Коликова Яна Александровна
Путь. Путь… Сразу возникает образ извилистой тропы, похожей на ниточку, уходящую куда-то в туманную даль. Нет, это не широкая, гладкая, ровная, прямая и светлая дорога, а именно нить. Таких ниточек в жизни много. А это моя нить. Мой путь. Куда он ведет меня?
Тогда, на выпускном вечере, пятнадцать лет назад, я знала точно – в педагогический университет! По окончании 9 класса мало кто задумывается о будущей профессии. Жизнь только начинается, к чему забивать голову подобными мыслями? Успеется. Но два года пролетают, как одно мгновение. Вот уже экзамены и выпускной вечер на носу. И, конечно же, злосчастный клубок сомнений: «Куда идти? Кем быть?» Важно не ошибиться, потянуть за единственную, нужную ниточку.
Мне посчастливилось. Я знала, какую тянуть, чувствовала, но объяснить, почему именно эту, не могла.
На сегодняшний день говорю: я счастливый человек. У меня есть семья, дети, работа, любимая работа. Каждый человек занимает определенное место в жизни. Очень важно, чтобы оно соответствовало внутреннему миру, удовлетворяло личные запросы, давало возможность для творчества, самореализации. Сегодня я знаю и чувствую: я - на своем месте.
Как это ни банально звучит, но с детства хотела стать учителем. Откуда такое желание? Обратившись к нашему генеалогическому древу, предположила: страсть к педагогике и любовь к детям у меня в крови. В нашем доме всегда было много детей. У прабабушки их было пятеро, у бабушки - четверо. Но, помимо своих собственных, бабушка вынянчила двенадцать чужих, не имея при этом никакого образования, тем более педагогического. Да и о каком образовании можно говорить, когда город днем и ночью бомбят немцы, братья и сестры рядом, потом свои дети, тяжелая работа в шахте (мои бабушка и дедушка – шахтеры)? Кстати, бабуля командовала десятью пленными немцами: заставляла их тягать вагонетки с углем. Так что опыт обучения иностранцев в семье у нас имеется. Мама мечтала стать учителем, но стала медсестрой, а потом экономистом. В нашей семье я первый дипломированный педагог. Бабушка моего мужа была заслуженным учителем русского языка и литературы Абхазии, завучем в школе. И как тут в судьбу не поверишь? Зов крови!
Школа. Учитель. Когда я училась в школе, эти слова для меня были символом чего-то высокого, недостижимого. Мне казалось, что учителя – какие-то особенные люди. Их авторитет был настолько высок и непререкаем, что хотелось во всем им подражать. И это манило. Хотелось хоть немножко прикоснуться к их загадочной для меня жизни. Любопытство и желание стать такими, как ОНИ, подогревали советские фильмы: «Первоклассница», «Весна на Заречной улице», «Большая перемена», «Доживем до понедельника». Последний я смотрела не помню сколько раз. Мне нравились Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Вячеслав Тихонов.
Но чем старше я становилась, тем глубже понимала всю сложность учительского труда. Важно не только научить грамотно писать, правильно решать, логически мыслить. Важно и сложно научить учеников думать, размышлять, сопереживать. В условиях современного технического бума, всеобщей компьютеризации и последних образовательных стандартов МО РФ это становится сложнее вдвойне.
Заинтересовать – эту цель я ставлю перед собой в работе. Заинтересовать, вовлечь учеников, показать, что русский язык изучают не только для того, чтобы уметь писать без ошибок. Убедить: литература нужна не только потому, что она есть в школьной программе, а потому, что русская литература – зеркало души русского человека. Сделать это сложно не потому, что современный ученик не хочет, а потому, что он не понимает, как это понять. По- другому быть не может, когда вместо книги из школьной библиотеки (я не говорю о домашних библиотеках, так как теперь не у всех таковые имеются), книги, которая хранит тепло страниц, труд людей, издававших ее, зачастую приносят безликие листы белой бумаги, на которых из Интернета «скачено» то или иное произведение.
Как-то на уроке, это был в самом начале моего учительского пути, объясняя новый материал, я поймала себя на мысли, что на меня смотрят тридцать пар глазенок. Они, конечно, и раньше на меня смотрели, да и я их тоже видела. Но я вдруг осознала, что это мои дети, что они мне доверяют. Туманная даль прояснилась: «От меня зависит, что у них останется в душах!» А зависит это от того, сколько я вложу в них своей души. Учитель не должен фальшивить, просто не имеет права!
Недавно по одному из каналов шло очередное ток-шоу. Я случайно включила телевизор в тот момент, когда передача заканчивалась и подводились итоги, вызвавшие целую бурю чувств в моей душе : «Профессия учителя не является востребованной. В нашем обществе складывается мнение, что в педагогические вузы поступают неудачники, люди, которые не могут себя реализовать в нормальной жизни». Мне захотелось пригласить несколько человек с подобным убеждением на наш районный педагогический конкурс, чтобы они посмотрели и увидели всех конкурсантов, поприсутствовали бы на презентациях и уроках, а потом выносили на свет Божий свои абсурдные суждения. Проработав 9 лет в школе, я уверена: любой учитель, работающий здесь, - духовно богатый человек, болеющий за свое дело.
Ниточка, которая после школы привела меня в педагогический университет имени А.И. Герцена, затем вывела к школе, постепенно превратилась в дорогу, на которой я стою и с которой сходить не собираюсь. И мне бы очень хотелось в финале своей педагогической деятельности оглянуться назад и увидеть не просто дорогу, а дорогу, залитую ярким солнечным светом, дорогу, по которой уверенно шагают мои ученики. И чтобы в душе у меня зазвучали слова из песни Фрэнка Синатры «Myway»:
« I did it my way» - Я сделала (прошла) свой путь.