Воспитание гражданской активности школьников в сфере досуга
Лабутина Н.Ю., Товстопят Т.С.,Сарычева В.Н.,
педагоги Школы № 471 Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Опыт организации досуга учащихся Школы № 471 Выборгского района интересен той ситуацией, с которой другие общеобразовательные учреждения столкнутся в массовом порядке только после выхода из «демографического кризиса». Так, в силу выделения под застройку домов, предназначенных для семей военнослужащих в посёлке Осиновая Роща, в быстром темпе возводится новое современное школьное здание, а классы скоро снова станут полностью укомплектованными. Однако, специфика воспитания детей в условиях локального посёлка, в котором все жители «на виду», приучила педагогический коллектив к «штучной» заботе о каждом ученике. И это отражается на характере школьных выпускников чрезвычайно специфически. Так в посёлке среди мужчин не принято «отлынивать» от армии, здесь не спрятаться в многолюдной массе Мегаполиса. И каждая семья априори ставит перед общеобразовательной школой задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. При этом бывший ещё недавно небольшим, контингент нашего общеобразовательного учреждения ранее всегда успешно охватывался воспитательными мероприятиями, особо не выходя за рамки учебного процесса. Так вопросы гражданского воспитания ребят выносились для обсуждения на классных часах и педагогических консилиумах. Ныне же, с ростом контингента, для проведения традиционной дифференцированной и индивидуальной работы стало насущным более активное использование досугового времени школьников. К тому же, приходится учитывать, что ныне в школе обучаются дети из разных близлежащих населённых пунктов области и города, и требуются определённые усилия для включения родителей в системное взаимодействие со школой. Ведь именно в семье у ребёнка формируются первые представления о добре и зле, закладываются основные потребности личности; в семье ребёнок получает уроки бережного и ответственного отношения к людям. Однако тесное взаимодействие в системе «учитель + родитель» закладывается преимущественно в начальных классах. В среднем же звене это взаимодействие без квалифицированной поддержки утрачивается. Поэтому уже в младших классах в школе создаётся элементарный запас положительных качеств личности. Так в нашей начальной школе ведутся кружковые занятия по освоению хозяйственных умений. Навыки межкультурного общения прививаются в студиях «Культура и обычаи англоязычных стран», «Речь и культура общения».
В среднем звене педагоги продолжают формировать ведущие позитивные качества личности, организуя студийные занятия под рубриками «Уроки нравственности», «День доброты и внимания», «Семья – моя главная опора», «Будьте добрыми и человечными», «Мы - будущее России». Учащиеся среднего звена посещают музеи, театры, выезжают на экскурсии. Во время экскурсий и прогулок на природе педагоги стремятся пробудить в детях любовь к родной природе, чувство ответственности за её сохранение. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы как «Памятники культуры родного края», «Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Весенние и осенние букеты». Во время экскурсий ученики выполняют различные задания, делают наброски, фотографируют понравившиеся ландшафты, ищут материалы для коллекций, собирают отмершие ветки, корни, сучки и наплывы на деревьях для поделок и миниатюрных скульптур.
В старших классах педагоги в культурно-досуговой деятельности стремятся к воспитанию у юношей и девушек чувства гордости за свой народ. Такие мероприятия как «Зарница», «Один день в армии», «Военно-спортивное ориентирование» формируют у школьников высокое патриотическое сознание, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России. Нельзя не упомянуть и о таком важной функции культурно-досуговой деятельности школьного коллектива как воспитание физически и нравственно здорового гражданина. Так Школа № 471 активно участвует в инновационной программе совместно с институтом ООО «ИНТОКС» по программе «Здоровый школьник». На основе договора с Домом детско-юношеского творчества «Олимп» школа участвует в программе «Навыки здорового образа жизни». В планы физкультурных кружков и секций включены обязательные санно-генетические мониторинги, позволяющие проводить постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья каждого учащегося и осуществлять оценку адаптационных возможностей его организма. Цель данного мониторинга, проводящегося в соответствии с решением родительского комитета школы - сохранение и укрепление здоровья школьников, выдача адресных рекомендаций, направленных на укрепление здоровья и воспитание физической культуры школьников. Сотрудничает школьный коллектив и с психологическим центром по профилактике наркозависимости и табакокурения, с Молодёжным центром «Подросток и семья», где учащиеся проходят профилактическое обследование с целью выявления любых зависимостей на ранней стадии их возникновения. Члены спортивных секций и различных кружков достойно представляют школу на районных и городских смотрах, а также на олимпиадах по всем общеобразовательным и специальным предметам.
Список литературы:
1). Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
2). Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№ 1.
3). Новые технологии в образовании ООО «ИНТОКС». Код доступа - http://intoks.ru/product_info.php?products_id=319
4). Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.