Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Танец есть соединительное звено, связующее скучных и серых людей с людьми-творцами, танец есть мост, перекинутый из мира обыденного в мир фантазий»

С одной стороны бальные танцы - это духовное и физическое развлечение, эквивалентную замену которому трудно сыскать, с другой стороны вид спорта, характерный своей зрелищностью, накалом борьбы, эмоциональностью.

Спортивные танцы - это гармоничное развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.

Отличительной особенностью спортивных танцев является то, что они учат соблюдать правила эстетического поведения, формируют понятия о красоте тела, воспитывают вкус, музыкальность. Элементы танца способствуют развитию координации движений, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Эффективное воздействие на организм, зрелищность, привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

Танцевальных клубов и студий множество, одни нацелены на спортивные результаты, другие на общее танцевальное развитие ребенка. Как нам, преподавателям сделать так, чтобы ребенку было комфортно, чтобы занятия приносили радость?

В нашем лицее знакомство с танцем происходит на уроке ритмики. Музыкально-ритмическая подготовка играет ведущую роль в обучении юного танцора, особенно на начальном этапе. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения.

Характеристика возраста 6-9 лет.

Особое значение для детей имеет развитие координации, процесс наиболее сложный для младшего школьного возраста. Поэтому особую привлекательность приобретают для детей этого возраста занятия танцами, если они строятся на простом материале и включают элементы игры и соревнования.

Начинающие дети быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. В обучении и воспитании необходимо использовать такие приемы, которые делают урок интересными, концентрируют внимание учащихся.

У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве и времени.

Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения!

Потребность в музыкально-пластических занятиях ощущается уже с 7-9 летнего возраста, когда психофизический аппарат ребенка не только наиболее предрасположен для такого рода занятий, но и нуждается в них.

Развивающие танцы и игры на уроке.

Детей необходимо научить прямо держаться, легко и свободно ходить, бегать. Прыгать, координировать движения рук и ног при ходьбе, пластично опускаться после прыжка - всё это чрезвычайно важно как для правильного развития ребенка, музыкального роста, так и для приобретения уверенности в себе.

Музыкально-ритмические игры строятся на танцевальных движениях и имеют большое воспитательное значение. Опытный педагог может в процессе игры оказать нужное воздействие на ребенка. Прежде чем давать игру, необходимо продумать методику.

Нередко бывает, что упражнение, игра, танец вначале исполняется детьми живо, эмоционально, а затем, по мере работы, интерес к ним ослабевает. Так случается, если ребятам ещё не по силам четкое и детализированное выполнение. Им неинтересно работать над не вполне понятным образом и технически не удающимся движением. В таком случае лучше временно прекратить работу над этим заданием и вернуться к нему позднее, когда группа будет лучше подготовлена.

Знакомя детей с музыкой и движением в их единстве, тренер для каждого упражнения, игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное музыкально-двигательное задание. В некоторых случаях, особенно в начале работы, тренер может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы вовлечь их в движение и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. Конечно, не все дети и не во все время урока одинаково активны и эмоциональны, но надо добиваться, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Тут важен пример тренера, который должен все время как бы участвовать в играх, танцах, упражнениях вместе с детьми.

Личность тренера.

Юный танцор, пройдя начальный этап обучения. Приобрел определенные навыки и умения, а главное почувствовал уверенность в собственных силах и полюбил танцы. Пришло решение продолжить обучение в студии спортивных бальных танцев. Как помочь ребенку и его родителям добиться ожидаемых результатов и не потерять интерес к занятиям? На первый план выходит личность самого тренера, его профессиональное и педагогическое мастерство. Попробуем рассмотреть психологическое содержание компонентов педагогической деятельности преподавателя (тренера) бальных и спортивных танцев.

Конструктивный компонент -это умение преподавателя проектировать, прогнозировать, конкретно планировать физическое развитие своих учеников, а также формировать их личность и, прежде всего, нравственные и волевые качества.

Коммуникативный компонент -это умение легко вступать в контакт с учениками, коллегами, родителями и поддерживать с ними правильные взаимоотношения. Искренность, доброжелательность, терпеливость, непринужденность учителя в отношении с учениками положительно влияют, прежде всего на дисциплину, на отношение к общим тренировкам и индивидуальным занятиям, на прочность усвоенного материала.

Способность тренера, педагога к свободе общения с учениками рассматривается психологами как разновидность творческой деятельности. Творчество в процессе общения проявляется в умении предвидеть возможные действия и поступки учащихся, в организации непосредственного воздействия на них и, наконец, в управлении собственным поведением в той или иной ситуации. Например, зевающий ученик в зале, а тем более, если таких несколько, сигнализирует преподавателю о том, что нужно изменить течение урока и на несколько минут отойти от намеченного плана, сменить танец, ритм или просто сделать перерыв. Преподаватель должен найти способ «вернуть ученика в зал». Большое значение при этом имеет тактическая шутка.

Не менее важным проявлением коммуникативности тренера является уважение к каждому ученику. Предвзятое отношение, субъективная оценка поведения ученика ведет к неправильному выбору методов и приемов воздействия на него.

Организационный компонентпредполагает умение устремлено, по плану организовать учебно-воспитательный процесс, рационально распределить свое время и силы, четко подготовить и провести любое мероприятие, зарядить своей энергией других.

Организационный компонент деятельности предъявляет высокие требования к психике педагога, его личным качествам. Чтобы эта деятельность была эффективна, он должен обладать гибкостью и критичностью ума, быть энергичным, инициативным, решительным и работоспособным.

Гностический компонент- это познание и понимание основных условий, явлений связанных с педагогической деятельностью. Сюда входят:

анализ, познание собственной педагогической деятельности, собственной личности, своих достоинств и недостатков;

-                                 анализ, познание особенностей физической подготовленности тренируемых танцоров, их музыкальные способности и адекватное (объективное) определение уровня их исполнительского мастерства анализ опыта учебной, воспитательской работы своих коллег и тренеров, работающих в других клубах.

Нельзя забывать ещё об одном качестве тренера - педагогическом такте, основой которого является внимательность, проявляемая в любви и чуткости к ребенку. С другой стороны такт - это высокая требовательность и уважение к личности ребенка.

Проявление педагогического такта всегда связано со знанием возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Конечно, эти знания приходят с опытом, но к сожалению бывает слишком поздно.

Проблема активной позиции ученика должна стать одной из важнейших. Очень трудно научить того, кто не хочет научиться. Но такая позиция может быть сформирована только тогда, когда учение в радость.

Сам процесс обучения и его результаты (показательные выступления, концерты, конкурсы) должны иметь высокую мотивацию и окрашиваться положительными эмоциями.

Грамотный тренер понимает, что совсем не обязательно перед каждым ребенком, исходя из его психо-физических особенностей, ставить задачу - победить на конкурсе. Многие дети любят соревноваться, и конкурсы необходимы ребенку не только для развития и самосовершенствования, но и для адекватного самоощущения, для получения удовольствия.

Главная задача педагога, по большому счету, помочь человеку как можно более полно реализовать заложенный в нем потенциал.

Закон успешной тренировки

Танец состоит из сложных комбинаций действий мышц, а тренировка состоит из:

-                                 тренировка мышечной памяти,

-                                 тренировка увеличения амплитуды растяжения и сокращения мышц,

-                                 тренировка скорости реакции, т.е. скорости управления мозгом работающих мышц, скорости передачи информации от мышц к мозгу и обратно.

Разумеется, тренирующийся танцор не задумывается об этом. Он смотрит в зеркало, добиваясь от себя определенной «картинки». Однако есть законы психические, физические и психофизические, знание которых помогает рационально распределять свое внимание на тренировках, и в результате быстрее добиваться эффекта, той самой желанной «картинки».

Закон мышечной памяти

Мышцы запоминают информацию лишь тогда, когда нагрузка на них превышает норму. И ещё одно правило: любое негативное настроение вашего ума или души сводит к нулю все ваши усилия.

Закон восприятия ритма

Тренировка восприятия и наполнения ритма заключается в том, чтобы научиться предугадывать следующий удар ритма, готовиться к движению до удара и совершать движение таким образом, чтобы самый устойчивый момент движения (баланс, пауза, вставание на ногу) пришелся точно не удар.

О зрительной памяти

На начальном этапе обучения тренеру очень помогает зеркало: ученики видят себя и могут контролировать движение. Но так происходит до определенного времени. В какой-то момент зеркало начинает мешать: танцор фиксируется на своем отражении и теряет мышечный контроль движения, остается только зрительный.

Неопытные танцоры, бывает, разучивая какие-то движения, настолько озабочены тем, что происходит в зале, что вообще не запоминают ни шага....

Когда танцор концентрируется на том, что на него смотрят другие, бессознательно он отмечает, что его оценивают и, вероятно осуждают за несовершенство.

Тренеру необходимо переориентировать танцора на позитив, создать концепцию продвижения в искусстве танца: не переделывание себя и своих недостатков, а развитие достоинств, улучшение, концентрация внимания на том, что получается хорошо.

Важно распознать в ученике личность, способную максимально раскрыться в благоприятном для спортивных бальных танцев возрасте. Личность, способную творить. Известно, что через творчество раскрывается внутреннее «я» танцора. И чем больше, интереснее это внутреннее «я», тем значительнее результаты.

Ведь любой зритель отличит «пустой» танец от танца «наполненного», потому что в момент выступления видишь не только характер танцоров и их общую культуру, но и как-то невольно проникаешься из; аурой, в том числе творческими радостями и печалями.

Мы педагоги и тренеры должны стремиться к тому, чтобы наши ученики независимо от времени отданного занятиям танцами, успешности и спортивной результативности могли сказать:

«Как много в этой жизни мне дали  танцы!».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»