Основные направления работы по ЗКР
Табакова Юлия Вячеславовна
Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
Речь каждого ребёнка усваивается в индивидуальном опыте жизни. Она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка по подражанию. Овладение речью происходит по определённым этапам и закономерностям. Ребёнок овладевает речью в целом без подразделения на составляющие, но постепенно усложняя.
В ходе речевого развития выделяют 2 этапа: подготовительный период, период собственно речевого развития.
Подготовительный период: от рождения до 1, 5 лет.
В этот период развивается: внимание к речи и начатки её понимания; потребность в речевом общении; речевая память; формируется способность к различению речевых звуков на слух; развивается голосовая функция.
Период собственно речевого развития - от 1, 5 до 7лет.
В этот период происходит: дальнейшее развитие восприятия и понимания речи; развитие собственной речи: становление звукопроизношения; овладение словарём; овладение грамматическим строем; развитие связной речи.
Развитие собственной речи включает в себя две стороны:
- развитие слуховой дифференциации звуков: идет от различения резко противопоставленных звуков к различению все более и более похожих. Сначала ребёнок различает гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Лучше различаются на слух те звуки, которые ребёнок сам произносит. В норме к 4 годам ребёнок различает все звуки.
- становление звукопроизношения происходит последовательно: ребёнок усваивает сначала артикуляторно простые звуки, а затем сложные. Звуки усваиваются не изолированно, а в составе слова.
В норме последовательность усвоения артикуляций звуков такова:
1 - 2 года - А, О, Э; П, Б, М.
2 - 3 года - И, Ы, У; Ф, В; Т; Д; Н; К, Г, X; Й.
3 - 5 лет - С, 3, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ.
5 – 6( 7) лет - Р, Л.
Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции), выразительности детской речи.
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно. Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Это лишь часть работы по ЗКР. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Работа по формированию ЗКР включает ряд разделов:
Развитие речевого слуха у детей, который включает:
звуковысотный слух;
слуховое внимание;
фонематический слух;
восприятие темпа и ритма речи;
Формирование произносительной стороны речи:
учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
развивать артикуляционный аппарат;
работать над речевым дыханием;
воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
формировать нормальный темп речи, т.е. произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь.
Развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Воспитание интонационной выразительность речи, т.е. умения точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.