Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Многогранен и сложен труд учителя  и способностей ребенка, состояние коллектива класса..начальных классов. Сколько сил и энергии требуется, чтобы научить первоклассника читать, считать и выполнять правила для учащихся. Ведь в руках первого учителя сосредоточены успехи в учении и труде, самочувствие в школе, судьба интересов. и способностей ребенка, состояние коллектива класса. Встает вопрос: как сохранить у учащихся потребность в накоплении знаний на протяжении всех десяти лет учебы. Для этого необходима преемственность в формах и методах обучения при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, доступность и научность в изложении материала, единство требований к учащимся. У учителей - предметников в 5-х классах всегда возникают вопросы: почему при переходе в 5-й класс снижается количество отличников и хорошистов? Как на протяжении первых трех лет учебы воспитывается потребность в знаниях, любовь к книге? И если цели достигнуты, то как сохранить их на годы обучения? Каковы формы взаимодействия учителей по осуществлению преемственности в момент перехода учащихся от одного учителя начальной школы к предметному обучению в пятых?

У многих из нас, учителей - предметников, складывается неправильное мнение, что мы получаем пятиклассников  уже совершенно сложившимися детьми, которые в начальной школе все постигли, и поэтому незнание ребенком какого - то вопросастановится большой неожиданностью. А другие учителя считают по - другому: в начальной школе дети не занимались по - настоящему и настоящая наука начинается только в 5-м классе. Следовательно, незнание детей - это прежде всего вина учителя начальных классов. Но ведь надо обязательно помнить, что учитель - предметник включился  в середину процесса формирования личности ребенка, что он только продолжатель больших начинаний начальной школы. И чем его методика будет ближе к методике работы учителя начальной школы, тем успешнее будет проходить учебно - воспитательный процесс. Например, на каждом уроке в 5 классе учитель может найти несколько минут для работы с учебником, как это делалось в начальной школе, чтобы совершенствовать технику чтения. Тогда каждый ученик твердо усвоит, что учебник - основной источник знаний, без него нет урока и нет подготовки к уроку.

Хочу рассказать о своих учениках. В прошлом году у меня появилось два пятых класса: 5"А" и 5"Б". Дети, как и везде, самые разные: сообразительные и вдумчивые, находчивые и инертные, умные и не очень. И по характеру, и по умственным способностям , и по организованности классы резко отличаются друг от друга. Если в 5"А" классе я успеваю сделать все, что запланировала (иногда и больше), то в 5"Б" удается сделать только половину.Причина, которую я стараюсь понять уже второй год, до сих пор остается для меня загадкой. То ли дети такие, то ли виной всему - подбор класса, то ли я, видимо, такая неумеха.

В начале 5 класса япроводила целенаправленную работу по изучению уровня знаний, умений и навыков учащихся по одной из основных тем курса начального обучения "Правописание безударных гласных, проверяемых удареним, в корне слова". Начинала с простых упражнений, постепенно усложняла задания. В одних случаях они были связаны с умением выделить гласную в группе слов, в других - приписать проверочное слово и проверить правильность написания гласной (гора-  горы, поля - поле), в - третьих - найти впредложении (а затем и в тексте) слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и доказать правильность ее написания. Итогом всей работы был контрольный диктант. Анализ диктанта показал, что у учащихся существует заметный разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями. Так, например, некоторые учащиеся, хорошо зная теорию рабора слова по составу, допустили ошибки на практике:отнесли слова типа "вода" и "водитель", "носик" и "носит" к родственным словам.Ряд учеников определили корень в слове не путем подбора родственных слов, а наугад, расширив корень за счет приставки: "походы", "поезда". Но ведь эта тема "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова" проходила красной нитью и в начальной школе и совершенствовалась в 5 классе. Конечно, большинство работ пятиклассников свидетельствует , о хорошем качестве знаний, но причина ошибок на пройденную тему, по моему мнению, говорит о недостаточной сформированностинавыков быстрого подбора проверочного слова, а также об отсутствии  понимания смыслового значения слова, например: вИсят и вЕсят.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что учителям словесности  нужно проводить большую работу относительно преемственности и перспективности данной темы.

Осуществление принципа преемственности и перспективности означает обучение школьников в четко организованной единой системе, каждое звено которой соотносится с прошлым, имея в виду будущее и планомерную его подготовку. Русский язык в 1 - 9 классах преподают два педагога - учитель начальных классов и учитель - словесник. Каждому из них нужно хорошо знать принципы единой системы обучения и кокретные пути их реализации, чтобы своевременно откорректировать учебный процесс, учитывая уже сделанное и четко планируя то, что сделать еще предстоит. 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»