Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ – ПРЕЖДЕ  ВСЕГО ПЕДАГОГ

Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе СПб НОУ

"Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского"(в 2004 - 2010-е годы).

Автор: Федоренко Сергей Александрович.

 

   Ещё в конце "перестройки" школа попыталась отказаться от воспитательной работы, выделив для себя в качестве приоритетного процесс обучения. Вакуум, оставшийся от воспитательного процесса, оказался моментально заполненным. Воспитанием детей занялось телевидение, познакомив подрастающее поколение с западной "культурой" разврата, растления души, культа насилия, ухода в виртуальный мир. Огромное влияние оказала и улица, и представители разных сект и оккультных движений, заботящиеся о "духовности" наших детей и вносящие в их души

сумятицу и неразбериху.

   Проблема для общества состоит не в том, какую сумму знаний получат дети, а как они распорядятся ими, в каких руках они окажутся. В школьных группах продлённого дня сочетание воспитательного и образовательного процессов выступает наиболее  рельефно.

   В смутные девяностые годы на "продлёнку" смотрели как на средство

заставить детей делать домашние задания и оградить их от влияния улицы.

Кое-как в те годы группы продлённого дня (ГПД) с этой функцией справились. Правда, с определёнными издержками: хронические недофинансирования привели к сокращению числа учителей, задействованных в ГПД, следствием чего в одном классном помещении собрались ученики разных классов и возрастов. Однако, главное - даже не число, а умение: личность педагога, умение правильно поставить воспитательный процесс.

    Стратегия работы воспитателей ГПД должна встраиваться в рамки всей воспитательной системы школы, которая определяется директором и педагогическим советом с учётом мнения родительского комитета, попечительского совета или иного органа общественно-государственного управления образованием. Главным залогом успеха в этом деле является диагностика и осмысление её результатов. Важным фактом в подготовке к диагностике является достоверная информация родителей об уровне взаимодействия ученика и воспитателя ГПД. Итогом осмысления результатов диагностики становится совещание при заместителе директора по воспитательной работе, а затем и педагогический совет. В практике работы "Православной гимназии святого Александра Невского" обсуждение

итогов диагностирования происходило на заседаниях Совета по православному образованию и воспитанию, вследствие чего принимались решения стратегического характера, осуществление которых ложилось на плечи заместителя директора по воспитательной работе (ВР).

    Ведущей характеристикой воспитателя ГПД как субъекта деятельности является его активность, проявляющая себя в инициативном, творческом (преобразующем) отношении к воспитательной деятельности.

   Немаловажной задачей является взаимодействие воспитателя ГПД с классными  руководителями. Такое взаимодействие немыслимо без активной помощи со стороны заместителя директора по воспитательной работе. В ГПД больше возможностей взаимодействия ученика с учителем, а также ученика с учеником. Главной задачей воспитателя должна стать организация общения как важнейшего условия объединения людей для совместной деятельности в коллективных формах обучения таким образом, чтобы эти формы давали одновременно максимальную эффективность в познавательном и личностном развитии ребёнка.

    Для школьников учение является ведущим видом обучения. Совместные групповые  и коллективные способы обучения как раз и  предполагают присутствие общения, межличностных отношений и взаимодействия. К числу факторов, обусловливающих взаимопонимание и сотрудничество между людьми в общении и деятельности следует отнести идентификацию, эмпатию и рефлексию. При идентификации человек воспроизводит образ мыслей и действий своего партнёра по общению, пытается познать его и попытаться поставить себя на его место. В результате идентификации усваиваются нормы, ценностные установки, поведение, вкусы отражаемых и воспринимаемых лиц. Способность человека представить себя, как он воспринимается  другими, называется рефлексией, а эмоциональное же сопереживание или сочувствие – эмпатией.

    В руках воспитателя ГПД все эти способы являются очень важными инструментами познания учащимися самого себя и других людей. Но их механизмы срабатывают в тех случаях, когда сам воспитатель является компетентным профессионалом не только в предметной области, но и в сфере методологии и методики психолого - педагогического анализа и проявляет себя как творческая личность.

    В ГПД взаимодействие является определяющим механизмом. Воспитателю необходимо уходить от воздействия на ученика к взаимодействию с ним. Проблема эта не нова, поднимается теоретиками давно. Разработаны различные методы "педагогики сотрудничества", но они не всегда наблюдаются в практике работы. Это сложные проблемы. Есть факторы, не способствующие организации взаимодействия: авторитарный характер действий, недостаточный уровень педагогической культуры и отсутствие организаторских способностей. Гораздо легче воспитателю использовать директивный стиль взаимоотношений: воспитатель требует от учеников усвоения предметных знаний и строго регламентированного участия в интеллектуальных и спортивных играх.

    Существует в теории несколько типов взаимодействия. Профессор В.П.Симонов в учебнике "Педагогический менеджмент" отмечает три направления:

            1. директивный (авторитарный) стиль;

            2. демократический (коллегиальный) стиль;

            3. либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский, анархический) стиль.

    В межличностных отношениях позиция воспитателя от отношения "сам задаю  вопросы и сам же на них отвечаю" должна перейти к   отношениям "вопросы идут от ученика". Возникает необходимость ответа на них как со стороны воспитателя ГПД, так и со стороны других учащихся. Воспитатель в данной ситуации приобретает способность сопереживания трудностям детей. Это является свидетельством проявления гуманного подхода, значительно повышающего не только обучающий, но и воспитательный компонент в работе педагога – воспитателя  ГПД.

    Теперь, освободясь от шелухи педагогических терминов, окинем взором педагогические реалии. Как говорилось выше, весь расчёт успеха в воспитательном процессе в ГПД строится лишь на подразумевании личного таланта педагога, у большинства из которых он, конечно же, отсутствует.

    С какими же детьми приходится сталкиваться воспитателям продлённого дня? Автор этих строк, по своей практической административной и педагогической деятельности, наблюдал детей разных категорий: от бесшабашных баловней, предоставленных самим себе( вне зависимости от материального положения их родителей), коих принято называть хулиганами, до детей, запертых в квартирном мире с чётко регламентированным списком друзей или подруг, библиотекой из умных книг и ещё каким - либо убогим увлечением. Почему "убогим"? Да потому, что любое увлечение в таких условиях станет убогим: и шахматы, и шашки, и фортепьяно, и компьютерные игры (которые в подавляющем большинстве

вредны по определению), и иностранный язык, и выращивание кактусов. Эти увлечения не могут воспитать человека, разве что "подвоспитать". Ребёнка воспитывают в семье родители, прежде всего, своим личным примером. Увлечения могут подровнять его личный опыт. И опять же, этот его личный  позитивный опыт формируется в первую очередь личным примером старших и их словами. Личный пример как важнейший фактор воспитания во главу угла ставили в своих педагогических системах отец Церкви святой Василий Великий и святой Иоанн Кронштадтский, пастырь и педагог.

    Надо признать, что домашние, "квартирные" дети более обучаемы, особенно к радости ленивого и бесталанного педагога, работающего в тоталитарной манере. И, честно говоря, группа продлённого дня таким детям мало что даёт. Домашние задания эта категория детей способна сделать и дома, а большинство мероприятий "продлёнки" им неинтересна, им ближе их частные интересы. Да и не хочется им общаться с хулиганами, которые надоели им за обычные урочные часы.

   Кто может перевести общение между той и другой категориями детей в конструктивное русло? Прежде всего, педагоги - классный руководитель и воспитатель ГПД. Опять возвращаются личный пример и личность одарённого педагога. Кстати, во многих школах такие учителя и работают. Поэтому напрашивается практический совет родителям: интересуйтесь личностью воспитателя ГПД, равно как и личностью

учителя начальных классов – центральной  личностью для маленького человека.

    Существование "продлёнки" уже оправдано решением задач, поставленных вчера: обеспечение надзора за детьми, защита от излишнего влияния улицы, своевременное выполнение домашних заданий. Сегодня поставлена задача духовно - нравственного воспитания, в том числе, и во внеурочное время. В "Православной гимназии святого Александра Невского" вопросы духовно - нравственного воспитания нашли своё место и в занятиях группы продлённого дня. Накануне двунадесятых и великих праздников детям рассказывали о сущности праздника, о его происхождении и о традиции празднования. Иногда демонстрировали видеофильмы.  В распорядок групп продлённого дня была встроена кружковая деятельность: занятия по лепке и рисованию.

    Дети, посещающие ГПД, в силу своих возрастных особенностей склонны к внешним религиозным проявлениям. Ребёнок 5-9 лет характеризуется неким одушевлением неодушевлённых предметов. Поэтому ребёнок всюду усматривает присутствие мистических сил, воздействия которых на себя он остерегается. Взрослые часто поддерживают этот страх у детей и это не проходит без последствий: дети всё больше замыкают себя в "безопасном" квартирном мирке, пополняя уже упомянутую мною категорию домашних (или "квартирных") детей с их убогими увлечениями. Ребёнку младших школьных возрастов также свойственно преувеличенное чувство вины за свои проступки и это обычно не связано с боязнью физического наказания со стороны родителей. К счастью, времена, когда дед Каширин порол Алёшу Пешкова и других своих внуков после бани по субботам за проступки, совершённые в течение истекающей  недели, канули в Лету. Искоренить эти детские страхи можно не только регулярным посещением детского психолога в ПМСЦ, но и, что наиболее важно, взращиванием у ребёнка монотеистической веры во Единого и Всемогущего Бога, который имеет полную власть над всем таинственным и непонятным, а также имеет власть освобождать от груза грехов. Очень негативные последствия для детей имеет практика учителей и родителей ставить Бога на одну ступень с мистическими враждебными силами. Люди, пострадавшие от духовной некомпетентности учителей и родителей в детстве, и во взрослом возрасте остаются людьми суеверными, прибегающими к помощи оберегов, заговоров, гаданий, гороскопов и т. п. Самое страшное, что свой псевдодуховный "опыт" они передают в свою очередь собственным  детям, генерируя суеверные страхи.

   Смысл Священного Писания от детей, посещающих ГПД, ещё сокрыт. Понимать его, хотя бы отчасти, они начнут позже. Сейчас они могут запомнить фрагменты из Библейской истории и считать, что "всё уже знают".

Уровень вербально полученных знаний для них явно недостаточен.

   Наличие занятий по лепке и рисованию было необходимым для детей 6-9 лет. Этими творческими занятиями дети с тактичной помощью педагога выявляли для себя и обозначали себе окружающий мир, который для ребёнка этого возраста полон привидений, пришельцев, демонов и драконов. По - своему они познавали мир, пытаясь осмыслить его доброе начало: мир ангелов и святых; освободиться из-под влияния зла и создать для себя образ Бога. И не страшно, если в этом возрасте их образ Бога будет отличаться от канонического образа, известного взрослому христианину. Это уже на следующей ступени обучения необходимо преодолевать неглубокие религиозные ситуации, то что святой Василий Великий во Втором Каноническом послании характеризовал как "детский лепет". Но от этого первого периода обучения, от занятий в "продлёнке" в классе ГПД "Православной гимназии" осталась прекрасная память: вылепленные из пластилина и глины фигуры ангелов, людей и животных, а так же почти полуметровая модель древнерусского однокупольного храма с крестом.

   Хочется сразу пояснить, что для проведения занятий по лепке и рисунку могут быть приглашены учителя рисования, иконописцы, а для бесед православной направленности - духовник(священник) или учителя основ православной культуры. И они приглашались, но не так часто. Для

выполнения задач работы по духовно - нравственному воспитанию у воспитателя ГПД хватало компетентности. Темы бесед и кружковых занятий утверждались заместителем директора по воспитательной работе и обсуждались на совещании при заместителе директора по ВР. И заместитель директора по воспитательной работе консультировал воспитателя группы продлённого дня, обеспечивал учебно-методической литературой. Специально в целях оказания методической помощи воспитателям групп продлённого дня и классным руководителям в деле духовно-нравственного воспитания учащихся в "Православной гимназии" был создан методический кабинет православного дополнительного образования. Сегодня тема повышения компетентности педагога в области духовно-нравственного воспитания крайне актуальна для большинства как частных, так и государственных школ. Не стоит забывать, что воспитатель группы продлённого дня – прежде  всего, педагог.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»