Методика развития мышления с помощью
интеллектуальных игр
Финашин Сергей Александрович,
педагог-психолог ГБОУ ПМС-центр Невского района
Введение
Одна из основных задач обучения и воспитания - развитие мышления ребенка. Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает многие усилия педагогов и делает сначала ребенка, а затем и взрослого человека плохо приспособленным, даже к элементарным требованиям жизни.
При переходе учащихся в среднюю школу изменяется характер и формы их учебной деятельности, содержание усваиваемых знаний усложняется, они становятся более обобщенными: учащиеся переходят к изучению основ наук, установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам, связывают знания с практикой реальной жизни. Всё это требует от подростков более высокого уровня организации умственной деятельности, однако, как показывают исследования (6), многие школьники не владеют в достаточной степени теми интеллектуальными умениями и приемами учебной деятельности, которые необходимы для усвоения учебной программы.
Большинство современных образовательных программ таково, что развитие умственных способностей, формирование интеллектуальной культуры происходит стихийно, и далеко не оптимальным образом. Причина заключается в том, что ассимилировать готовые образцы логического мышления, содержащиеся в учебном материале, а также делать необходимые выводы из корректив учителя в состоянии только наиболее подготовленные ученики, которые уже владеют начальными элементами логической культуры и проявляют осознанный интерес к усвоению формально-логических структур. Остальные могут это делать только тогда, когда логическая структура изложения специально обнажена, акцентирована учителем.
При этом вопросы учителя должны активизировать мышление учащихся, побуждать их к использованию собственных примеров, самостоятельному формулированию выводов. Формирование логической культуры учеников должно выступать как специальная, самостоятельная и постоянная цель учебной деятельности. Эта цель должна также осознаваться и внутренне приниматься учениками, становиться их собственной целью, пробуждающей у них значительные волевые усилия. Если всего этого нет, то тогда основной контингент учеников будет продвигаться в своем логическом развитии медленно, с большим пробелами (именно так, как правило, и происходит). В литературе рассматривается два основных пути решения этой проблемы: (1) перевод школ на программы обучения развивающего типа и (2) организация специальных, внеурочных развивающих занятий.
Предлагаемая образовательная программа: "Развитие мышления с помощью интеллектуальных игр", предусматривает проведение внеурочных развивающих занятий.
Актуальность
Большинство общеучебных и все "предметные" (специальные) умения и навыки связаны с особенностями интеллектуальной сферы личности. В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные логические мыслительные операции анализа и синтеза, классификации, обобщения, сравнения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей и т.д. (5). Для выполнения этих операций учащиеся должны уметь отличать существенные и несущественные свойства предметов и явлений, выделять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа, например вид - род, часть - целое и т.д. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать: классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения, и являются непременным условием успешной учебной деятельности. Однако, как показывают исследования (8) только у 50 % учащихся средней школы развитие интеллектуальных умений и навыков находится на уровне гарантирующем высоко успешную интеллектуальную и учебную деятельность. Таким образом, возникает противоречие между требованием школьных образовательных программ к интеллектуальному развитию школьников и реальным уровнем этого развития.
Кардинальным решением этой проблемы стал бы переход школ на программы развивающего типа, но пока этого не происходит. В такой ситуации является актуальнымпроведение специальных занятий по развитию рассмотренных выше способностей. Наиболее результативными в случае развития интеллектуальных способностей являются активные формы обучения (1).
Цель образовательной программы:
Создание психических условий для развития интеллектуальных умений и навыков, важных для успешного освоения школьных образовательных программ
Задачи образовательной программы:
1) Формирование у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, обобщать по признаку, соотносить по смыслу.
2) Повышение произвольности и дисциплинированности интеллектуальной деятельности.
Адресат образовательной программы:
Образовательная программа рассчитана на учащихся средней школы.Комплектование группы проводится следующим образом: учащимся дается 2-3 игровых задания средней сложности и по результатам успещности их выполнения формируются группы.
Теоретическое обоснование образовательной программы
Образовательная программа базируется на следующих теоретических представлениях:
- на фундаментальных положениях о том, что деятельность ребенка - основное условие его психического развития, сформулированных в трудах ведущих отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других
- на представлениях о развитии интеллектуальной сферы, как центральном звене психического развития ребенка и о важном условии формирования его личности, которое наиболее полно совершается в школьные годы. Как отмечал П.П. Блонский, - мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой, является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущениях, ни в мнемических способностях нет такой огромной разницы между ребенком 6 - 7 лет и юношей 17 – 18 лет, какая существует в мышлении (2)
- в качестве практической основы при разработке программы использовались работы психолога Е.В. Заики (3,4).
Технологии
Основными педагогическими технологиями, использованными в образовательной программе являются: интеллектуальные игры, групповое обсуждение.
Условия проведения
При проведении занятий необходимо соблюдать некоторые исходные принципы:
1) Обстановка занятий должна быть неурочной, позитивной - стимулировать интеллектуальную раскованность.
2) В коллективе организуется взаимообмен различными подходами к выполнению заданий.
3) В качестве материала для задач используется хорошо знакомый, привычный материал. При использовании знакомого материала навыки мышления развиваются в "чистом виде". Если материал сам сложен и новы способы его переработки и усвоения, то развитие мышления протекает медленнее, происходит пробуксовка.
Тренинговые занятия проводятся в группе из 8-10 человек. Группа должна быть однородной по уровню развития участников. Занятия проводятся в помещении класса, во внеурочное время. Частота: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 2 часа.
Контроль результативности занятий
Для оценки эффективности используется два критерия:
1) Динамика успеха в выполнении самих игровых заданий.
2) Динамика в выполнении тестов.
По окончании каждого занятия проводится анкетирование участников.
Содержание программы
Занятие 1.
Цель: развитие умения находить разнообразные иногда неожиданные связи между привычными предметами.
Игры: "Составление предложений из заданных слов", "Исключение лишнего слова".
Занятие 2.
Цель: развитие способности выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности каждым из них.
Игры: "Поиск предметов-аналогов", "Поиск противоположных предметов", "Поиск предметов по заданным свойствам"
Занятие 3.
Цель: формирование способности легко и быстро устанавливать связи между явлениями, умения фиксировать существенные признаки.
Игры: "Поиск соединительных звеньев", "Способы применения предметов", "Формирование определений".
Занятие 4.
Цель: развитие способности при решении любой проблемы или осмыслении любого явления искать
широкий круг причин.
Игры: "Перечень возможных причин", "Построение системы причин", "Диверсия."
Занятие 5.
Цель: развитие способности фиксировать суть информации.
Игры: "Перечень заглавий к рассказу", "Сокращение рассказа", "Построение сообщения по алгоритму".
Занятие 6.
Цель: развитие умения выделять в предмете наиболее характерные для него признаки.
Игры: "Загадывание предмета с помощью пары других предметов", "Поиск противоположных предметов".
Занятие 7.
Цель: развитие ассоциативного фундамента воображения (улучшение таких качеств ассоциативного потока, как его ширина, глубина, скорость и управляемость).
Игры: "Поиск ассоциаций", "Передача ассоциаций по цепочке", "Самостоятельное составление ассоциативных цепочек".
Занятие 8.
Цель: развитие способности оперировать различными причинно-следственными отношениями.
Игры: "Поиск причины по двум следствиям ", "Перечень следствий событий", "Поиск промежуточных событий".
Примечание 1: подробное описание игровых заданий см. (3,4)
Примечание 2: второе и каждое последующие занятие начинается с повторения материала предыдущего занятия.
Примечание 3: Конкретное наполнение занятий игровым материалом может меняться, в зависимости от уровня развития участников группы и их результативности
Литература.
1. Большаков В.Ю. Психотренинг.- СПб., 1994.
2. Блонский П.П. Развитие мышления школьника, М, 1979.
3. Заика Е.В. "Вопросы психологии", 1990, №6, с. 86-92.
4. Заика Е.В. "Вопросы психологии", 1993, №2, с. 56-62.
5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и
умственное развитие учащихся.-М., 1968.
6. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет., М., 1988.