Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование толерантного мышления на уроках обществознания

 

Котова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания

 

ГБОУ лицей № 384 Кировский район Санкт-Петербург

 

Курс «социальная практика» в рамках предмета обществознания появился в нашей школе много лет назад  и все эти годы я веду этот курс.

Он является частью целостной системы правового образования школьников и имеет большое значение для решения задач гуманистического нравственно-правового воспитания учащихся и  для более  успешной социальной адаптации их к сложным условиям окружающей жизни.

Основой  содержания курса являются правовые знания, носящие в значительной степени целенаправленно-прикладной характер.

Получая на уроках необходимые сведения об окружающей их жизни, подростки:

1) осознают свои возможности, свой социальный статус, свои права и обязанности;

2) опираясь на правовые нормы, оценивают различные факты окружающей жизни;

3)учатся действовать ,ориентируясь на свои интересы и потребности, с учетом прав и интересов других людей;

4)действовать в соответствии с существующими правилами, не выходя за рамки закона, не вступая в конфликт с обществом.

Приобретенные на занятиях нравственно-правовые знания и практические умения помогают подросткамадаптироваться к окружающей их жизни, понять и осознать актуальные проблемы жизни в современном обществе,способствуют становлению школьников как личности, формируют  у них нравственные ориентиры, гражданственность, толерантность.

В современном мире как никогда стали актуальны проблемы толерантных отношений между представителями разных религий, наций и народностей. Об этом говорится в “Декларации принципов толерантности”, принятой на Генеральной конференции Юнеско 16 ноября 1995 года. Эти же проблемы стоят и перед народами современной России. Воспитание граждан в духе межэтнической и межрелигиозной толерантности  особенно важно, и здесь исключительная роль отводится предмету «социальная практика» для 6-7 классов основной общеобразовательной школы. Учащихся младшего школьного возраста характеризует стремление к самостоятельности, к взрослости, к осознанию собственной значимости, признанию окружающих. Это часто не совпадает с реальным процессом взросления, школьники переоценивают свои умения, знание жизни, свой опыт, а это приводит к нетерпимости, конфликтам, агрессивному поведению.

Именно на этих уроках дети приобретают опыт жить в обществе, осмысливая своё отношение  к окружающим, оценивая своё поведение и конкретные поступки, учатся проявлять терпимость, взаимопонимание, уважение, стремление к диалогу, учатся избавляться от неприязни, жестокости, агрессии.

Возрастные особенности подростков определяют  и особые формы занятий - уроки, на которых ребята не только получают  необходимую научную информацию, но и читают  художественные произведения (стихи, рассказы, сказки), публицистические материалы («Письма о добром» Д.С.Лихачёва – как следует вести себя с людьми).

Проводятся  упражнения «Доброе слово», «Я желаю тебе …», «Мне нравится в тебе…», «Добрый совет»»,  «Расскажи о себе»,  направленные на   создание особой доброжелательной атмосферы на уроках.

А так же игры на воспитание толерантности «Ворота дружбы»,  «Молекулы», ролевые игры «Когда задето национальное достоинство» (как вести себя обиженной стороне); тренинги, консультации, диагностические задания (сочинения, анкеты, тестирование).

Ребята обмениваются мнениями, например, участвуя в диалогах  «Осторожно, жестокость», дискуссиях «Женская агрессивность – это норма или противоестественно?», в читательских конференциях; встречаются с интересными людьми, готовят и защищают социальные проекты, рисуют плакаты «Поможем братьям по разуму» (послание внеземным цивилизациям), «Послание потомкам», «Человек неповторимый» (о равенстве  прав разных народов), «Закон школьной республики» (права и обязанности граждан школьной республики), проводят пресс-конференции, создают деловые и фантастические проекты «Школа моей мечты».

Работая в творческой мастерской, школьники готовят плакаты, лозунги, обращения, рисунки, призывающие к миру и взаимопониманию между народами «100 племен - один мир», «Я плюс Мы», «Возьмемся за руки друзья».

alt  alt

На практических занятиях школьники знакомятся с основными документами по правам человека: «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», обсуждают статьи, делают выводы, изучают Конституцию РФ.  

Работая в парах, в небольших группах, в группах сменного состава, ребята учатся сотрудничать, тактично отстаивать свое мнение, быть справедливым, уважать собеседника, считаться с его мнением, учитывать интересы других, принимать других такими, какие они есть, действовать  по правилу «Понять, принять, поддержать» .

Таким образом, постепенно, шаг за шагом, формируется  у учащихся толерантное сознание и мироощущение, и создаются условия для толерантного поведения.

alt                                

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»