Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методика развития мышления с помощью

интеллектуальных игр

Финашин Сергей Александрович,

педагог-психолог ГБОУ ПМС-центр Невского района

 

Введение

 

 

    Одна из основных задач обучения и воспитания -  развитие мышления ребенка. Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает многие усилия педагогов и делает сначала ребенка, а затем и взрослого человека плохо приспособленным, даже к элементарным требованиям жизни.

     При переходе учащихся в среднюю школу изменяется характер и формы их учебной деятельности, содержание усваиваемых знаний усложняется, они становятся более обобщенными: учащиеся переходят к изучению основ наук, установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам, связывают знания с практикой реальной жизни. Всё это требует от подростков более высокого уровня организации умственной деятельности, однако, как показывают исследования (6), многие школьники не владеют в достаточной степени теми интеллектуальными умениями и приемами  учебной деятельности, которые необходимы для усвоения учебной программы.

       Большинство современных образовательных программ таково, что развитие умственных способностей, формирование интеллектуальной культуры происходит стихийно, и далеко не оптимальным образом. Причина заключается в том, что ассимилировать готовые образцы логического мышления, содержащиеся в учебном материале, а также делать необходимые выводы из корректив учителя в состоянии только наиболее подготовленные ученики, которые уже владеют начальными элементами логической культуры и проявляют осознанный интерес к усвоению формально-логических структур. Остальные могут это делать только тогда, когда логическая структура изложения специально обнажена, акцентирована учителем.

При этом вопросы учителя должны активизировать мышление учащихся, побуждать их к использованию собственных примеров, самостоятельному формулированию выводов. Формирование логической культуры  учеников должно выступать как специальная, самостоятельная и постоянная цель учебной деятельности. Эта цель должна также осознаваться и внутренне  приниматься учениками, становиться их собственной целью, пробуждающей у них значительные волевые усилия. Если всего этого нет, то тогда основной контингент учеников будет продвигаться в своем логическом  развитии медленно, с большим пробелами (именно так, как правило, и происходит).  В литературе рассматривается два основных пути решения этой проблемы: (1) перевод школ на программы обучения развивающего типа и (2) организация специальных, внеурочных развивающих занятий.

Предлагаемая образовательная программа: "Развитие мышления с помощью интеллектуальных игр",  предусматривает проведение внеурочных  развивающих занятий.

Актуальность

 

     Большинство общеучебных и все "предметные" (специальные) умения и навыки связаны с особенностями интеллектуальной сферы личности. В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные логические мыслительные операции анализа и синтеза, классификации, обобщения, сравнения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей  и т.д. (5). Для выполнения этих операций учащиеся должны уметь отличать существенные и несущественные свойства предметов и явлений, выделять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа, например вид - род, часть  - целое и т.д. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать: классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения, и являются непременным условием  успешной учебной  деятельности. Однако, как показывают исследования (8) только  у 50 % учащихся средней школы развитие интеллектуальных умений и навыков находится на уровне  гарантирующем высоко успешную интеллектуальную и учебную деятельность. Таким образом, возникает противоречие между требованием школьных образовательных программ к интеллектуальному развитию школьников и реальным уровнем этого развития.

 Кардинальным решением этой проблемы стал бы переход школ на  программы развивающего типа, но пока этого не происходит. В такой ситуации является актуальнымпроведение специальных занятий по развитию рассмотренных выше способностей.  Наиболее результативными в случае развития интеллектуальных способностей являются активные формы обучения (1).

 

Цель образовательной программы:

 

Создание психических условий для развития интеллектуальных умений и навыков, важных для успешного освоения школьных образовательных программ

Задачи образовательной программы:

 

1) Формирование у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, обобщать по признаку, соотносить по смыслу.

2) Повышение произвольности и дисциплинированности интеллектуальной деятельности.

 

Адресат образовательной программы:

 

Образовательная программа рассчитана на учащихся средней школы.Комплектование группы проводится следующим образом: учащимся дается 2-3 игровых задания средней сложности и по результатам успещности их выполнения формируются группы.

 

Теоретическое обоснование образовательной программы

 

Образовательная программа базируется на следующих теоретических представлениях:

 - на фундаментальных положениях о том, что деятельность ребенка - основное условие его психического развития,   сформулированных в трудах ведущих отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других

- на представлениях о развитии интеллектуальной сферы, как центральном звене психического развития ребенка и о важном условии формирования его личности, которое наиболее полно совершается в школьные годы. Как отмечал П.П. Блонский, - мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой,  является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущениях, ни в мнемических способностях нет такой огромной разницы между ребенком 6 - 7 лет и юношей 17 – 18 лет, какая существует в мышлении (2)

- в качестве  практической основы при разработке программы использовались работы психолога Е.В. Заики (3,4).

 

Технологии

 

Основными педагогическими технологиями, использованными в образовательной программе являются: интеллектуальные игры, групповое обсуждение.

 

Условия проведения

 

При проведении  занятий необходимо соблюдать некоторые исходные принципы:

 

1) Обстановка занятий  должна быть неурочной, позитивной - стимулировать интеллектуальную раскованность.

2) В коллективе организуется взаимообмен различными подходами к выполнению заданий.

3) В качестве материала для задач используется хорошо знакомый, привычный материал. При использовании знакомого материала навыки мышления развиваются в "чистом виде". Если материал сам сложен и новы способы его переработки и усвоения, то развитие мышления протекает медленнее, происходит пробуксовка.

 

      Тренинговые занятия проводятся в группе из 8-10 человек. Группа должна быть однородной по уровню развития участников. Занятия проводятся в помещении класса, во внеурочное время. Частота: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 2 часа.

 

Контроль результативности занятий

 

Для оценки эффективности используется два критерия:

1) Динамика успеха в выполнении самих игровых заданий.

2) Динамика в выполнении тестов.

По окончании каждого занятия проводится анкетирование участников.

 

Содержание программы

 

Занятие 1.

Цель: развитие умения находить разнообразные иногда неожиданные связи между привычными предметами.

Игры: "Составление предложений из заданных слов", "Исключение лишнего слова".

Занятие 2.

Цель: развитие способности выделять в предмете  самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности каждым из них.

Игры: "Поиск предметов-аналогов", "Поиск противоположных предметов", "Поиск предметов по заданным свойствам"

Занятие 3.

Цель: формирование способности  легко и быстро устанавливать связи между явлениями, умения фиксировать существенные признаки.

Игры: "Поиск соединительных звеньев",  "Способы применения предметов",  "Формирование определений".

Занятие 4.

 Цель: развитие способности при решении  любой проблемы или осмыслении любого явления искать

 широкий круг причин.

 Игры: "Перечень возможных причин", "Построение системы причин",  "Диверсия."

Занятие 5.

Цель: развитие способности фиксировать суть информации.

Игры: "Перечень заглавий к рассказу", "Сокращение рассказа", "Построение сообщения по алгоритму".

Занятие 6.

Цель: развитие умения выделять в предмете наиболее характерные для него признаки.

Игры: "Загадывание предмета с помощью пары других предметов", "Поиск противоположных предметов".

Занятие 7.

Цель: развитие ассоциативного фундамента воображения (улучшение таких качеств ассоциативного потока, как его ширина, глубина, скорость и управляемость).

Игры: "Поиск ассоциаций", "Передача ассоциаций по цепочке", "Самостоятельное составление ассоциативных цепочек".

Занятие 8.

Цель: развитие способности оперировать различными причинно-следственными отношениями.

Игры: "Поиск причины  по двум следствиям ", "Перечень следствий событий", "Поиск промежуточных событий".

Примечание 1: подробное описание игровых заданий см. (3,4)

Примечание 2: второе и каждое последующие занятие начинается с повторения материала предыдущего занятия.

Примечание 3: Конкретное наполнение занятий игровым материалом может меняться, в зависимости от уровня развития участников группы и их результативности

 

    Литература.

 

    1. Большаков В.Ю.  Психотренинг.- СПб., 1994.

    2. Блонский П.П. Развитие мышления школьника, М, 1979.

    3. Заика Е.В.   "Вопросы психологии", 1990, №6, с. 86-92.

    4. Заика Е.В.   "Вопросы психологии", 1993, №2, с. 56-62.

    5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и    

        умственное развитие  учащихся.-М., 1968.

    6. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет., М., 1988.  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»