Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Егорова Елена Игоревна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия 587 Фрунзенского р-на Санкт-Петербург

 

В структурировании среды обучения особая роль принадлежит гигиене и нормированию труда, режиме труда и отдыха. На наш взгляд в среднем звене музыкального образования этой проблеме уделяется недостаточное внимание. Однако именно утомление часто вызывает нарушение работы головного мозга, приводящее к ошибочным действиям.

Как писал Н. К. Метнер, утомленному воображению плоды величайшего вдохновения ничего не говорят, и, наоборот, - свежему достаточно просто элемента, хотя бы трезвучия, для того, чтобы дать ему толчок. Утомление – бесчувствие. Утомление выражается главным образом в бесчувствии к предмета. Занятия в таком состоянии не только бессмысленны, но и кощунственны.

Ни выдающиеся музыкальные способности, ни прекрасные учителя, ни упорство и воля к достижению цели не будет реализованным, если нет здоровья, возможности его сохранить и поддерживать. Любопытная трактовка зловещей роли А. Сальери в судьбе В. А. Моцарта, отличная от традиционной и столь гениально развитая А.С. Пушкиным, дана в голливудском фильме «Амадеус». Как известно, Моцарт обладал слабым здоровьем и неуемной страстью к творчеству, характерной для гения. Сальери не использовал яд. Придя к недомогающему Моцарту, он умело возбудил в нем эту страсть и буквально уморил его работой над Реквиемом. Артист, великолепно исполнивший роль Сальери, очень тонко передал ту грань, когда благородные и благие призывы к служению творчеству переходят в злорадство, «бескорыстная помощь» в работе – в холодный расчет убийцы.

В подростковом и юношеском возрасте проблемы, связанные с незавершенным физическим развитием, усугубляются тем, что учащиеся, как правило, затрачивают дополнительные усилия, так как не владеют самим процессом рационального использования времени и энергии и поэтому утомляются гораздо больше, нежели этого требует сам процесс работы. Поэтому пред учителем стоят проблемы: обучение учеников рациональному труду, разумной «охране труда» в сочетании с воспитанием выносливости и способности к трудовым усилиям, контроль за физическим развитием ученика и его здоровьем. К этому призывал в частности Н. Н. Нейгауз, считавший, что наиважнейшей предпосылкой удачного выступления являются достаточный предварительный отдых, бодрость, свежее состояние души и тела: «Наша бренная плоть должна быть в полном порядке – первое и необходимое условие исполнительской деятельности». Но, помимо общего физического здоровья, для плодотворной и продуктивной работы нужны и определенные условия.

Сначала несколько психологических аспектов данной проблемы. Одна из главных причин неоправданно быстрого наступления утомления – мышечный зажим. Он образуется, когда возбуждение из очага, управляющего данным движением, переходит, распространяется (иррадиирует) на другие зоны,  напрягая их. На стадии освоения нового движения иррадиация проявляется как общая скованность, но и в дальнейшем она может появиться под влиянием психоэмоционального напряжения, искажая уже остаточно привычные, отлаженные движения. Возможно и нечто обратное, когда молодые музыканты во время «старательного» выступления, подменяют эмоциональное напряжение мускульным. Для них стараться имеет смысл напрягаться, причем совершенно спонтанно. Рецепт противодействия этому - постоянный контроль  за возникновением возможных зажимов и периодическое их сбрасывание. Процесс самоконтроля и снятия лишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Мало того, его надо  превратить в нормальную привычку, в естественную потребность. Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время домашних или классных упражнений, но и в самой реальной жизни, вне сцены… во все моменты существования… только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент творчества, наставлял молодых актеров К.С.Станиславский.

Современные исследователи также не обходят своим вниманием эти проблемы. В частности, Б. Н. Талалай на примере учащихся струнников, К.А. Ольхов и А. С. Сивизьянов – дирижеров-хоровиков, Г. Л. Ержемский  - дириеров симфонистов рассмотрели не только проблемы мышечных зажимов (связанных с ограничением двигательной активности), но и психологических (подавление интеллектуальных процессов), эстетических (проявление натурализма во внешних действиях), но и дали достаточно четкие рекомендации.

К основным психологическим причинам зажимов и дирижирующих можно отнести следующие, во многом достаточно общие с другими музыкальными, специальностями:

- неправомочно прямолинейное экстраполирование принципов инструментального исполнительства, базирующихся на физических методах звукоизвлечения, на знаковую, информационную деятельность дирижера;

- сама экстремальность обстановки концертного выступления или других ситуаций, провоцирующих значительные психологические или эмоциональные перегрузки, непроизвольные преобразования творческих побуждений дирижера, особенно в случае недостаточности владения мышечным аппаратом;

- излишне волевое исполнение, вызванное объективной (объем, значительность самого произведения) или субъективной (техническая незрелость исполнителя) сложностью в преодолении проблем;  

- недостаточная аутогенная тренировка, не обеспечивающая способность к релаксации, т. е. произвольного уменьшения избыточного тонуса мышц.

Прослеживается четкая закономерность: чем меньше музыкант расходует свей энергии, активности на выполнение самих движений, тем больше она трансформируется в чисто творческий импульс, обогащающий и окрашивающий все элементы исполнительских действий. Ее подчеркивал Герман Шерхн, говоря,  что существует закон: усиленная психическая энергия рвется наружу в  виде усиленной физической энергии. Но физическая энергия сама по себе антимузыкальна: музыка есть искусства духа и духовных напряжений, она не приносит напряжений в качестве самоцели. По мнению  Л. С. Выгодского, отличие художественных эмоций заключается в отсутствии моторных реакций спазматического характера и представляют собой активные внутренние действия с заторможенными внешними проявлениями. Именно задержка наружного проявления является отличительным  симптомом художественной эмоции при сохранении ее необычайной силы. Отсюда следует вывод, что сбрасывание мышечных и психологических перегрузок можно рассматривать как дополнительный резерв творческой активности, и занятие с обучающимся в этом направлении заключается в упорной, целенаправленной работе, чтобы в минуты больших подъемов привычка ослаблять мышцы стала более нормальной, чем потребность к напряжению.

   Расслабление относится только к тем мышцам, которые не участвуют в движении. К остальным применимо состояние пластичности, логичного сочетания и чередования фаз «работа-отдых», поскольку рациональное осуществление сложной координационной деятельности всегда связано с наличием периодических прекращений работы, расслаблением отдельных мышц, их групп или большей части скелетной мускулатуры.

Было бы ошибочным считать расслабление чисто физиологическим процессом-действием. Скорее, это результат воздействия определенных психологических установок, зависящих от фантазии и методов самовнушения. Например, поднимая руки можно представить, что «невесомые», «парящие», «плавающие» и т. П. Еще целесообразнее представить, что именно кончики пальцев тянут за собой остальные части рук, которые как бы невесомы, расслаблены, гибки и бессуставны.  Основные сочленения руки, кистевые, локтевые и плечевые суставы – наиболее уязвимые участки, ограничивающие естественную свободу двигательного аппарата дирижера, требующие особой заботы по развитию гибкости. Полезны всевозможные круговые, вращательные, восьмеркообразные движения, как по часовой стрелке, так и против, подъемы и опускания по вертикали отдельных частей руки при полной нейтральности остальных. Не менее важна тренировка свободного падения всей руки и ее частей как состояние расслабленности, противопоставляемое рабочему тонусу информативного жеста.

Большие проблемы создает и так называемая «инерция покоя», когда необходимость затраты энергии на переход в новую двигательную ситуацию, вызванную музыкальным развитием, сразу же провоцирует излишество напряжения и зажим. Выход из нее – в осознании того факта, что коль скоро исполнение музыки – цепь непрерывных изменений, то гибкость, расслабленные руки, координация всех действий в соответствии с требованиями выразительного музыкального исполнения обещают лучшие результаты с меньшей затратой сил по сравнению с теми, которых можно достигнуть при неподвижной руке, другими словами, при фиксированном мышечном состоянии.

Но и релаксация не самоцель. Она должна быть направлена только на излишние мышечные напряжения. В остальных аспектах она трактуется, как пластичность аппарата, готового к реализации любых намерений дирижера. Именно в таких условиях может происходить процесс интеллектуации жеста, по мнению Л.С. Выготского, писавшего о том, что говорить руками это в определенном смысле - думать руками.  Следовательно, жест дирижера, выражающий мысль, движение руки исполнителя, воплощающее музыкальный образ, становится, в свою очередь, мыслью, что нашло подтверждение в исследовании речевого опыта глухонемых.

Овладение процессом релаксации в результате создает благоприятные условия для выполнения движений с рациональным соотношении необходимой и затраченной энергии, т. е. попадающих под категорию «правильных действий». Нет сомнений, что утомленное сознание – один из главных виновников ошибочных  действий. Отсюда закономерное внимание к снижению работоспособности, факторам вызывающим это явление, внешним и внутренним признакам и проявлениям и, конечно, способам предупреждения и устранения этих негативов.

Среди исследователей нет единого мнения в раскрытии сущности утомления. В настоящее время предпочтительнее теория, согласно которой основой этого феномена являются изменения, происходящие в центральных отделах нервной системы,  а накопление продуктов распада в мышцах и тканях, производящих непосредственно действие, имеют место, но носят вторичных характер. Это особенно показательно у работников умственного труда, искусства и музыкантов-исполнителей. Несмотря на то, что деятельность центральных и периферических органов протекает одновременно, центр утомления располагается в коре головного мозга. Именно снижение их возбудимости, изменение процесса торможения и ослабление временных связей приводит к нарушению регулирующей роли центральной нервной системы и к увеличению числа дефектных, ошибочных действий. Поэтому абсолютно прав Г.М. Коган, замечая, что занятия до боли в спине – признак не столько трудоспособности и прилежания, сколько мозговой лени: если голова ученика не устала раньше его спины, – значит, он еще и не начинал заниматься по-настоящему, зря, попусту потратил время и силы.

Систематическое утомление без достаточного восстановления работоспособности приводит к переутомлению, нарушающего жизнедеятельность уже всего организма,  и в первую очередь психическую: снижается способность к запоминанию и мышлению, ослабляется восприятие и внимание, нарушается система двигательных ассоциаций, общая активность и эмоциональность, двигательные процессы. Таким образом,  в состоянии переутомления индивид как бы перестает быть самим собой, деградирует свойственный ему комплекс способностей, утрачивается стабильность навыков, оперативность знаний и т. д.

Но не все так однозначно. Психологи утверждают, что утомление, не локализуясь в рабочем органе,  одновременно является целесообразным приспособлением, выработанным нервной системой, исключающей продолжительное господство одного и того же привычного действия. Благодаря этому достигается разнообразие рефлекторных реакций организма, а разнообразие реакций необходимо ввиду чрезвычайного разнообразия явления в окружающей среде. Отсюда вывод – наряду с очевидной пользой привычных (автоматизированных) действий как целесообразной, стереотипной реакцией на однообразные, устойчивые и постоянные условия нервная система обладает биологически не менее важным механизмом утомления, назначение которого – разрушать привычки, но одновременно облегчать появление новых действий, быть  может еще более целесообразных. Не будь утомления – не существовало бы борьбы за общее  двигательное поле и переходов этого поля от одного рецептора другому. Все функциональное многообразие приспособлений животного к среде исчезло бы, и сменилось однообразной, автоматической реакцией. Диалектическое единство и взаимодействие механизмов автоматизации, утомления и усталости вполне отвечаю законам развития, а задача педагога – контролировать эти процессы, оберегая неокрепший организм обучающегося от переутомления – зоны однозначно негативной.

Организовывая рациональную среду обучения, необходимо учитывать те объективные факторы, которые влияют, а вернее, провоцируют утомляемость учеников. Это  прежде всего неприемлемые гигиенические условия труда: недостаточная чистота и кубатура помещений, неоптимальная температура и влажность воздуха, плохое качество освещения, наличие посторонних шумов и вибраций и т. Д. Не менее важна организация самого места приложения труда: качество инструментов и оборудования, наличие и достаточность нот, книг, технических устройств, их оперативная доступность. Расписание занятий должно учитывать интенсивность и сопоставимость различных дисциплин, оптимальное время для отдыха, реализуя потребности учащихся в приемлемых условиях.

К сожалению, именно музыкальные учебные заведения имеют постоянные проблемы с количеством и качеством помещений, осложненные многочисленным наличием индивидуальных занятий, проблемами звукоизоляции и т. Д.  Составители расписания не всегда отдают предпочтения интересам учеников. В результате время расходуется нерационально, тратится впустую на переезды, учащиеся часто приходят к педагогу заведомо утомленные, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К субъективным факторам, влияющим на работоспособность, относятся возрастные особенности,  физическое развитие, выносливость, обученность и тренированность учащихся. Решающим является, конечно, заинтересованность в том или ином виде деятельности, увлеченность и все другие позитивные факторы, о которых говорилось в соответствующих разделах. Последние исследования говорят о влиянии на работоспособность погодных условий, она меняется в зависимости от времени суток, дня недели, времени года, атмосферных и геомагнитных условий. Наверное, не стоит пренебрегать и психотерапевтическими влияниями новомодных увлечений астрологией и белой магией и одичанию нравов противопоставить духовное возрождение.

 У детей и подростков особенно часто можно наблюдать влияние настроения на работоспособность, которая в таких случаях не зависит от объективного уровня утомления. Происходит это порой подсознательно. К примеру, помещение своим неказистым убранством, плохим освещением и даже окраской стен, тем  более, если именно здесь учащие испытывали многочисленные и значительные перегрузки, может вызвать ощущение спонтанного утомления, когда для этого еще нет объективных причин действовать угнетающе на активность еще до начала работы. Спровоцированные этими факторами ошибочные действия, в свою очередь, усугубят негативные действия. Отсюда вытекает необходимость смены обстановки, режимов работы, дополнительных психологических воздействий, чтобы стимулировать работоспособность эмоциональным всплеском, увлеченностью исполнителей, праздничностью атмосферы, в которой самая утомительная работа протекает легко и оставляет положительный след в сознании. . Главное – соблюсти меру и постоянно варьировать методы воздействия.

Самые утомительные прогоны успешнее проходят на сцене, чем в обычном репетиционном помещении. Правы и руководители, арендуя для отчетов дорогие, но «престижные» залы, в которых и «стены помогают» собранности исполнителей, мобилизации усилий и эмоциональной отдаче. Стимулирующая обстановка снижает утомляемость, следовательно, снижает возможность появления ошибочных действий, провоцируемых снижением работоспособности.

Современная наука разработала специальные методики объективной степени утомления. В частности, этом посвящены работы М. И. Виноградова, В. И. Рождесвенской, В.В. Розенблат. В них можно ознакомиться с целыми комплексами методик по определению утомляемости учащихся разных возрастов и в самых различных условиях. Установлены следующие основные показатели, по которым можно с большей достоверностью судить о работоспособности индивида:

- индивидуальные типологические особенности нервной системы и другие частные характеристики;

- «состояние рабочих органов» до работы и под ее влиянием;

- наличие степень эмоциональной напряженности в данный момент;

- характер и особенности мотивации при выполнении данной деятельности.

Помимо изучения этих факторов в учебном сотрудничестве, необходимо учитывать и другие закономерности колебания работоспособности. В частности, установлены три фазы, достаточно определенно прослеживаемые. Первая – вхождение в рабочий ритм, рабочее состояние, когда работоспособность постепенно нарастает. Вторая – наступление периода достаточно устойчивой и относительно более высокой работоспособности, чем вначале. Затем наступает фаза постепенного снижения работоспособности . Интенсивность крайних фаз может быть различной, но, как правило, снижение работоспособности происходит более плавно, чем вхождение в рабочее состояние. Уровень устойчивой работоспособности и количество времени, которое она занимает, также может быть различным. Главное, что стоит учесть, - эта трехфазовость прослеживается на протяжении одного урока, трудового дня, рабочей недели и даже более крупных временных отрезков – семестра или учебного года.

Эти периоды учитель должен учитывать при планировании учебной работы и умело противопоставлять негативным факторам различные организационные, методические, волевые и эмоциональные воздействия. Но, самое главное, признаком профессионализма учителя может служить умение управлять своей собственной работоспособностью, иначе возможно наложение негативных фаз учителя и ученика, что крайне нежелательно.

Основным источником ошибочных действий при утомлении является снижение уровня самоконтроля, замедление реакций и действий, склонность к потере правильного темпа. Все это снижает эффективность учебной работы и требует дополнительного внимания и к содержанию,  и к форме проведения занятий. Фазам колебания работоспособности должно соответствовать рациональное распределение технической сложности и эмоциональной насыщенности изучаемого материала. Очень большое влияние на рост утомляемости оказывает монотонность труда, поэтому смена и контрастность образного строя исполняемых произведений, работа в процессе занятий с пьесами разной степени готовности, наконец, сочетание в одном учебном дне «разножанровых» предметов: теоретических и практических, групповых и индивидуальных, музыкальных  и общеобразовательных – необходимые, но реально часто нарушаемые условия.

Далеко не всегда полезны длительные перерывы, особенно когда ученики находятся в фазе высокой работоспособности. Ритмичность труда, рациональное, с учетом колебаний работоспособности, чередование занятий и отдыха благотворно влияют на общее состояние учеников и на их работоспособность.

Место, а вернее, среда для отдыха, всегда должна определенным образом организовываться, иначе длительный отдых в местах, мало для этого приспособленных, вызывает порой большую утомленность, чем хорошо организованная работа. Наилучшим для подростков, занятых в основном умственным трудом и музыкальным исполнительством, является не бездеятельность, а смена деятельности, к примеру возможность активных действий в спортзале после долгих теоретических и музыкальных занятий. Но это в настоящее время из области прожектов. Хотя есть даже определенные виды спорта, благотворно влияющие на развитие музыкантов. Для дирижеров очень полезны занятия фехтованием, настольным теннисом и легкой атлетикой и выездкой лошадей. Увы, они чаще калечат себе руки и ноги, играя в волейбол и футбол. Такова реальность, но для музыканта крепкое здоровье, а следовательно, и хорошая работоспособность просто необходимы. Педагоги, безусловно, должен заботиться и о работоспособности , и о поддержании и укреплении здоровья учеников всеми доступными средствами.  

Умело структурироваться должна и самостоятельная работа учащихся. Существует два принципа ее построения – режимное и целевое. При первом – музыкант стремиться к регулярности труда, оптимального по количеству, но без строгого учета результатов. При втором – определяющим становится результат, каких бы затрат времени и  сил он не требовал.   В каждом есть и положительное и отрицательное начало. Положительное в режимном способе труда - воспитание усидчивости, воли и ответственности и профессионального долга, физическая тренированность. Отрицательное  проявляется в возможности  формального «отсиживания» положенного времени, неэффективности труда без аффектной стимуляции. Разумеется это признаки личностной незрелости ученика.  Положительные признаки «целевого» подхода более очевидны – высокая эффективность на основе конкретной целеустремленности. Отрицательные – авральный оттенок приемов работы,  Вероятность снижения качества одновременно с перенапряжением и негативными психологическими настроениями при тщетности усилий труда при недостатке времени. Рациональным будет сочетание обоих принципов. Целесообразно и планировать каждое занятие, а также перспективное развитие учащегося на месяц, семестр, год, логично продвигаясь от ближайших целей к далеким, ставя все новые и новые профессиональные задачи.

Известный физиолог Н. Е. Введенский (1852-1922) определил условия эффективного труда, утверждая: общий характер особенностей утомления под влиянием как умственного, так и физического напряжений часто вызывается не столько работой, сколько плохой организацией самого труда. Исходя из этого, им предложение пять основных условий, обеспечивающих качество этой организации:

1)             постепенное вхождение во всякое действие, тем более напряженное;

2)             равномерность и ритмичность, выбор оптимального темпа, так как и слишком высокий, и необычно низкий темп одинаково утомительны, а особенно аритмичная, хаотичная деятельность;

3)             плавность, привычная последовательность и систематичность занятий;

4)             своевременное чередование работы и отдыха;

5)             применение специальных систематических упражнений, укрепляющих выносливость и работоспособность.

Выполнение этих простых условий даст определенный положительный эффект, потому что само по себе утомление – желательный фактор, создающий, с одной стороны, сильные стимулы к покою, отдыху и полноценному сну, с другой стороны, соответственно, наиболее эффективно способствует восстановлению работоспособности. Прав Л. Г. Выгодский, говоря, что гораздо полезнее та работа, которая доводит ученика до самого порога утомления, а не оставляет за несколько шагов до него.

При определении режима занятий следует помнить, что специфика музицирования на различных инструментах имеет свои профессиональные особенности, свою характерную утомляемость и свои возможности вхождения в рабочую фазу. Это необходимо учитывать, особенно во время общих репетиций, когда задействованы различные музыкальные коллективы – хоры, оркестры, солисты, танцоры и т. д. Всем участвовавшим в такого рода работе знакомы порой конфликтные ситуации, когда танцоры, скажем, «валятся с ног», оркестру необходимо «размяться», а солисты еще не «распелись» Достаточно актуальна для учебных заведений и проблема профессиональных заболеваний. Переигранные руки и сорванные связки чаще всего являются результатом неритмичной работы, к примеру сверх напряженной в предсессионное время.

На основании всего вышесказанного становится ясным, что пренебрежение организацией и определенной техникой «безопасности» труда музыкантов пагубно сказывается на качестве и результативности учащихся, вызывает излишнюю утомляемость и снижение работоспособности, что проявляется, прежде всего, в повышении числа ошибочных действий.

Следует заметить, что сложившаяся организационная форма учебного процесса достаточно двойственна. С одной стороны она систематизирует работу ученика,  определят сроки сдачи определенных объемов новых материалов и оценки динамики развития.  С другой – усредняет и нормирует эти условия, «загоняя» в переутомление одних и давая «отлынивать» от работы «до порога утомляемости» другим.  Слишком порой  разные способности у учащихся. Регулятором здесь опять выступает учитель, «стремящийся к пользе» своему ученику.

В монографии для учащихся-музыкантов Г.М. Цыпин определяет «триаду психических факторов», которые, взаимодействуя, создают особо неблагоприятные условия для работы:

1) несоответствие объема работы возможностям учащихся;

2) необходимость выполнения работы в более сжатые сроки, чем это требует сама работа;

3) жесткая установка на обязательный и «самый высокий» успех.

Безусловно, эта «триада» провоцирует ученика к таким ошибочным действиям, как легковесность, неряшливость, технический брак. Дискомфортное состояние психики может порождать в растущем организме молодого музыканта нервное перенапряжение, стресс, невроз, творческий кризис, психический срыв. Виновником являются скорее ошибочные действия учителя, допустившего подобные состояния. Преодоления негативов «триады» - не самоцель и тем более не должно быть системой. Но способность не поддаваться неблагоприятным факторам, «не сломаться» в ответственный момент – безусловно, важное достоинство будущего специалиста. А оно не рождается в «тепличных условиях»  безошибочного и бесконфликтного научения.

Для достижения выдающегося результата всегда первостепенное значение имеет творческая воля как способность для воплощения замысла преодолевать любые препятствия. Все помехи – болезни, бытовая неустроенность, личностны проблемы – все отступает.

Волевые качества личности во многом обеспечивают свободу осуществления действия. В первую очередь, это реальное самоуправление: по  необходимости тормозить самопроизвольные импульсы и усиливать необходимые; возможность преодоления всех и всяческих преград и принятие ответственности за свои действия  и их результат перед собой и другими людьми.

Педагогу необходимо знать: определяющим является не только горячее желание ученика достичь какой-либо цели, но и уровень интереса к данному предмету, и объективное физическое самочувствие; смелость и решительность зависят от уровня знаний в данной области; настойчивость и упорство связаны с регидностью нервных процессов; в разных ситуациях индивид может демонстрировать то высокий, то низкий уровень развития волевых качеств.  Задача учителя – помочь воспитаннику выбрать правильную позицию рассмотрения побудительных мотивов к преодолению: личностных, социальных или общечеловеческих, нравственных. Для этого необходимо развивать в нем способность к воображению и передвижению последствий осуществления (равно и не осуществления) своих действий для себя и других людей, т. е. именно в подростковом возрасте формировать рефлексию по отношению к своим поступкам. Особенно важна помощь при выборе из нескольких альтернатив наиболее верного действия, так как именно многократные колебания истощают нервную систему вплоть до печальных последствий, запечатленных в известной притче «О Буридановом осле».

Одновременно напомним, что многое зависит от акцентуаций характера: подростки эпитимного и истероидного  типа отличаются безапелляционной  решимостью и сознанием (достаточно часто ошибочным) абсолютной правоты; психоастеники повышенно не уверены в своих силах, склонны много раз возвращаться к прежним вариантам.  В результате и те и другие понапрасну расходуют энергию. Потому и меры воздействия противоположны: для первых полезнее дать возможность осуществить свои намерения до уровня абсолютного абсурда, для вторых – избавить от мучительной ответственности за выбор. Разумеется, не  исключая  полностью обратных альтернатив, добиваясь становления гармоничной личности.

Общее физическое здоровье музыканта – общеизвестный фактор эффективности и процесса обучения , и профессиональной деятельности, тем более весомый, что, пожалуй, нет такой другой специальности, столь подверженной негативному воздействию вынужденного (по болезни) творческого простоя. Существуют целые системы общего оздоровления. Кратко остановимся  на  наиболее приемлемых для музыкантов. Одна из концепций здоровья и работоспособности утверждает, что определяющим является аэробная производительность – максимальное количество кислорода, которое организм освоит за минуту. Она зависит непосредственно от вместительности легких, кровообращения, частоты сердцебиения, уровня тканевого дыхания и т. д. Эти показатели – результаты тренированности, как физической, так и психической.

Физиологами (во главе с М. Кэразерсом) открыт и выделен гормон, названный ими норепинефрин, а в быту и в СМИ получивший название «гормон счастья». Его основная роль- противостоять депрессии, способность создавать у человека ощущение радости, благополучия, оптимизма. Он обрабатывается в организме под воздействием необременительных физических нагрузок и может сохраняться достаточно продолжительное время. Это обстоятельство является основой множества методик, от оздоровительного бега до целостной оздоровительной физической культуры ИЗОТОН, в которой разработаны средства и методы, направленные на повышение функциональных возможностей эндокринных и иммунных систем организма человека.

По утверждению американского врача Кеннета Купера, аэробные упражнения положительно влияют не только на физическую, но и на психологическую настройку человека, повышая его экстравертированность, т. е. общительность, при повышенной уверенности в себе. А эти качества профессионально значимы для любого музыканта, особенно для дирижера.

Основные правила, которые следует соблюдать, занимаясь оздоровлением, укладываются в формулу: безопасно, медленно поступательно. Аналогичные идеи развивал и Н. М. Амосов. Предложенная им система «1000 движений» может существенно повысить работоспособность музыканта при минимальных затратах на организацию и время.

Дирижирование  связано с достаточно активной жестикуляцией, к тому же наполненной экспрессией, и поэтому для  обучающихся  важны навыки оптимального дыхания. Имеется ввиду  так называемое полное дыхание, когда вдох начинается с живота, переходит в грудную клетку и заканчивается в верхней части легких. Выдох производится в обратном порядке. Дыхание осуществляется только через нос, иначе возможны головокружения и мышечные зажимы. Простейшие тренировки заключаются в ритмичном дыхании на счет (вдох – на 4, выдох на 8; или: вдох – на 4, задержка - на 4, выдох - на 4), попеременном дыхании разными ноздрями. Эти упражнения снимают нервные перегрузки, усиливают кровоток, повышают работоспособность. Можно рекомендовать и естественные способы закаливания, различные виды массажа, аутогенную тренировку и медитацию.  Подробные инструкции легко найти в соответствующей литературе, здесь же сосредоточимся на последних двух, как наиболее психологических.

Задача аутогенной тренировки (АТ) – снять нервно-психические перегрузки (или ослабить их) в процессе мышечной релаксации – способности произвольно уменьшать избыточный тонус мышц, непроизвольное их напряжение. АТ  разработана Иоганном Шульцем, а в России ею занимался В. М. Бехтерев, но для нас особенно важен вклад К.С. Станиславского, раскрывшего положительную роль мышечного расслабления в актерском творчестве, в том что мускульное напряжение мешает внутренней работе и тем более переживанию. Пока существует физическое напряжение, не может быть и речи о правильном, тонком чувствовании.

У молодых музыкантов, недостаточно владеющих своим профессиональным аппаратом, в стрессовых ситуациях публичных показов нарушения, дезорганизация мыслительных процессов наступает раньше мышечных. Но часто именно внезапные и избыточные физические нагрузки провоцируют «психический отказ» - провалы в памяти, помутнение сознания и т. д. Отсюда неадекватность восприятия собственных действий и действий творческих партнеров в ансамблях и оркестрах, невозможность осуществления контроля и самоконтроля. Достаточно профессиональные знания в этой области дадут педагогу дополнительные способы по реализации потенциала обучающихся, гарантии успешности их деятельности через воспитание целенаправленных волевых навыков, экономное расходование физической энергии, отдавая предпочтение трансформации ее в эмоциональный импульс, направленный на художественность исполнительских действий.

Увлечение трансцендентальной медитацией в современном, столь беспокойном, мире можно приветствовать, если после полного и глубоко отрешения от всего постороннего, мешающего, раздражающего, вырвавшись за пределы обыденного, человек сможет вернуться к собственному Я. Пережитое медитативное погружение в музыкальное произведение разбудит бессознательные резервы психики, и музыкант, подчерпнув новые созидательные силы, найдет интуитивно самое эффективное творческое решение.

Резюмируя вышесказанное, еще раз обратим внимание на следующее:

- Организовывая учебный процесс, творческую работу и любые другие виды деятельности, необходимо тщательно продумывать условия, в которых будет происходить эта деятельность, чтобы исключить факторы, отрицательно влияющие на работоспособность ученика, так как это  приводит к излишней утомляемости и, как следствие, к ослаблению самоконтроля, нарушению регулировки центральной нервной системы, к увеличению числа ошибочных действий.

- Изучая и развивая работоспособность ученика, необходимо одновременно обучать его приемам рационального труда, эффективному использованию рабочего времени, укрепить выносливость и  устойчивость и выносливость против неблагоприятных внешних факторов.

- Регламентируя работу учащегося, целесообразно использовать полностью ресурсы его работоспособности, доводя до порога утомления, но оберегая от переутомления, когда создается противодействие работе самого организма, не восполняется затраченная энергия, возникает опасность болезненных последствий.

- Изучение условий учебной деятельности дает особо наглядное представление о том, что работа и стремление к качественности действий начинается с работы против условий и факторов, провоцирующих и порождающих ошибки.

Умелое соблюдение психологических правил в работе с учеником – еще один показатель профессионализма педагога. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»