Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организационно-педагогические условия формирования экологической грамотности подростков

С.А. Кузьмина, к.п.н.;
Н.Н. Бельцева, к.п.н.

Теоретическое исследование сущности экологической грамотности старших подростков позволило нам предположить, что процесс формирования экологической грамотности подростков при изучении естественнонаучных дисциплин должен строиться с соблюдением педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования экологической грамотности старших подростков:

1. Повышение мотивации у подростков к изучению естественнонаучных дисциплин как способу повышения потребности понимания окружающего мира и становление экологически грамотной гражданской личностью.

  1. Интегрирование и системность экологического образования, в котором должно быть отражено содержание экологического образования подростков, включающее в себя экологические знания, экологические умения и эмоционально-ценностные отношения старших подростков.

Развитие устойчивой потребности в эколого-ориентированной деятельности как результату реализации экологических знаний на практике и использование их в будущей профессиональной деятельности.

По мнению многих ученых, при реализации экологического образования подростков, необходимо учитывать и  возрастные особенности подростков, выражающихся во взаимосвязи мышления, памяти, внимания и успеваемости, необходимо использовать при формировании у них прочных, глубоких и системных знаний по основам естественнонаучных дисциплин и возможности применения их в природоохранной деятельности и деятельности профессионального характера.

Процесс формирования экологической грамотности старших подростков не ограничивается отбором содержания экологического образования в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, а эффективность этого процесса зависит и от адекватности методов, средств и организационных форм принципам интегративности, региональности, преемственности.

Поэтому необходимо использовать и традиционные организационные формы, методы и средства, способствующие эффективности формирования экономической грамотности подростков: урок, экскурсия; проблемный и частично-поисковый методы; ди­дактические, деловые, сюжетно-ролевые игры; решение задач экологического содержания; творческие задания; включение в деятельность экологического содержания; наглядность и др.

Формы организации учебной работы изучаются рядом ученых, в частности, И.М. Чередов отмечает, что данное понятие является абстрактным, и в реальном учебном процессе проявляется в конкретном типе урока, учебно-практическом занятии, экскурсии, конференции и др. Основной формой организации экологического образования  является  урок в различных его вариациях, поскольку обучение, как целенаправленный процесс и ведущий вид деятельности старших школьников, играет главенствующую роль в становлении личности учащихся. Разнообразные сочетания коллективной, групповой, парной и индивидуальной форм деятельности учащихся способствовало эффективности формирования экологической грамотности старших школьников.

Второй по значимости формой организации эколого-экономического образования старших школьников, как и естественнонаучного образования в целом, является учебная экскурсия. Организация учебных экскурсий включает следующие формы работы: беседа, наблюдение, сбор наглядно-иллюстративного материала и др., что способствует изучению явлений и про­цессов в реальности, естественном окружении, формированию научного мировоззрения, позна­вательного интереса, эмоционально-ценностных отношений к природе и ее объектам. При этом реализуются принципы наглядности, практической направ­ленности и научности обучения, связи его с жизнью, личным опытом подростков. Организация экскурсий в полной мере реализует принципы регионального экономического образования старших подростков и интегративности (так как процесс познания в естественных условиях способствует формированию целостной картины мира).

Особое значение при формировании экологических знаний имело использование проблемного, частично-поискового методов, включение учащихся в процесс активного, самостоятельного поиска знаний. Работа над задачей начиналась с самостоятельного поиска знаний учащимися, затем проводилось коллективное обсуждение решения, после чего учащиеся приходили к правильному ответу.

Большими возможностями обладают творческие задания экологического содержания. Данные задания требуют от подростков  мысленного моделирования своей деятельности, поэтому подобные работы являются действенным средством формирования у подростков не только творче­ского мышления, но и положительного отношения к объектам природы, развития наблюдательности, логического мышления, интереса к природе области и ее проблемам и т.д. Особая ценность результатов таких заданий в том, что они дают уникальный достоверный материал для диагностики эмоционально-ценностных отношений, мотивов деятельности учащихся.

Использование наглядности, учитывая возрастные особенности старших подростков, особенно если применять схематическое  изображение сложного материала и систему образов и символов, что способствует эффективности усвоения экологических  знаний, повышению их уровня.

Решение поставленных задач позволяет нам перейти к выявлению факторов, составляющих педагогические условия, влияющие на формирование экологической грамотности как социально востребованной характеристике личности подростка.

По нашему мнению, выделение и учет факторов, определяющих тенденции процесса формирования экологической грамотности старших подростков, имеет большое значение для повышения качества экологического образования, результатом которого является экологически грамотный гражданин и специалист различного профиля.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время имеется недостаточный опыт комплексного анализа факторов педагогических условий, влияющих на формирование экологической грамотности старших подростков.

В настоящее время существуют различные классификации факторов, влияющих на тот или иной педагогический процесс, а именно: объективные и субъективные, истинные и мнимые, осознаваемы и неосознаваемые, внешние и внутренние и др.

Проанализировав научно-методическую и психолого-педагогическую литературу, мы систематизировали факторы, влияющие на формирование экологической грамотности старших подростков, и обобщили в две группы: общие и психолого- педагогические.

Общие факторы – экологическая ситуация в регионе, стране и мире, социально-экономические условия жизнедеятельности людей, уровень экологической культуры общества, средства массовой информации  в освещении экологических проблем.

Психолого-педагогические факторы - уровень экологических знаний подростков, отношение подростков к экологическому образованию в общем и естественнонаучному в частности, интересы и потребности подростков в экологической деятельности, практический опыт экологической деятельности подростков.

Но, несомненно, мы и преподаватели естественнонаучных дисциплин осознавали, что успешность продвижения подроста как высокому уровню экологической грамотности зависит и от личности самого учащегося, от его мировоззрения, которое в свою очередь и формируется в процессе образования и в частности в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

С начала 80-х годов в школах, средних профессиональных учреждениях и вузах России в содержании всех основных дисциплин получила отражение экологическая тематика. Но так как достижения наук в области интеграции между ними не нашли соответственного отражения в содержании учебных дисциплин, то это привело к тому, что формально экологические темы включены в структуру предмета, а фактически они присутствуют как дополнительная информация. По результатам исследований, причиной этого послужили следующие обстоятельства:

1. База, на которую опирается экологическое образование, построена на отвлеченных экологических фактах, которые отобраны без учета региональных, религиозных, психологических, социологических и других особенностей обучаемых. Поэтому они мало отража­ются на их чувствах;

2.  В содержании экологического образования межпредметная координация достигнута формально. Это будет иметь место до тех пор, пока большая часть преподавателей ориентирована на препода­вание изолированной дисциплины;

3.  Конечная цель в отношении экологического образования оп­ределена так, что она может быть достигнута на базе естественно­научных знаний, а  силу сложившихся в разных регионах экологичес­ких ситуаций и очевидных глобальных экологических катастроф, экологические знания стали опережать естественнонаучные.

При формировании содержания экологического образования должны быть выяснены методологические основы и прин­ципы, которые разрабатываются на основе общих методологий наук, в частности, философии, педагогики, психологии, антропологии, естественных наук. Методологической основой экологической грамотности как части экологического образования является диалектико-материалистическое понимание проблемы взаимоотношения человека и природы, способных жить в полной гармонии друг с другом.

На общеобразовательном уровне в содержание учебных дисциплин должно быть включено рассмотрение всех сторон взаимодействия общества и природы: идеологической, экономической, нравственно-эстетической, научно-теоретической и практической. Являясь основой и предпосылкой научного мировоззрения, именно естественнонаучные знания должны отражать в своем содержании четкое миропонимание, которое постоянно меняется от уровня научных знаний человечества.

Формирование экологической грамотности в процессе изучения естественнонаучных дисциплин предполагает экологизацию всего процесса обучения: формирование у учащихся представлений о единой картине мира, природы с точки зрения самого предмета, методов и форм описания; формирование представлений о процессе научного познания, включая  не только систему знаний о природе, но и теоретико-познавательные принципы, методы и средства; формирование у подростков элементов научного мышления, предлагая учащимся приводить экологические примеры из повседневной жизни и будущей профессии (для студентов средних профессиональных заведений);  формирование личностного отношения к окружающей природной среде и место человека в ней.

Определяя содержание естественнонаучных дисциплин при их экологизации, необходимо придерживаться главных принципов в стратегии образования в области окружающей среды. Эти принципы непрерывность экологической подготовки, междисциплинарность экологических знаний и профессиональная направленность практических экологических действий или системность экологических знаний.

Для определения принципа непрерывности необходимо выяс­нить исходные естественнонаучные знания учащегося по отдельным дисциплинам и его понятия об экологии и экологических проблемах человечества. Наиболее универсальной и бесстрастной формой тако­го контроля являются тесты и анкеты.

Второй принцип - междисциплинарность предполагает, что в каждом учебном предмете существуют темы, объяснение которых невозможно без привлечения материала других естественных дисциплин, поэтому им необходимо  придать междисциплинарный характер. Но каждая учебная дисциплина имеет неодинаковые возможности в плане проведения ее экологизации.

Так, содержание курса биологии раньше других учебных дисциплин стало включать в себя экологическую направленность, так как вли­яние окружающей среды на состояние живых организмов проявляется при малейшем  изменении ее  параметров.

В настоящее время трудно представить экологические проблемы  без измерения параметров окружающей среды при помощи физических и химических методов, определения предельно допустимых норм и концентраций (ПДН и ПДК) вредных веществ в воздухе, почве, воде, продуктах питания, в товарах народного потребления. Невозможно также моделирование, анализ и прогнозирование экологических ситуаций без знаний, приобретенных по разным  дисциплинам. Поэтому экологические знания, формируемые в рамках даже  одной дисциплины, могут быть интерпретированы с помощью других естественнонаучных  дисциплин.

Третий принцип экологического образования - профессиональная направленность или системность экологических знаний. Он особенно актуален при преподавании естественнонаучных дисциплин в средних специальных заведениях, так как учащиеся  уже знают направление выбранной ими специальности. И любые новые знания в рамках этих дисциплин  рассматриваются ими с точки зрения пригодности этих знаний  в будущей  профессии. Возможность применения этих знаний в будущем побуждает подростков в стремлении к их углублению и расширению. Включая в содержание учебных дисциплин анализ экологических ситуаций, которые могут встретиться в будущей профессии, мы достигаем образного, представления и закрепления получаемых на занятиях знаний.

Межпредметный характер экологических знаний основан на диалектическом методе познания, заключающемся в рассмотрении всех явлений и процессов в природе и обществе в их развитии, во взаимосвязи, в единстве и борьбе противоположностей, а так же в материальном единстве мира.

Впервые на роль межпредметной интеграции в экологическом образовании указал И. Д. Зверев: « Межпредметность... прежде всего, обусловливает целостность всей структуры содержания образования в его составных циклах, учебных дисциплин: естественнонаучном, общественно-историческом, гуманитарно-эстетическом"'

Межпредметность в системе экологического образования – это, прежде всего,  согласование содержания и путей раскрытия законов, принципов и способов функционирования биосферы, которые изучаются во всех науках о природе, обществе и мышлении. Содержание и объем материала по межпредметным связям определяется учебной программой.

Так как экология является пограничной наукой, в экологических процессах проявляется системность в развитии природы, и экологические проблема становятся глобальными проблемами современности, поэтому экологические знания становятся синтезирующими в современном естествознании.

Выявляя состав содержания экологического образования в междисциплинарном плане можно сгруппировать его в четыре компонента: научный, ценностный, нормативный, деятельностный. В соответствии с этим мы определяем экологическое содержание естественнонаучных дисциплин:

-  Научный компонент - это ведущие теории, идеи, концепции, характеризующие здоровье человека и природной среды обитания.

-  Ценностный компонент - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества: цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности;

-  Нормативный компонент - система нравственных и правовых принципов, норм, предписаний и запретов экологического характера.

-  Деятельностный компонент - практические действия экологического характера по отношению к природе.

Интеграция дисциплин проводится в соответствии с областью изучения ими природы: физики - как науки, изучающей простые, а вместе с тем наиболее общие свойства материального, мира; химии - как науки, изучающей превращения веществ, сопровождающегося изменением их состава и строения; биологии - как совокупности наук о живой природе, география - как наука о строении земли, месте обитания живых организмов. Разобщенность знаний, сообщаемых на занятиях по каждой из этих дисциплин - одна из причин отсутствия четких представлений о естественнонаучных понятиях в их универсальном значении.

4.  Принцип межпредметности является ведущим принципом экологического образования и воспитания, позволяющий последовательно проводить работу по углублению и обобщению естественнонаучных понятий и законов, усвоение которых является необходимым условием в формировании научного мировоззрения и понимания картины мира.

Прогрессу в экологических знаниях учащихся в настоящее время мы обязаны в основном неформальному экологическому образованию. Формальное экологическое образование, а тем более, системное естественнонаучное мышление не будут на уровне современных глобальных проблем до тех пор, пока не будет осуществляться фактическая системная межпредметная координация на экологической основе. Научное познание на основе системного естественнонаучное мышления на совре­менном этапе требует действительно системной межпредметной координации на экологической основе .

Внеаудиторные формы и методы обучения имеют не менее важное значение для развития естественнонаучных знаний на экологической основе. Вот некоторые из них:

1.  Домашняя работа по предметам естественнонаучного цикла должна быть ориентирована на самостоятельный поиск решения некоторых качественных сторон вопроса, рассмотренного на аудиторном занятии, а не только дублирования выполненных заданий. Экологические оценки результатов измерений и вычислений на основе аудиторного и домашнего задания и сравнение их со стандартными данными помогут решить одновременно две задачи: практическую - по предмету и мировоззренческую - в области экологии. На начальном этапе для всех учащихся группы задания лучше задавать одинаковые, постепенно усложняя и индивидуализируя их, что даст всем возможность равного старта.

2.  Экологический межпредметный кружок - одна из наиболее необходимых форм внеаудиторной работы не только для экологического образования, но и общего развития кругозора учащихся, их представлений о народах мира. Но наибольшую пользу из занятий в таких кружках учащиеся могут извлечь для развития естественнонаучных знаний. Не имея ни возможности, ни времени для организации предметных кружков, в экологическом кружке можно рассматривать общую интересную тему для любого учащегося факультета, независимо от специальности, региона и уровня подготовки.

3.   Комплексные экскурсии по нескольким смежным дисциплинам на строительные, культурные, промышленные и природные объекты с учащимися лучше наполнить экологическим содержанием. Наблюдения и сочинения по темам экскурсий показали, что если не определен круг вопросов, составляющих цель экскурсии, яркие впечатления, связанные с новизной обстановки в чужой стране, интересом к торговым точкам, у 80% учащихся занимают главное место, и они не могут ответить по существу на темы проведенной экскурсии

  1. Литературно-художественные вечера и ролевые игры экологического содержания наиболее близки к основам экологического воспитания и образования учащихся - к этническому экологическому воспитанию и образованию. Именно в литературе и искусстве впер­вые было обращено внимание на разрушительные последствия бурной хозяйственной деятельности человека.

5.   Конкурсы и выставки экологического содержания позволяют каждому учащемуся реализовать свое видение мира в эмоциональной и практической форме. Это могут быть выставки различных измерительных приборов, экологически чистых продуктов и товаров, фильмов экологического содержания. Конкурсы могут быть на художественный рисунок экологического содержания, стихи, экологические проекты. Такие конкурсы и выставки показали, что они вызывают живой интерес у учащихся.

6.   Межпредметные экологические конференции и факультативы рассчитаны на наиболее любознательную и подготовленную по естественнонаучным дисциплинам часть учащихся, способных на самостоятельный поиск и естественнонаучные обобщения. При экологизации процесса обучения по дисциплинам, как показывает опыт нашей работы, таких учащихся оказывается достаточно, чтобы проводить конференции с докладами, в основном экологического содержания, под руководством преподавателей разных учебных дисциплин. Экологическая тематика вызывает большое оживление и массу вопросов у подростков на конференции, показывающих их желание участвовать в обсуждении и дополнении темы докладов.

Таким образом, выбор форм и методов формирования экологической грамотности старших подростков во многом зависит от профессиональной компетентности и эрудиции преподавателя и определяется в зависимости от контингента учащихся и уровня сформированности их грамотности.

Очень важно для преподавателей разработать планы по изучению элементов научного знания о явлении, опытах, модели, законе, физической величине, теории, техническом устройстве, которые позволяют структурировать знания в системность знаний по естественнонаучным дисциплинам, проявляемых в их экологической взаимосвязи и взаимообусловленности.

В процессе познания наука обнаруживает в природе все новые и новые объекты, новые свойства объектов, новые явления, для объяснения которых вводятся новые понятия. Они открываются в природе как реально существующие. Например, довольно новое понятие «толерантность» (терпимость) можно рассматривать в каждой естественнонаучной дисциплине. Например, в химии ,как способность живого организма выносить отклонения концентрации х-химического элемента от оптимального значения для данного вида живых существ (в частности человека) без вреда для его жизнедеятельности. Поэтому лучше рассмотреть прежде само определение или явление, их физическую, химическую или биологическую сущность в экологической взаимосвязи, ввести первичные символы естественнонаучных величин, а затем формализировать их количественные взаимозависимости. При таком подходе учащиеся убеждаются в истинности знания и возможности прогнозирования ожидаемого результата явлений природы на основе математического моделирования. Особенно убедительно звучит при этом рассмотрение предельного значения физической величины, за которым следует отличное от рассматриваемого свойство объекта или явления. К ним относятся предельно допустимые нормы и концентрации химических веществ в окружающей среде.

На формирование личности оказывают влияние следующие факторы: объективные условия жизнедеятельности, целенаправленное воспитательное воздействие и самовоспитание. Процесс усвоения естественнонаучных знаний включает в себя знания о мире и отношении человека к нему. Этому процессу надо придать систематический и целенаправленный характер, так как знания, как объективный компонент мировоззрения, могут одинаково приобретаться любым че­ловеком, но сами по себе не превратятся в убеждения и не закрепятся в его сознании. Только тогда, когда появятся личные оценочные суждения и практические действия, можно говорить об истинных знаниях человека. В настоящее время естественнонаучные знания человека определяются во многом его отношением к эколо­гии, знаниями о ней, его представлениями об экологии будущего.

Бесспорно, фундамент системных экологических знаний, как основы естественнонаучных знаний, закладывается в учебном процессе. Немаловажное значение имеет при этом и воспитательный процесс. Воспитательная деятельность – управление социальным формированием личности, специально организованная в учебных заведениях работа. Воспитательная работа, так же, как и учебная, должна иметь цель, основные направления и средства. Экологическое воспитание является одним из основных направлений воспитания, его цель - обеспечение понимания важности правильного поведения в природе, умения предвидеть и оценить последствия своей деятельности по отношению к природе, осознания природы не только как части национального и общественного достояния, но и личного достояния, от которого зависит его здоровье, благосостояние и комфорт. Средства экологического воспитания, при педагогически целесообразной организации, предполагают включение в свой состав эстетического, этического и нравственного аспектов воспитания. Экологическое воспитание является составной частью общечеловеческого воспитания, привлекательного для любых социальных слоев общества.

Особенно важное значение имеют в развитии естественнонаучных знаний экологические примеры из области будущей профессии, связанные с нарушениями профессиональной этики по отношению к природе. Полезно просветить учащихся в вопросах правил, запретов и норм поведения по отношению к природе, которые приняты по международным и региональным стандартам. Экологические примеры могут быть и негативного характера, о том, как не надо поступать. Это касается и проблем Аральского моря и Каспия, и Чернобыля.

Для каждого из потоков специальностей средних профессиональных заведений, в соответствии с профилем обучения, должен подбираться материал по экологической тематике, способствующий развитию профессиональных естественнонаучных знаний.

Большое значение в развитии естественнонаучных знаний имеют факты о влиянии процессов и явлений в окружающей среде на здоровье человека.

Экологические вопросы общего, глобального характера больше интересуют учащихся, чем региональные и локальные. Чтобы вызвать интерес и к ним, надо поручить учащимся самим  разработать небольшой проект по их решению. В частности, нами предлагалось разработать проекты по вопросам: решение проблемы питания с тем, чтобы сохранить в какой-то мере привычный пищевой рацион; орга­низация активного отдыха, не нарушая экологический шумовой режим; развитие туризма в данной местности без вреда природе; соблюдение техники безопасности при проведении различных лабораторных работ и другие.

Остается по-прежнему главным в экологическом образовании и воспитании практический опыт по охране природы. Полученные при этом естественнонаучные знания, напрямую связаны с конкретным решением эколо­гических проблем. Это, прежде всего, зарубежный опыт по экологи­ческому образованию и воспитанию в высших и средних учебных за­ведениях. Опираясь на него, мы обогащаем не только экологические знания, но и обобщаем естественнонаучные выводы о всеобщих связях явлений природы на конкретных примерах из жизни разных стран.

Непосредственные контакты с природой учащихся, кроме  экскурсий на природу, включают в себя и добровольную работу по благоустройству территории школ, колледжей и города.  Ничто не ценится так высоко человеком, как сделанное им самим.

Вся воспитательная работа  с учащимися  должна быть ориентирована на обогащение естественнонаучных знаний учащихся также, как она должна быть ориентирована на гуманизацию учебного процесса. Экологическое образование и воспитание составляют стержень гуманистического образования именно своей обращенностью к человечеству в целом и к человеку в отдельности.

Таким образом, результативность формирования экологической грамотности подростка обеспечивается реализацией организационно-педагогических условий формирования экологической грамотности подростков в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, включающих в себя совокупность целей, функций, принципов, содержания деятельности по этапам, форм, методов, умений творчески решать учебные экологические задачи, развитие интереса и потребности в экологической деятельности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»