Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания подростков
Кузьмина С.А., к.п.н.,
Тружинковская М.Л.,
Щенникова А.В.
Психолого-педагогические основы в современном образовании и воспитании подростков должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвязи мышления, памяти, внимания и успеваемости; направления их сознания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и оптимизации окружающей среды; системности и проблемности в обучении началам экологии.
Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в определенный исторический период, период первой трети XX в., когда детская психология формировалась как самостоятельная наука.
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития юность. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции и определения своего места на земле.
Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. С точки зрения экологии, современный мир становится очень противоречивым, и эти противоречия связаны с изменением социальных и природных условий обитания человека. Главные противоречия современного мирового развития заключаются в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации многих государств и быстро истощающимися возможностями Земли. Глобальный экологический кризис-это отражение глубинного кризиса культуры, кризис идеологии, который охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой.
Понятие целостности личности неотделимо от понятия идентичности Идентичность— одно из центральных понятий современной психологии развития — многозначно по своему значению. Существует несколько определений этого понятия.
Так, согласно словарному определению идентичность — это одинаковость, схожесть, тождество, единообразие. В теории Э. Эриксона идентичность — это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития.
Другое его определение: идентичность — это самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь — это итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений, которое можно выразить словами: «Я часть групповой общности». Поэтому формирование у подростков этих норм и ценностей, связанных с экологическим мировоззрением прогрессивной части общества, становится актуальным на современном этапе
Третье определение идентичности, встречающееся в работах некоторых авторов: идентичность — идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации (А. Маслоу, X. Когут и др.).
Развивая идеи Э. Эриксона, американский психолог Дж. Марсиа (Марша) выделил четыре варианта развития идентичности в подростковом возрасте:
— неопределенная идентичность характеризуется тем, что человек еще не приобрел четких убеждений и не пережил кризис идентичности;
— предрешенная идентичность характеризуется тем, что подросток выбирает свой жизненный путь не самостоятельно, а под влиянием других людей, чаще всего родителей;
— психосоциалъный мораторий состоит в том, что подросток переживает кризис самоопределния и выбирает из многочисленных вариантов развития свой собственный путь;
— зрелая идентичность означает, что кризис завершен, и человек с полной ответственностью переходит к самореализации в практической деятельности.
В другой известной научной концепции — концепции Ж. Пиаже — в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, т.е. формального, мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его.
Относительно познавательного развития неоднократно подчеркивается, что «подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности» (Кон И.С., Фельдштейн Д.И., 1996). И очень важно направить эти стремления, энергию и активность в правильное русло осознания своей значимости и ответственности за сохранение уникального уголка Вселенной, данной нам во владение, имя которому - планета Земля.
Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Все психические функции человека, по его мнению, на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.
Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления, по Выготскому, заключается в овладении подростком процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Глубокие, фундаментальные изменения, прежде всего, происходят в содержании мышления подростка. Переход к мышлению в понятиях раскрывает перед подростком мир объективного общественного сознания, мир общественной идеологии. С образованием понятий подросток начинает лучше понимать и самого себя, свой внутренний мир. Одновременно с этим его внимание во все большей степени начинает направляться на других людей, на процессы и явления, которые происходят с ним, другими людьми и человечеством в целом. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя — вот что приносит с собой мышление в понятиях», — писал Выготский. Поэтому важно, чтобы понятия и в экологии рассматривались на всех уровнях, начиная с индивидуально-значимых и заканчивая глобальными.
Изменения в содержании мышления неизбежно ведет к изменению его формы. Используя понятия из философии Г.-Ф. Гегеля, Выготский подчеркивал: «Мышление ребенка — это рассудочное мышление. Мышление подростка — разумное мышление». В подростковом возрасте формируется логическое мышление, которое Выготский определяет как «понятие в действии». Именно, логическое мышление в интерпретации с глобальными процессами, происходящими в мире, концепции экологических вопросов просто необходимо.
В концепции Выготского интеллектуальное развитие в подростковом возрасте определяет все без исключения изменения, происходящие в психологии подростка, в его личности и мировоззрении. Психические функции в этом возрасте представляют собой сложную иерархическую систему, где центральной, или ведущей, функцией является функция образования понятий, а все остальные функции интеллектуализируются, перестраиваются под влиянием мышления. Так, по словам Выготского, развитое восприятие накладывает на действительность сетку упорядочивающих логических категорий; это всегда осмысленное восприятие.
У ребенка интеллект — это функция памяти, у подростка память — это функция интеллекта. Еще раз напомним: ребенок думает, припоминая, подросток вспоминает, думая. «Ребенок, становясь подростком, — пишет Выготский, — переходит к внутренней психотехнике, которую обычно называют логической памятью или внутренней формой опосредованного запоминания». Мышление в понятиях, по Выготскому, связано со свободой и намеренностью действий.
Формирование личности — одно из самых последних изменений в подростковом возрасте — Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понимании Выготского — это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей и явлений происходящих с ними. Возникновение самосознания, по Выготскому, означает переход к новому принципу развития — к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь.
В периодизации Д.Б. Эльконина так же, как и в теории Л.С. Выготского, подростковый возраст, как всякий психологический возраст, связан с появлением нового в развитии. Учебная деятельность производит «поворот» ребенка от направленности на мир к направленности на самого себя, переориентируя взгляды на того, что если что то происходит в мире, значит это коснется и его. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения (по Элькони-ну — Давыдову) учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.
Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, и лишь подкрепляется физическими изменениями, которые делают поворот на себя еще более интимным.
Центральное новообразование переходного возраста — возникновение представления о себе как взрослом и огромной потребности в признании его взрослости окружающими. Отличительной особенностью в развитии подростков Д.Б. Эльконин считал объективную взрослость, которая проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к окружающему миру. Здесь важно не упустить реальную возможность на этом этапе вовлечения подростков в природоохранную деятельность.
Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой. Одним из них является интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.
Большое внимание в отечественной психологии уделяется условиям воспитания интеллектуальной взрослости у подростков (О.В. Лишни, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин).
Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. По мнению Божович, в переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков, планы их будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивапионных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Божович, находится главное новообразование переходного возраста.
С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников.
В подростковом возрасте формируется нравственное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Мировоззрение это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.
В любом учебном процессе индивидуальные особенности подростков влияют на методику и принципы обучения. Они становятся такими факторами, которые в процессе обучения выступают причиной действий, реакций или контрреакций. Для того, чтобы создать наиболее удобную ситуацию для обучения, преподаватель должен учитывать перечисленные факторы и стараться управлять ими или правильно учитывать их. Необходимо наблюдать за своими учениками, изучать их индивидуальные психологические особенности, продумывайте, как в течение урока, лекции или семинара использовать индивидуальные особенности учеников, чтобы провести их наиболее эффективно для их обучения, постоянно учитывать индивидуальные особенности подростков процессе преподавания и в личном общении.
Различные типы характеров подростков могут быть объединены в три главные группы: подростки, которых тянет к людям (податливые); подростки, которые настроены против людей (неподатливые); избегающие людей, сконцентрированные на себе. Преподаватели, изучающие различия характеров своих учеников, должны найти разные подходы к ним в процессе обучения.
Развиваясь, подростки становятся способными к выполнению определенных заданий. Эта готовность или способность является потенциалом учащихся, который нужно использовать, чтобы он достиг успеха в выполнении определенных заданий. Преподаватели должны выбирать методы, учитывающие готовность подростков к обучению.
Мотивация к обучению представляет собой процесс овладения, удержания и направления интереса учащегося на уроке. Это необходимый компонент процесса обучения. Мотивация может быть внешней и внутренней. Мотивация приходит в действие, когда у подростка возникает желание сделать что-то. Если это желание возникло, то идеи, потребности, эмоции в процессе реализации желания могут стать внутренней мотивацией.
Методы, которые подростки привыкли использовать в учебе, могут повлиять на их способности к обучению по новым методикам. Некоторые подростки привыкли быть пассивными слушателями. Такие ученики будут давать те ответы, которые от них ожидает услышать учитель. Они предпочитают подчиниться и выиграть, чем проявить активность и проиграть. Другие воспитаны быть более активными в учебе. Такие подростки способны ставить перед собой собственные цели обучения и искать пути к их достижению. Как пассивные, так и активные подростки могли сталкиваться в прошлом с негативными и позитивными моментами в процессе обучения, которые повлияли на их отношение к учебе вообще. Преподаватели должны изучить своих учеников, чтобы более эффективно обучать их.
Обучение осуществляется на нескольких уровнях:
-познавательный уровень - включает интеллектуальные способности к приобретению знаний и пониманию;
-психомоторный уровень - включает физические способности в процессе обучения;
-эмоциональный уровень - включает интересы и ценности, развивающиеся посредством анализа, синтеза и эволюции.
Процесс обучения начинается с самого низкого уровня понимания определенных знаний. Затем они продвигаются на следующую ступень восприятия того, что они уже знают — психомоторную. В итоге они становятся способными оценить или почувствовать определенный уровень того, что они проделали и узнали. Обучение может осуществляться на одном уровне и не проявляется на другом. Цель обучения состоит в том, чтобы привести учащихся к самому высокому уровню знаний.
Можно вывести определенные ключевые принципы для работы преподавателей с подростками:
-подростки занимаются лучше, если преподаватель ценит каждого ребенка как уникальную личность со своими особенными потребностями, умениями, талантами, интересами и способностями;
-подростки занимаются лучше, когда обучение является постоянным процессом, направленным на определенный уровень духовной, физической, интеллектуальной, социальной и эмоциональной подготовки учеников;
-подростки лучше усваивают материал на занятиях, когда уроки отвечают их интересам и потребностям;
-подростки лучше занимаются, когда они активно вовлечены в действия на уроке, а не просто пассивно слушают урок;
-подростки лучше занимаются, когда три уровня обучения — знания, чувства и действия — вовлечены в учебный процесс;
-подростки лучше занимаются, когда им нравится обстановка в классе, когда они чувствуют заботу, поддержку и чувство принадлежности к коллективу;
-подростки лучше занимаются в маленьких группах, где у них есть возможность построить настоящие отношения с другими учащимися, поделиться своими духовными исканиями;
-подростки лучше занимаются, когда они используют несколько путей запоминания учебного материала.
Обязанность преподавателя - создать ребенку "социальную ситуацию
развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к
современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.
В учебных предметах содержится значительный объем естественнонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и развитие на межпредметной основе с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания подростков, позволяют сформировать общий подход к рассмотрению картины мира и воспитать осознанное стремление к активной общественно-полезной деятельности.
Чтобы систематизировать учебный материал и придать обобщенный и конкретный характер знаниям о картине мира необходимо соблюдать ряд условий.
Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвязи памяти, внимания и успеваемости подростков в целях формирования у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук. Следует отметить, что в литературе нет специального исследования вопроса о зависимости возрастных особенностях успеваемости от памяти и внимания учащихся. Второе условие заключается в формировании системности знаний учащихся применительно к старшим подросткам. Важное условие реализации экологических знаний в процессе обучения - формирование теоретического мышления. Выполнение этой задачи на уровне требований для выпускников средней школы и первокурсников средних учебных заведений выражается в усвоении ими основ научной теории.
Таким образом, научная теория в учебном процессе отображается в трех принципиально разных системах: при первичном ознакомлении - в учебнике или объяснении учителя, при итоговом - в мышлении ученика и в изложении самого ученика. Чтобы школьник усвоил системные знания, ему необходимо дважды перестроить первично полученные сведения.
Формирование знаний о знаниях - еще одна сторона усвоения теоретического материала, особенно в условиях актуальных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед школой. В содержании образования эти знания выполняют функцию реализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, функцию направленности на формирование научного мировоззрения. Выработка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования научной картины мира и систему взглядов на познание.
Третье условие - деятельность и общение в природной среде. Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на базе экологических знаний.
Таким образом, формирование экологического мышления школьников в педагогической системе должно базироваться на определенной совокупности знаний, в частности основ экологии, которые необходимо развивать и подкреплять естественнонаучными знаниями. Экологическая грамотность в совокупности с правильной экологической оценкой позволяет сформировать не только экологическое мышление, но и верное поведение, обоснованную экологическую деятельность.
На наш взгляд, изучение естественнонаучных дисциплин должно быть ориентировано на совместную деятельность учащихся в группах, на проведение дискуссионных и проблемных уроков, на анализ различных источников информации, на систематическое решение учащимися познавательных задач, требующих анализа, сравнения, обоснования своей точки зрения, рассуждения.
В соответствии с вышесказанным, изучение естественнонаучных дисциплин в старших классах и на первом курсе средних профессиональных заведений требует особого внимания к выбору форм, методов и средств обучения и особенного внимания к психологическим особенностям этого возраста, формирование и развитие которых непосредственно связаны с процессом обучения в школе.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
5. Коп И.С., Фелъдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
8. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
9. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
10. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.