Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Историко-педагогический и правовой анализ
проблемы насилия над детьми

 

Щербович Виктор Анатольевич,
кандидат пед.наук,
воспитатель,
Санкт-Петербурское Суворовское военное училище

Щербович Ирина Александровна, кандидат юр. наук, доцент,
зам. директора ПФ ГОУ ВПО «Российский  экономический
университет им. Г.В. Плеханова».

 

 Из исторических данных о проблеме насилия над детьми просматривается, что в течение долгих веков жестокость по отношению к детям была не только обыденным явлением, но и узаконенным актом в некоторых странах и у многих народов мира[1].Жестокое обращение с детьми и их эксплуатация известны давно. Существует очень мало доказательств того, что какие-либо психические расстройства у детей - жертв насилия распознавались до конца XIX в. или что существовала какая-либо психотерапевтическая методика до начала 1990-х гг. Это связано с позицией по отношению к детям, которая превалировала до середины 1800-х гг. Дж. Л. Десперт пишет, что дети были 0контролем над их жизнью и смертью; они могли даже продаваться [2].

С античных времен детей приносили в жертву богам. Как свидетельствует история, детоубийство было широкой практикой во многих культурах. Дж. Л. Десперт отмечает, что во времена Древней Греции и Рима, в добиблейские и пробиблейские времена детей приносили в жертву ритуально, их сжигали на костре, в случае неполноценности ребенка его выгоняли, иногда дети были орудием кровной мести (убийство перворожденного).

В древние времена безусловной властью над детьми обладали отцы, они же и решали, будет ли ребенку жить, или он будет умертвлен. Новорожденных могли бросить в навозную кучу, утопить, замуровывать в стену дома, выбросить на улицу, где они попадали на растерзание зверей и птиц. В первую очередь страдали девочки (так как существовало мнение, что только мальчики являются продолжателями рода), дети незамужних женщин, дети из многодетной семьи или семьи простолюдинов, материальный достаток которых не позволял иметь еще одного ребенка. Согласно сохранившимся статистическим данным за период 230-220 гг. до н. э., свидетельствующим об огромном перевесе мальчиков над девочками: в семьях, живущих в поселении, соотношение мальчиков и девочек равнялось 118 к 28 соответственно[3].

Еще в Библии и ряде других исторических источников можно найти информацию о том, что эта проблема насилия над детьми имела место и была актуальной. Фактически на всем протяжении существования человечества и семьи данная проблема оставалась, но только со временем менялось отношение к ней.

В Древней Греции и Древнем Риме ребенок не имел значимости, как для общества, так и для родителей, зачастую он рассматривался лишь как нежелательный результат половых отношений. В этот период было довольно широко распространено детоубийство, не осуждаемое общественностью и не наказуемое по закону. Намеренное умерщвление младенцев их родителями в Древней Греции и Риме не порицалось вплоть до IV в. н. э. Существуют данные, что детей умерщвляли во время религиозных жертвоприношений. Этот обряд являлся частью культуры для египтян, галлов, скандинавов и многих других народов[4].

Древнегреческий мыслитель Платон говорил о том, что: «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Аристотель считал, что в государстве должен быть закон, отказывающий в праве на жизнь больным и уродливым младенцам. А Сенека высказывал следующую мысль: «Бешеных собак мы убиваем ударом по голове; также умерщвляем мы свирепого и дикого быка; больных овец мы посылаем под нож, чтобы они не заразили все стадо; уродливое потомство скота мы уничтожаем; мы топим даже детей слабых от рождения. Все это проявление не злобы, а здравого смысла, отделяющее вредное от здорового». Французский гуманист Мишель де Монтень в своем трехтомном труде «Опыты» уделяет этой проблеме огромное внимание. Он был против жестокости в средневековой школе: «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям»[5].

Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист, педагог-философ, стал основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы, в том числе и проблемы жестокого обращения с детьми. Ему принадлежат слова: «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Но из этого не следует, что школа должна оглашаться криками, ударами, побоями; в ней должен господствовать бодрость и внимание, как к учащимся, так и к учащимх[6].

В эпоху Возрождения семейное функционирование приобрело более зрелые формы. Родители лишились патриархального права на жизнь и смерть своего ребенка. В некоторых прогрессивных работах дети уже стали распознаваться как личности, а не только как «миниатюра» взрослых; стали уделять внимание образованию детей. Подчеркивались альтернативные дисциплинарные воздействия - проявления любви и собственный пример, а не только принуждение, страх и физические наказания.

В Древней Руси дети были собственностью своей семьи, которая, как правило, была патриархальной. Отец имел полное право распоряжаться судьбой ребенка от рождения до смерти. Русский домострой - свод житейских правил и наставлений - проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. В данном своде имеется наставление под названием «Как детей своих воспитывать в страхе божьем». С древних времен родители заставляли детей учиться, применяя физические наказания. Выражение «вбить в голову» имеет глубокий исторический контекст. Согласно Уложению 1649 г., детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убийство родителей - смертной казнью[7].

На Гавайях, в Китае и Японии детей с физическими или умственными отклонениями убивали, чтобы сохранить сильную расу, способную к выживанию. Кроме того, одной из причин убийства младенцев в ранних культурах является попытка таким образом установить контроль над рождаемостью и регулированием роста населения.

В колониальной Америке от детей требовались полное повиновение и покорность. Строгие правила поведения устанавливались для них в соответствии с господством гедонизма. Однако за всеми этими строгостями не было теплоты и нежности. Существовал обычай нанимать кормилиц, чтобы не заботиться о грудных детях и младенцах, что называлось «сдать ребенка в аренду». Практика «аренды» детей сохранилась в США до середины XX в. Ранняя история США отражает многообразие культур, обычаев и традиций. Африканские рабы сделали огромный вклад в развитие этой страны не только на юге, но и в Новой Англии. Дети рабов были собственностью хозяина, который мог их продать, часто отдельно от других членов семьи, подвергнуть физическому или сексуальному насилию.

Во Франции словом «дитя» можно было назвать любого человека низкого происхождения (лакея, солдата, слугу) и собственно ребенка, таковым же было значение слова «boy» в английском языке, применявшееся к мужчине до 50 лет, находящемуся в зависимом положении[8].

Умерщвление ребенка стали рассматривать как убийство (преступление) с 374 г. н. э. С 442 г. о находке выброшенных на улицу детей полагалось сообщать служителям церкви, а в 787 г. в Италии для них был организован первый церковный приют. Церковь начала признавать особую богоизбранность детей.

XVII-XVIII вв. характеризуются появлением направленного изучения детства и пересмотра общественного отношения к детям. Великая Французская революция оказала серьезное влияние на изменение социального статуса детей не только в этой стране, но и во всем цивилизованном мире. Главное законодательное изменение после революции - устранение из законодательства отцовской власти. Отцовская власть наказания ребенка ограничивалась семейным судом, была снижена возрастная граница зависимости до 21 года, уравнены в правах сыновья и дочери, законнорожденные и незаконнорожденные дети, устранялось право перворожденного[9].

В XX в. проблема жестокого обращения с детьми начала широко рассматриваться и освещаться не только в кругу специалистов, но также и в средствах массовой информации. В 1968 г. журнал «Newsweek» опубликовал данные о том, что больше детей младше пятилетнего возраста умирают от ран, нанесенных родителями, чем от туберкулеза, коклюша, полиомиелита, кори, диабета, ревматической лихорадки и аппендицита вместе взятых. В 1974 г. американское правительство приняло «Закон о предотвращении жестокого обращения с детьми», что послужило толчком к активным исследованиям этого вопроса и поиска вариантов решения проблемы.

В России о домашней жестокости впервые заговорили публично только в середине 1990 гг. после Всемирной конференции по положению женщин в Пекине. Таким образом, формирование правовых норм РФ отстает от законов США на 30 лет. Домашнее насилие в России получает все большее распространение. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений: 70-80% тяжких насильственных преступлений, в том числе 30-40% убийств, совершается в семье. Причем женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств. Каждый год от рук мужей и сожителей погибают от 10 до 14 тыс. женщин, 2 млн. детей подвергаются физическому насилию, а 5 тыс. детей уходят из дома из-за ситуации жестокого обращения. Причем каждый второй из них никогда больше не возвращается в семью[10]. Согласно статистике МВД, насилие имеет место в каждой четвертой семье в России.

В начале XX в. во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка, на полноценную жизнь.

В 1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития.

В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматриваются наиболее важные принципы:

- ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

- равенство прав всех без исключения детей, без различия, или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

- ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

- на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию[11].

Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми были заложены в 1961 г., когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Н. Кеmp провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статистические данные о распространении насилия над детьми, в том числе: сексуальное психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.

В 1989 г. принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 г. Конвенция занимает особое место в силу ряда причин: первая, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»; во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье; в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов некоторых государств-членов ООН, в частности - России; в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка.

В настоящее время в мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком. С 1970 г. появились специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния причин насилия над детьми, разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики.

В последние годы Российское государством предпринимает ряд комплексный мер, которые позволяют выявлять, предупреждать и пресекать насилие в отношении несовершеннолетних.

Насилие (в праве) - незаконное, принудительное физическое или психическое воздействие на человека, нарушающее право граждан на личную неприкосновенность12.

В связи свыше изложенным можно подвести итог определениям понятия насилия представленных в Таблице 1.

Насилие

- это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Насилие (исторический словарь)

- применение различных форм принуждения в отношении личности, общественной группы, партии или организации, класса или социального слоя, государства или группы государств.

Насилие (социологический словарь)

- применение силы или угрозы применения силы по отношению к субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.

Насилие (юридический словарь)

- физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность. Физическое Н. выражается в непосредственном воздействии на организм человека: побои, телесные повреждения, истязания различными способами (в т. ч. с применением каких-либо предметов и веществ) и т.д. Психическое Н. заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправой), чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению. Н. может быть отягчающим ответственность обстоятельством (при совершении преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим), способом совершения преступления (напр., убийства, угона воздушного судна) либо конститутивным (квалифицирующим) признаком состава преступления (напр., при изнасиловании).

Насилие (экономический словарь)

- физическое ограничение возможностей, доступных одному индивиду (или группе), посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые решения; насилие - это проявление власти.

Насилие (философский словарь)

- это нарушение чужого поведения

Домашнее насилие

- эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи или других домочадцев.

Насилие в семье

- означает эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или неосознанно в отношении членов семьи или других домочадцев.

В гражданском праве совершение сделки под влиянием насилия рассматривается как одно из оснований недействительности сделок.

В уголовном праве насилие может иметь разное значение. Оно может быть обстоятельством, отягчающим наказание (совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего[13]. Насилие может являться способом совершения преступления (например, разбоя, убийства), определяющим признаком состава преступления (например, при изнасиловании). Применение насилия, опасного для жизни и здоровья[14], и применение жестокости, даже не представляющего такой опасности[15], во многих составах является квалифицирующим признаком преступления. Преступления, связанные с применением насилия, представляют повышенную общественную опасность.

Низкая эффективность раннего выявления семейного неблагополучия приводит к тому, что в поле зрение социальных служб, как правило, попадают глубоко дисфункциональные семьи, где родители не только жестоко обращаются с детьми, но и страдают алкоголизмом или наркоманией, длительное время не работают, ведут аморальный образ жизни. Крайне тяжелое положение, в котором оказываются дети в подобных семьях, требует изъятия их из семьи путем лишения их родителей родительских прав.

В других случаях неисполнение родителями своих обязанностей, жестокое обращение с ребенком обусловлены стечением тяжелых жизненных обстоятельств или болезнью, поэтому есть основания полагать, что родители при оказании им необходимой помощи способны изменить свое поведение. Однако пока положение дел в семье не нормализовалось, ребенок не может в ней оставаться и должен быть временно помешен в социальный приют, социально-реабилитационный центр либо отдан под опеку. В подобной ситуации для защиты интересов ребенка его родители должны быть ограничены в родительских правах.

Ст. 69 Семейного кодекса РФ устанавливает следующие основания для лишения родительских прав:

- умышленное уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, включая отсутствие заботы о развитии и обучении ребенка;

- отказ без уважительных причин забрать ребенка из лечебных, образовательных или защищающих учреждений;

- злоупотребление своими родительскими правами (использование этих прав в ущерб интересам ребенка, вовлечение в занятие попрошайничеством, любые формы эксплуатации ребенка);

- жестокое обращение с ребенком;

- совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей или другого супруга;

- заболевание алкоголизмом или наркоманией.

По другим, помимо перечисленных выше, основаниям лишение родительских прав невозможно. Для лишения родительских прав достаточно одного из этих оснований, однако на практике чаще приходится сталкиваться со случаями, когда имеют место несколько оснований. Самой распространенной причиной лишения родительских прав является злоупотребление алкоголем, которое приводит к жестокому обращению с ребенком или уклонению от выполнения родительских обязанностей. Родительские права касаются каждого ребенка в отдельности, поэтому при наличии нескольких детей суд оценивает исполнение родительских прав и обязанностей в отношении каждого из них.

Лишение родительских прав, возможно, только при виновном поведении родителей, то есть в тех случаях, когда нарушение прав и законных интересов ребенка является результатом их осознанного выбора. Отсутствие эффекта превентивных мер, продолжение неправильного поведения после предупреждения о возможности лишения родительских прав при отсутствии объективных причин подтверждают виновный характер действий родителей.

Ст. 73 Семейного кодекса устанавливает еще один случай ограничения в родительских правах. Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей в этом случае является следствием их виновного поведения, а не порождено внешними обстоятельствами, однако достаточные основания для лишения родительских прав отсутствуют. Такое ограничение в родительских правах выступает в качестве последнего предупреждения родителям. Если они не изменят своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родительских прав истечения шестимесячного срока. В тех случаях, когда ограничение в родительских правах обусловлено ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей по причинам, от них не зависящим, Семейный кодекс не устанавливает определенного срока, когда это решение может быть пересмотрено.

Средством «скорой помощи» для защиты ребенка от жестокого обращения является немедленное отобрание при наличии непосредственной угрозы его жизни или здоровью[16]. Основанием для такого экстренного изъятия ребенка из семьи служит постановление главы органа местного самоуправления. В этом постановлении описывается ситуация, в которой находится ребенок, раскрывается, в чем заключается непосредственная угроза для его жизни или здоровья, констатируется решение отобрать ребенка на основании ст. 77 СК РФ у родителей или иных лиц, дается указание о дальнейшем устройстве ребенка (помещение его в медицинское или социозащитное учреждение, установление над ним опеки или передача органу опеки и попечительства).

Уголовный кодекс запрещает практически все случаи умышленного применения физического насилия. Неосторожные действия признаются преступлением лишь в тех случаях, когда это специально указано в УК РФ. Так, преступным является только лишение жизни и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Из этого следует, что родитель, причинивший своему ребенку по неосторожности вред здоровью средней тяжести, не может быть привлечен к уголовной ответственности, его можно либо лишить родительских прав, либо наказать в административном порядке[17].

Преступлением, в котором сочетается физическое и психическое насилие, является истязание[18]. Истязанием признается умышленное причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями. Истязанием признаются такие случаи физического насилия, которые не привели к тяжелым телесным повреждениям, но вызывали страдания потерпевшего. Тем самым закон подчеркивает, что не только телесные повреждения, но и душевная травма наносит существенный вред здоровью ребенка. Практика дает много примеров использования «педагогических приемов», которые можно квалифицировать как истязание: связывание ребенка на длительное время; привязывание на несколько дней к батарее; прижигание сигаретами; понуждение длительное время стоять коленями на горохе, гречневой крупе и т.п[19].

Психическое насилие является наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми и зачастую сочетается с физическим или сексуальным насилием, пренебрежением основными потребностями ребенка. Уголовный закон защищает детей от наиболее тяжелых форм психического насилия. Ст. 119 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью. Угроза убийством чаше всего применяется для запугивания потерпевшего, а также для полного подчинения его своей воле или для причинения ему психических страданий.

За доведение ребенка до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства, виновный может быть лишен свободы на срок до 5 лет[20].

В настоящее время родители чаше всего привлекаются к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка). Уголовная ответственность по этой статье наступает только в том случае, если уклонение от выполнения родительских обязанностей было сопряжено с жестоким обращением с ребенком. При наличии лишь одного из указанных выше факторов, для защиты ребенка может ставиться вопрос о лишении родительских прав или возбуждении уголовного дела по другим основаниям (оставление в опасности, побои, злостное уклонение от уплаты алиментов).

К сожалению, закон не дает четкого определения понятия «жестокое обращение», что вызывает значительные трудности при применении ст. 156 УК РФ. На практике к жестокому обращению с детьми относят такие действия родителей и воспитателей, которые выходят за рамки принятых в обществе форм наказания, наносят ущерб физическому, психическому или нравственному развитию ребенка. К такого рода действиям можно отнести лишение ребенка пиши или сна, запирание в темном или холодном помещении, унижение его достоинства, эмоциональное отвержение ребенка, использование антипедагогических приемов воспитания. Традиционно как жестокое обращение расценивают побои, причинение легкого вреда здоровью ребенка.

Ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) установлена Ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка. Для защиты детей от жестокого обращения основное значение имеет административная ответственность за злоупотребление правами по воспитанию ребенка и уклонение от обязанности защищать права и интересы ребенка (непринятие мер по защите ребенка от жестокости со стороны другого родителя).

Важной особенностью ст. 5.35 КоАП РФ является отсутствие требования систематического неисполнения обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка, которое существовало в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Это значит, что даже однократные действия родителя являются административным правонарушением. К ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ могут быть привлечены только родители ребенка, его опекуны или попечители. Другие родственники ребенка (братья, сестры, дедушки, бабушки, дяди, тети), а также отчимы или мачехи, не усыновившие ребенку, не являются его законными представителями, и рассматриваемая статья на них не распространяется.

Таким образом, можно говорить о том, что в России предпринимаются шаги по вопросам защиты прав детей. В отдельных случаях результатом является прерванный цикл насилия и нормализация внутрисемейных отношений.

Список используемых источников и литературы:

1. Асянова Н. Обретение радости. Игровая психоаналитическая терапия в лечении детей, подвергшихся плохому обращению, 1997. №1. С. 8.

2. Система защиты детей от насилия: достижения и задачи развития // Под ред. Е.Н. Волкова. Нижний Новгород, 2010. С. 23.

3. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: ИНФРА-М, 1995. С.58.

4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: ИНФРА-М, 1995. С.67.

5. Чепурных Е.Е. Защита социально - правового статуса детей с проблемами в развитии в контексте семейного и образовательного права // Дети России: насилие и защита. М., 2007. С. 45.

6.  Женщины против насилия. . http://www.owl.ru/win/research/index.htm.

7. Абубикирова Н.И., Регентова М.А. Безопасность в семье: время действовать. М.: Ассоциация общественных объединений помощи пострадавшим от насилия «Остановим насилие», 2003. С. 15.

8. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. М.: Сам себе адвокат, 2009. С. 39.

9. Женщины против насилия. . http://www.owl.ru/win/research/index.htm.

10. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России. М.: Изд. Дом «Грааль», 2000. С. 27.

11. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2008. С. 10.

12. Клименкова Т. Реализация прав граждан на свободу от насилия. Исследование практики. М., 2008. С. 345.

13. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. Ст. 63.

14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. Ст. 126, 127.

15. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. Ст. 161, 163.

16. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995. Ст. 77.

17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001. Ст. 5.35.

18. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. Ст. 117.

19. Партнерство каждому ребенку. http://everychild.ru(дата обращения: 10.25.2012.

20. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. Ст. 110.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»