Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Единая служба профориентации

Мурчикова Ирина Сергеевна,
учитель истории ГБОУ СОШ№149
Калининского района Санкт-Петербурга,
методист ГБОУ ДОД ЦТТ "СТАРТ+" Невского района

Единая служба профориентации. Цель- воспитание психологической и нравственной готовности подростка к труду и к выбору профессии; усиление нравственной стороны трудового воспитания и профессиональной ориентации; обеспечение осознанного и мотивированного выбора профессии; изучение факторов, влияющих на профессиональный выбор( качество проводимой профориентационной работы, отношение учителей, родителей, друзей к выбранной профессии. Создание консультационного профильного листа, обобщающего документа, в котором собраны все сведения, полученные в результате применения различных методик изучения личности (по СОШ и МО). Эти сведения помогут в выработке стратегии профориентационной локальной деятельности. Цели человека определяются его идеалами и убеждениями. Это основные жизненные мотивы, которые складываются и воспитываются в течении всей жизни человека и которыми он руководствуется в настоящем и определяет планы на будущее. Наличие идеала свидетельствует о высоком развитии личности человека, о его целеустремленности. Убеждения, определяющие поступки человека, должны совпадать с нормами поведения, взглядами и интересами общества. Многообразие учебно-воспитательной работы не позволяет выделить какой-то один фактор в качестве ведущего. Только весь комплекс воспитательных средств может повлиять на выбор профессии. Школа помогает молодому человеку изучить свои интересы, склонности, развить их в соответствии с выбранной профессией, сформировать трудолюбие и другие профессионально важные качества. Чтобы помочь учащемуся правильно выбрать профессию, важно также знать его возможности, способности и уровень подготовленности к профессии, т.е. представлять уровень, объем, качество знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Пример. Представим двух учеников, которым дано одинаковое задание. Один выполняет быстро и правильно, другой - также правильно, но более медленно и осторожно. Можно ли сделать вывод о способностях? Нет! Нужно выяснить уровень подготовленности каждого к выполнению этого задания. И, возможно, что первый сделал все быстрее потому, что его навыки доведены до автоматизма. Значит, задания всем нужно давать исходя из оценки подготовленности, чтобы у ребенка не было разочарования. Нужно выяснить не только к чему способен учащийся, но и насколько способен. Что может послужить критерием? Успешный результат деятельности, оригинальность, самобытность мышления при выполнении работы, степень преодоления трудностей, быстрота овладения новыми знаниями и навыками. Формирование способностей проводится на основе возможно более полного изучения школьника, учета его успехов в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной. При этом важно следить за развитием у школьников знаний, умений, навыков, которые используются в практической работе, воспитывать у них такие черты как трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, инициативность, организованность, настойчивость, любознательность, практичность. У каждого района города имеется свой исторически сложившийся опыт, связанный с хозяйственным профилем местных предприятий. Следовательно, и профориентация должна иметь свою специфику и опираться на потребности в кадрах предприятий района. Основная задача – сближение общего образования с профессиональным образованием молодежи; предоставление школьникам возможности до начала трудовой деятельности овладеть пониманием спектра рабочих мест; формирование устойчивых профессиональных намерений. Чтобы учащиеся школы могли после ее окончания быстро социально и профессионально адаптироваться на рабочих местах. Причины затруднений при выборе профессии – отсутствие профессиональных намерений, завышенная оценка своих возможностей, слабое здоровье и т.д. Кабинет профориентации. Цель – пропаганда профессий, знакомство с их квалификационными характеристиками; обобщение передового опыта; координация работы школ по профориентации; создание методической базы по направлению. Проводит свою работу по единому плану с музеями предприятий, профессиональных училищ, высших учебных заведений. Большое внимание отводится трудовым биографиям молодых рабочих из числа недавних выпускников, сумевших своим трудом достигнуть высоких квалифицированных разрядов. Групповые и индивидуальные консультации для школьников и родителей о ведущих профессиях на предприятиях района ( справочно-организационные – знакомство с возможностями обучения в профессиональных, средних специальных и высших учебных заведениях, с условиями приема, с профессиональными требованиями; психолого-педагогические – помогает школьнику выбрать профессию в соответствии с его интересами, склонностями, способностями и характером, медико-профилактические- выявление особенности здоровья, физического и психического развития школьника, чтобы определить его возможности в выборе профессии, наметить противопоказания.). используется комплекс психолого-педагогических методов: анкетирование, опросник для определения профессиональных предпочтений, оценочные суждения, педагогические ситуации, социометрические исследования, анализ результатов деятельности, независимые характеристики. Беседы, Встречи, консультации проводятся с 7 класса, чтобы у ребенка было время познакомиться с миром профессий и выбрать профессию, соответств ующую его возможностям и способностям. Опыт ориентации школьников на рабочие профессии. 1. Конференция по профориентации. А)Профессиональная ориентация в преподавании учебных дисциплин (физика, математика, химия и др.) Б) работа по ориентации школьников на рабочие профессии. В) планирование работы по профориентации в общей системе учебно-воспитательной деятельности школы. Г) новые приемы профориентационной работы Д) Возможности политихнического содержания в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Е) Дифференциация и индивидуализация профориентационной работы с родителями и учащимися. 2. Встречи школьников со знатными рабочими, ветеранами труда, Героями социалистического труда, награжденными орденом «Знак почета». цель – привитие уважения к различным профессиям и людям труда; установление контактов производства и школы. 3.Статьи учащихся школ по профессиональной ориентации для газет МО района и газеты «Мой район». Цель – показать романтику рабочих специальностей 4. Конкурсы, слеты и др. - «Кто больше знает о профессиях?», «О профессиях моих родителей», «Что такое долг?», - уроки мужества - слет трех поколений -диспут «Призвание… Как его найти?» -лекторий «Твои дороги, выпускник!» - праздник юных фантазеров - конкурсы технического творчества 5. Производственно-политехнические практикумы на предприятиях района Цель – знакомство с теоретическими основами производства и особенностями современного производства; расширение кругозора школьников; усвоить такие понятия как план, норма, себестоимость, рентабельность, трудовая дисциплина, оплата труда и др.; переход от решения абстрактных задач к конкретным; подготовка к практической деятельности; раскрыть значение квалифицированного и организованного труда рабочих; показать возможности профессионального роста, перспективы развития профессий и требований, которые предъявляют рабочие профессии к человеку. Анкета - что повлияло на ваш выбор профессии? - Как относятся родители к избранной вами профессии? -Что вы предпринимаете для подготовки к будущей профессии? (Итоги анкетирования: -наиболее активное влияние на выбор профессии оказывают родители - книги -друзья -кино - радио и телевидение - практическое знакомство с профессией - профориентационная работа в школе.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»