам Выготского, развитое восприятие накладывает на действительность сетку упорядочивающих логических категорий; это всегда осмысленное восприятие.

У ребенка интеллект — это функция памяти, у подростка память — это функция интеллекта. Еще раз напомним: ре­бенок думает, припоминая, подросток вспоминает, думая. «Ребенок, становясь подростком, — пишет Выготский, — переходит к внутренней психотехнике, которую обычно на­зывают логической памятью или внутренней формой опос­редованного запоминания». Мышление в понятиях, по Вы­готскому, связано со свободой и намеренностью действий.

Формирование личности — одно из самых последних изме­нений в подростковом возрасте — Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понима­нии Выготского — это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и ши­рокое понимание других людей и явлений происходящих с ними. Возникновение самосозна­ния, по Выготскому, означает переход к новому принципу развития — к овладению внутренней регулировкой психичес­ких процессов и поведения в целом. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь.

В периодизации Д.Б. Эльконина так же, как и в теории Л.С. Выготского, подростковый возраст, как всякий психо­логический возраст, связан с появлением нового в развитии. Учебная деятельность производит «поворот» ребенка от направлен­ности на мир к направленности на самого себя, переориентируя взгляды на того, что если что то происходит в мире, значит это коснется и его. В начале подростково­го возраста в системе развивающего обучения (по Элькони-ну — Давыдову) учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, на­правленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.

Как подчеркива­ет Д.Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате разви­тия учебной деятельности, и лишь подкрепляется физичес­кими изменениями, которые делают поворот на себя еще бо­лее интимным.

Центральное новообразование переходного возраста — воз­никновение представления о себе как взрослом и огромной потребности в признании его взрослости окружающими. Отличительной особенностью в развитии подростков Д.Б. Эльконин считал объективную взрослость, которая проявляется в готовности ребен­ка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростко­вом возрасте можно заметить в отношении подростков к уче­нию и труду, к родителям и сверстникам, к окружающему миру. Здесь важно не упустить реальную возможность на этом этапе вовлечения подростков в природоохранную деятельность.

Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой. Одним из них является  интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной про­граммы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превра­щается в самообразование.

Большое внимание в отечественной психологии уделяет­ся условиям воспитания интеллектуальной взрослости у подростков (О.В. Лишни, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин).

Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович пи­сала, что в течение этого периода ломаются и перестраива­ются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Божович также отмечала, что к началу переходного воз­раста в общем психическом развитии появляются новые, бо­лее широкие интересы, личные увлечения и стремление за­нять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. По мнению Божович, в переходный период происхо­дят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подрос­тков, планы их будущей жизни. Структура мотивов харак­теризуется иерархической системой, наличием определен­ной системы соподчиненных различных мотивапионных тенденций на основе ведущих общественно значимых и став­ших ценными для личности мотивов. Что касается механиз­ма действия мотивов, то они действуют теперь не непосред­ственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Божович, находится главное но­вообразование переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изме­няется именно в переходном возрасте. Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возник­новения была заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обоб­щенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятель­ности школьников.

В подростковом возрасте формируется нравственное ми­ровоззрение, представляющее собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потреб­ностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающе­гося мировоззрения происходит иерархизация в системе по­буждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Мировоззрение это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.

В любом учебном процессе индивидуальные особенности подростков влияют на методику и принципы обучения. Они становятся такими факторами, которые в процессе обучения выступают причиной действий, реакций или контрреакций. Для того, чтобы создать наиболее удобную ситуацию для обучения, преподаватель должен учитывать перечисленные факторы и стараться управлять ими или правильно учитывать их. Необходимо наблюдать за своими учениками, изучать их индивидуальные психологические особенности, продумывайте, как в течение урока, лекции или семинара использовать индивидуальные особенности учеников, чтобы провести их наиболее эффективно для их обучения, постоянно учитывать индивидуальные особенности подростков процессе преподавания и в личном общении.

Различные типы характеров подростков могут быть объединены в три главные группы: подростки, которых тянет к людям (податливые); подростки, которые настроены против людей (неподатливые); избегающие людей, сконцентрированные на себе. Преподаватели, изучающие различия характеров своих учеников, должны найти разные подходы к ним в процессе обучения.

Развиваясь, подростки становятся способными к выполнению определенных заданий. Эта готовность или способность является потенциалом учащихся, который нужно использовать, чтобы он достиг успеха в выполнении определенных заданий. Преподаватели должны выбирать методы, учитывающие готовность подростков к обучению.

Мотивация к обучению представляет собой процесс овладения, удержания и направления интереса учащегося на уроке. Это необходимый компонент процесса обучения. Мотивация может быть внешней и внутренней. Мотивация приходит в действие, когда у подростка возникает желание сделать что-то. Если это желание возникло, то идеи, потребности, эмоции в процессе реализации желания могут стать внутренней мотивацией.

Методы, которые подростки привыкли использовать в учебе, могут повлиять на их способности к обучению по новым методикам. Некоторые подростки привыкли быть пассивными слушателями. Такие ученики будут давать те ответы, которые от них ожидает услышать учитель. Они предпочитают подчиниться и выиграть, чем проявить активность и проиграть. Другие воспитаны быть более активными в учебе. Такие подростки способны ставить перед собой собственные цели обучения и искать пути к их достижению. Как пассивные, так и активные подростки могли сталкиваться в прошлом с негативными и позитивными моментами в процессе обучения, которые повлияли на их отношение к учебе вообще. Преподаватели должны изучить своих учеников, чтобы более эффективно обучать их.

Обучение осуществляется на нескольких уровнях:

-познавательный уровень - включает интеллектуальные способности к приобретению знаний и пониманию;

-психомоторный уровень - включает физические способности в процессе обучения;

-эмоциональный уровень - включает интересы и ценности, развивающиеся посредством анализа, синтеза и эволюции.

Процесс обучения начинается с самого низкого уровня понимания определенных знаний. Затем они продвигаются на следующую ступень восприятия того, что они уже знают — психомоторную. В итоге они становятся способными оценить или почувствовать определенный уровень того, что они проделали и узнали. Обучение может осуществляться на одном уровне и не проявляется на другом. Цель обучения состоит в том, чтобы привести учащихся к самому высокому уровню знаний.

Можно вывести определенные ключевые принципы для работы преподавателей с подростками:

-подростки занимаются лучше, если преподаватель ценит каждого ребенка как уникальную личность со своими особенными потребностями, умениями, талантами, интересами и способностями;

-подростки занимаются лучше, когда обучение является постоянным процессом, направленным на определенный уровень духовной, физической, интеллектуальной, социальной и эмоциональной подготовки учеников;

-подростки лучше усваивают материал на занятиях, когда уроки отвечают их интересам и потребностям;

-подростки лучше занимаются, когда они активно вовлечены в действия на уроке, а не просто пассивно слушают урок;

-подростки лучше занимаются, когда три уровня обучения — знания, чувства и действия — вовлечены в учебный процесс;

-подростки лучше занимаются, когда им нравится обстановка в классе, когда они чувствуют заботу, поддержку и чувство принадлежности к коллективу;

-подростки лучше занимаются в маленьких группах, где у них есть возможность построить настоящие отношения с другими учащимися, поделиться своими духовными исканиями;

-подростки лучше занимаются, когда они используют несколько путей запоминания учебного материала.

Обязанность преподавателя  -  создать  ребенку  "социальную  ситуацию

развития", среду  общения,  поле  деятельности,  адаптировать  подростков  к

современным  условиям  жизни,  воспитать  гражданина-патриота,  сформировать чувство коллективизма и умение  жить  и  работать  в  коллективе,  воспитать инициативу,   самостоятельность,   профессиональную   ориентацию,    развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

В учебных предметах содержится значительный объем естественнонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и развитие на межпредметной основе с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания подростков,  позволяют сформировать общий подход к рассмотрению картины мира и воспитать осознанное стремление к активной общественно-полезной деятельности.

Чтобы систематизировать учебный материал и  придать обобщенный и конкретный характер знаниям о картине мира необходимо соблюдать ряд условий.

Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвязи памяти, внимания и успеваемости подростков в целях формирования у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук. Следует отметить, что в литературе нет специального исследования вопроса о зависимости возрастных особенностях успеваемости от памяти и внимания учащихся.                                                    Второе условие заключается в формировании системности  знаний учащихся применительно к старшим подросткам. Важное условие реализации экологических знаний в процессе обучения - формирование теоретического мышления. Выполнение этой задачи на уровне требований для выпускников средней школы и первокурсников средних учебных заведений выражается в усвоении ими основ научной теории.

Таким образом, научная теория в учебном процессе отображается в трех принципиально разных системах: при первичном ознакомлении - в учебнике или объяснении учителя, при итоговом - в мышлении ученика и в изложении самого ученика. Чтобы школьник усвоил системные знания, ему необходимо дважды перестроить первично полученные сведения.

Формирование знаний о знаниях - еще одна сторона усвоения теоретического материала, особенно в условиях актуальных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед школой. В содержании образования эти знания выполняют функцию реализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, функцию направленности на формирование научного мировоззрения. Выработка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования научной картины мира и систему взглядов на познание.

Третье условие - деятельность и общение в природной среде. Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на базе экологических  знаний.

Таким образом, формирование экологического мышления школьников в педагогической системе должно базироваться на определенной совокупности знаний, в частности основ экологии, которые необходимо развивать и подкреплять естественнонаучными знаниями. Экологическая грамотность в совокупности с правильной экологической оценкой позволяет сформировать не только экологическое мышление, но и верное поведение, обоснованную экологическую деятельность.

На наш взгляд, изучение естественнонаучных дисциплин должно быть ориентировано на совместную деятельность учащихся в группах, на проведение дискуссионных и проблемных уроков, на анализ различных источников информации, на систематическое решение учащимися познавательных задач, требующих анализа, сравнения, обоснования своей точки зрения, рассуждения.

В соответствии с вышесказанным, изучение естественнонаучных дисциплин в старших классах и на первом курсе средних профессиональных заведений требует особого внимания к выбору форм, методов и средств обучения и особенного внимания к психологическим особенностям этого возраста, формирование и развитие которых непосредственно связаны с процессом обучения в школе.

 

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас­те. М., 1968.

2. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929.

3. Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Пет­ровского. М., 1980.

5. Коп И.С., Фелъдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и не­которые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

8. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

9. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

10. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подрост­ков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»