Формирование толерантного мышления на уроках обществознания
Котова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания
ГБОУ лицей № 384 Кировский район Санкт-Петербург
Курс «социальная практика» в рамках предмета обществознания появился в нашей школе много лет назад и все эти годы я веду этот курс.
Он является частью целостной системы правового образования школьников и имеет большое значение для решения задач гуманистического нравственно-правового воспитания учащихся и для более успешной социальной адаптации их к сложным условиям окружающей жизни.
Основой содержания курса являются правовые знания, носящие в значительной степени целенаправленно-прикладной характер.
Получая на уроках необходимые сведения об окружающей их жизни, подростки:
1) осознают свои возможности, свой социальный статус, свои права и обязанности;
2) опираясь на правовые нормы, оценивают различные факты окружающей жизни;
3)учатся действовать ,ориентируясь на свои интересы и потребности, с учетом прав и интересов других людей;
4)действовать в соответствии с существующими правилами, не выходя за рамки закона, не вступая в конфликт с обществом.
Приобретенные на занятиях нравственно-правовые знания и практические умения помогают подросткамадаптироваться к окружающей их жизни, понять и осознать актуальные проблемы жизни в современном обществе,способствуют становлению школьников как личности, формируют у них нравственные ориентиры, гражданственность, толерантность.
В современном мире как никогда стали актуальны проблемы толерантных отношений между представителями разных религий, наций и народностей. Об этом говорится в “Декларации принципов толерантности”, принятой на Генеральной конференции Юнеско 16 ноября 1995 года. Эти же проблемы стоят и перед народами современной России. Воспитание граждан в духе межэтнической и межрелигиозной толерантности особенно важно, и здесь исключительная роль отводится предмету «социальная практика» для 6-7 классов основной общеобразовательной школы. Учащихся младшего школьного возраста характеризует стремление к самостоятельности, к взрослости, к осознанию собственной значимости, признанию окружающих. Это часто не совпадает с реальным процессом взросления, школьники переоценивают свои умения, знание жизни, свой опыт, а это приводит к нетерпимости, конфликтам, агрессивному поведению.
Именно на этих уроках дети приобретают опыт жить в обществе, осмысливая своё отношение к окружающим, оценивая своё поведение и конкретные поступки, учатся проявлять терпимость, взаимопонимание, уважение, стремление к диалогу, учатся избавляться от неприязни, жестокости, агрессии.
Возрастные особенности подростков определяют и особые формы занятий - уроки, на которых ребята не только получают необходимую научную информацию, но и читают художественные произведения (стихи, рассказы, сказки), публицистические материалы («Письма о добром» Д.С.Лихачёва – как следует вести себя с людьми).
Проводятся упражнения «Доброе слово», «Я желаю тебе …», «Мне нравится в тебе…», «Добрый совет»», «Расскажи о себе», направленные на создание особой доброжелательной атмосферы на уроках.
А так же игры на воспитание толерантности «Ворота дружбы», «Молекулы», ролевые игры «Когда задето национальное достоинство» (как вести себя обиженной стороне); тренинги, консультации, диагностические задания (сочинения, анкеты, тестирование).
Ребята обмениваются мнениями, например, участвуя в диалогах «Осторожно, жестокость», дискуссиях «Женская агрессивность – это норма или противоестественно?», в читательских конференциях; встречаются с интересными людьми, готовят и защищают социальные проекты, рисуют плакаты «Поможем братьям по разуму» (послание внеземным цивилизациям), «Послание потомкам», «Человек неповторимый» (о равенстве прав разных народов), «Закон школьной республики» (права и обязанности граждан школьной республики), проводят пресс-конференции, создают деловые и фантастические проекты «Школа моей мечты».
Работая в творческой мастерской, школьники готовят плакаты, лозунги, обращения, рисунки, призывающие к миру и взаимопониманию между народами «100 племен - один мир», «Я плюс Мы», «Возьмемся за руки друзья».
На практических занятиях школьники знакомятся с основными документами по правам человека: «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», обсуждают статьи, делают выводы, изучают Конституцию РФ.
Работая в парах, в небольших группах, в группах сменного состава, ребята учатся сотрудничать, тактично отстаивать свое мнение, быть справедливым, уважать собеседника, считаться с его мнением, учитывать интересы других, принимать других такими, какие они есть, действовать по правилу «Понять, принять, поддержать» .
Таким образом, постепенно, шаг за шагом, формируется у учащихся толерантное сознание и мироощущение, и создаются условия для толерантного поведения.