Холина Светлана Аркадьевна
( svet10.76@rambler.ru)
воспитатель
Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
В общеобразовательной школе также существует проблема адаптации к средней школе. Но, проблема проблеме - рознь. Учебное заведение закрытого типа, где обучаются одни мальчики, отличается от средней общеобразовательной школы.
На первом году обучения в учебном заведении закрытого типа у ребят и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Характерными для нашего учебного заведения являются следующие особенности жизнедеятельности ребят: жесткая регламентация распорядка дня, преобладание групповых видов деятельности, подчинение и субординации, совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.
Перед 11 - 12-летними мальчиками стоят взрослые задачи:
1. Принять нормы, правила и традиции закрытого учебного заведения.
2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.
4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с одноклассниками, воспитателями и преподавателями.
5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
У ребят, которые уже здесь обучались, тоже происходит своего рода адаптация, но уже не к учебному заведению, а общению с новыми товарищами, воспитателями, преподавателями.
С самого первого дня работы основной целью классного руководителя является формирование ученического коллектива. В соответствии с этапами развития ученического коллектива перед классным руководителем ставятся разные задачи.
В этом случае классный руководитель стоит перед необходимостью формирования нового ученического коллектива, при этом решая следующие задачи:
- Изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов для создания соответствующих условий для саморазвития и самореализации.
- Создание доброжелательной атмосферы в коллективе как условия нравственного развития обучающихся.
- Помощь в личностном развитии обучающихся через коллективное творчество.
- Обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха.
- Развитие и поощрение кадетской инициативы, повышение активности и ответственности кадет и их родителей.
- Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
- Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и корпусе.
- Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
- Взаимодействие с семьей.
Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы. На первом классном часе необходимо познакомить детей с новыми правилами работы в учебном заведении, рассказать о новых предметах, новых преподавателях, провести экскурсию, показать кабинеты и познакомить с преподавателями, спланировать ближайшую внутриклассную работу.
В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные интерактивные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, шестиклассники всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.
Кроме того при формировании класса необходимо познакомиться самим ребятам. Чтобы быстрее и лучше узнать имена своих одноклассников. Можно использовать игровую методику М.П.Нечаева «Знакомство».
Еще на этапе знакомства мы всегда проводим творческое мероприятие, которое позволит выявить художников и творчески развитых учащихся, снять эмоциональное напряжение. Данная игровая методика называется «Коллективный портрет группы». Каждый мальчик класса и классный руководитель рисует свой портрет, который прикрепляется на общую газету «Мы – 6 класс!». Газета позволяет выявить не только творческих детей, но и посмотреть на детей их собственными глазами, познакомиться с их увлечениями, интересами и т.д.
Важной задачей на начальной стадии формирования коллектива является выбор ученического актива и распределение обязанностей. Распределение обязанностей – одна из форм работы по формированию учебного самоуправления. Обычно обязанности в классе распределяются по традиционным направлениям. Главное – задействовать весь класс, желательно распределить детей по секторам равномерно с учетом личностных качеств, способностей и предпочтений на добровольной основе. Обязанности между детьми могут распределяться сроком на четверть, полугодие или год.
На этапе, когда коллектив переходит к самоуправлению, а актив класса уже сформирован, работа классного руководителя проводится по следующим направлениям: помощь активу в организации дел, создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения, коррекция положения обучающихся в коллективе.
Адаптация ребят - это сложный процесс и конечно необходима помощь психологической службы учебного заведения, с которой мы тесно общаемся.
Работа психолога нацелена на изучение личности ребенка, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения учеником новой деятельности.
Ребенок считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других детей, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности.