Система эстетического воспитания учащихся
на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе
Павлова Алевтина Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы №297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.
Б.М. Неменский
Школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.
Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях человека, однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Развитие личности начинается еще в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру.
Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни.
Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное в них предмет передает в дидактическом материале - в текстах использованных отрывков и художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка.
Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности языковых средств. Эти элементы языкового эстетического чувства у большинства учащихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.
Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
- познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
- развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
- воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
- развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.
Ознакомление учащихся с прекрасным в языке и речи. Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. В процессе изучения языковых единиц необходимо специально показывать те их свойства, которые вызывают чувство прекрасного; в фонетике - звучность и мелодичность звуковой системы русского языка (в ней на сто звуков любого отрезка текста приходится восемьдесят с голосом - гласных и звонких согласных); в лексике - неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, громадный массив фразеологизмов; в словообразовании – богатство словообразовательных средств; в морфологии - богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями; в синтаксисе - разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли (богатство синтаксических синонимов). При изучении стилей необходимо показывать выразительные и изобразительные возможности языковых средств, уместность их употребления, красоту речи без языковых ошибок и недочетов.
Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов:
- анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, искусства и литературы о русском языке;
- подбор учащимися высказываний о русском языке;
- беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывается об эстетических свойствах русского языка.
Развитие языкового эстетического чувства. Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления. Каждый из перечисленных элементов эстетического чувства языка развивается у детей с помощью специальных упражнений.
Формированию представления о богатстве, неисчерпаемости языковых средств русского языка способствует применение упражнений следующих видов:
- анализ словарных статей в словарях синонимов, а также синонимических рядов, помещенных на полях учебников;
- анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);
- подбор грамматических синонимов и выявление условий их употребления;
- выражение экстралингвистических значений (например, временных, пространственных, целевых и т.п.) разными языковыми средствами (лексическими, синтаксическими);
- подбор слов на ту или иную смысловую тему.
Для развития эстетического отношения к языку и речи используются следующие виды упражнений:
- анализ образцовых текстов разных стилей;
- сравнение словаря и синтаксических конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему (привлекаются изложения и сочинения учащихся);
- переработка текстов, бедных в лексическом и синтаксическом отношении.
Чувство нормы и антинормы имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. Оно формируется, во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка; во-вторых, в процессе работы над языковыми ошибками, допущенными школьниками в своих высказываниях (фонетическими - в устной речи, лексическими и грамматическими - и в устной, и в письменной речи), а также над текстами упражнений учебников, в которых имеются ошибки.
Формированию чувства нормы у школьников служат упражнения следующих типов:
- выбор нормативного варианта;
- сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками;
- нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.
Развитие чувства выразительности речи опирается на знание школьниками богатства языка и экспрессивных возможностей языковых средств, и формируется оно с помощью упражнений следующих видов:
- анализ выразительных средств образцового текста (прозаического и поэтического);
- сравнение образцовых текстов с текстами, созданными детьми на одну и ту же тему;
- наблюдение в художественных текстах за звукописью, за словами; использованными в метафорическом значении, за фразеологическими оборотами, за разнообразием синтаксических конструкций;
- выяснение роли необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) в художественных произведениях;
- сравнение окончательных и черновых редакций произведений известных писателей, публицистов и т.д.
Чувство уместности употребления языковых средств - одно из сложнейших элементов структуры языкового эстетического чувства. Оно формируется в связи с ознакомлением учащихся с вариантами (разновидностями) литературного языка, обслуживающими разные сферы его применения, с функциональными стилями. В результате этой работы учащиеся должны знать о том, что в своей речи мы пользуемся языковыми средствами в зависимости от средств общения, учитываем, где, с кем и о чем говорим (пишем).
Формируется это чувство у школьников при выполнении упражнений следующих видов:
- анализ текстов разных функциональных стилей;
- нахождение стилистических ошибок, нарушающих стилевое единство текста;
- нахождение в тексте нарочитого включения иностилевых элементов, будто бы придающих ему выразительность;
- стилистический эксперимент;
- нахождение в детском тексте "красивостей" и их исправление.
Развитие у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. Эстетическое чувство действенно. Оно стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковое эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь. Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями).
Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ высказываний писателей о своем труде.
Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, тем самым создается теоретическая база для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.
Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного.
При изучении литературы ничто так не свидетельствует о степени интереса ребенка и глубине первичного восприятия, как чтение им наизусть стихотворений, отрывков прозы, выразительность и эмоциональность этого чтения. На этом этапе работы по восприятию художественного произведения огромную роль отводится таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными оценками и анализом и проведение свободных творческих обсуждений и дискуссий. В различных формах даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека.
На уроках могут даваться творческие задания: подбор музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова, изображения в рисунках литературных образов.
В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.
Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. На уроках приучают детей к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию дисков и кассет с записью художественного чтения, индивидуальному чтению, к чтению в лицах и драматизации, просмотру фильмов, спектаклей и телепостановок.
Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.
Формы внеклассной работы:
- по способу подачи языкового материала — устные и письменные;
- по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);
- по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.
Виды внеклассной работы: кружок, викторины, КВН, газеты и журналы, праздники, выставки, утренники и вечера, конференции, конкурсы, экскурсии, выступления на родительских собраниях, школьных концертах и перед начальной школой, спектакли, посещение и обсуждение театральных постановок и кинофильмов, литературное творчество, исследовательские работы, олимпиады, декады, фестивали, создание презентаций, проектов и др. Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, один - два раза в год. Например, регулярно — два раза в неделю — проводятся занятия кружка; регулярно — раз в месяц — выпускается стенная газета. Такие массовые виды внеклассной работы, как выставка лучших тетрадей, конкурсы, фестивали проводятся обычно эпизодически, один - два раза в год. Их главное назначение— развивать творческую активность учащихся.
Вся эта работа, в которую дети включаются с большим увлечением, не только укрепляет классные и школьные коллективы, расширяет кругозор детей, но и способствует развитию детей, их эстетических переживаний и суждений, особенно инсценировки различных сказок и стихотворений, детских пьес. Все это развивает способности детей, формирует их художественный вкус, приближает их к пониманию подлинного искусства.
Подведение итогов труда сопровождается, как правило, выпуском стенгазеты, фотоальбома, оформлением выставки. Художественные средства этих форм работы непосредственно связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.
Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.