Изобразительная деятельность как средство коррекции зрения у старших дошкольников.
Исаева Дарья Сергеевна
учитель-дефектолог ГБДОУ №95
г.Санкт-Петербурга.
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы в процессе различных видов детской деятельности. На занятиях, в играх, труде дети учатся зрительно обследовать предметы, овладевают компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи и мышления.
Среди разнообразных занятий в детском саду для детей с нарушением зрения изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с дефектами зрения.
При определенных условиях обучения рисование позволяет решить общеобразовательные, коррекционно-воспитательные и лечебно-восстановительные задачи, обуславливающие всестороннее развитие личности и коррекцию его здоровья.
Представленный материал позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и явлений окружающего мира. Дети овладевают формообразующими движениями, тренируются в раскрашивании, штриховке изображений, построении композиции сюжетного рисунка с помощью фланелеграфа и вырезанных по контуру изображений.
Применение вспомогательных средств: рисование по трафаретам, обводка изображений по контуру и силуэту, работы на фланелеграфе, раскрашивание в трафарете, способствует преодолению трудностей овладения приемами и способами изображения и коррекции зрительных образов предметов.
Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.
Ребенку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Образовывать представления надо путем восприятия предмета, т. е. через непосредственное чувственное познание. Процесс рисования включает припоминание зрительно воспринятого предмета, поэтому обучение детей изобразительной деятельности невозможно без целенаправленного совершенствования зрительного восприятия и формирования зрительных образов у детей с нарушением зрения.
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении.
Особенно важное значение при обучении рисованию приобретает работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих свойств и признаков с помощью зрения детям с нарушением зрения не всегда доступно. Восприятие же окружающего мира для его реального отображения требует целенаправленности и осознанности. Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.
Анализируя детские рисунки по представлению и с натуры, можно заметить, что последние информативно точнее и конкретнее передают основные признаки предметов. Это подчеркивает значение наблюдений за предметами в обогащении представлений о предметном мире и развитии способов зрительной ориентации у детей с нарушением зрения. Таким образом, коррекционное значение занятий по рисованию становится весьма очевидным и значимым. На занятиях по рисованию решается ряд весьма важных коррекционных задач:
· коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнения образа предмета;
· усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
· конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;
· преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.
Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры), в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения. Таким целям служат задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение». Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами «Найди сходство и различие», «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения», «Найди другую половину изображения, предмета».
Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приемами «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильнее, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение».
Приступая к обучению детей с нарушением зрения рисованию, педагог должен иметь в виду, что они не умеют пользоваться своим неполноценным зрением. Поэтому для успешного овладения изобразительными навыками следует использовать иные, специфические приемы и методы, правильно определять доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей.
У детей с нарушением зрения при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного положения предметов возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук.
Существует определенная зависимость качества и результата детских рисунков от уровня сформированности навыков обследования. Поэтому важно создать соответствующие условия. Детям легче и интереснее рисовать те предметы, которые им доступны для комплексного обследования. Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих ребенку охватить все признаки и качества предмета. Вначале педагог дает детям общую характеристику предмета, описывая его с помощью реально соотносимой с признаками предмета речью и тем самым вызывает у детей желание подробно изучить строение предмета. Далее педагог учит детей анализировать форму основных частей и деталей объекта с опорой на сенсорные эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Затем изучается соотношение всех составных частей предмета с его пространственным положением. После этого педагог еще раз рассказывает о предмете, выделяя главные для изображения признаки предмета.
Обследование и анализ натуральных предметов проводятся по четкой схеме, в выделении главных признаков предмета: определяющих его строение и расположение деталей, цвета и его оттенков, а также пространственного расположения. Выделение этапов обследования и анализа натуры строится с учетом состояния зрения и уровня развития практических навыков и умений анализировать объекты детьми с нарушением зрения.
Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и осязательного обследования. Размер объектов при этом должен быть достаточно крупным, цвет ярким, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью наводящих вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета.
Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта за счет использования экрана, подсветки, акцентирует внимание ребенка на объекте.
При усвоении представлений о конкретном предмете важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения и цветовой окраске натуральных объектов. Для этого на занятиях каждому ребенку предлагается изобразить предметы аналогичной формы: одному — мяч, другому — яблоко, третьему — шар.
На другом занятии для понимания разнообразия округлых форм на основе сформированных эталонных представлений можно дать всем детям рисовать яблоко, но у каждого оно будет различаться по форме, окраске, размерам. Делают это для того, чтобы дети имели возможность не только справиться с посильным заданием, но и получить обобщенные понятия о форме и других признаках предметов одного вида.
При обучении осязательному обследованию педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании. Самостоятельные действия ребенка надо постоянно контролировать и корригировать, используя точные словесные установки, например: «Ощупай предмет», «Проведи обеими руками по стволу ветки сверху вниз», «Возьми в обе руки шар» и т. д.
В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета. Важно обеспечить детям с нарушением зрения тесный контакт с данным предметом. При этом надо учить детей видеть вначале основное, потом отдельные признаки, давая характеристику объекту, подчеркивать его выразительность, индивидуальность.
На основе зрительного и осязательного обследования педагог стремится выработать у детей с нарушением зрения навыки зрительно-осязательного восприятия предмета, сформировать способы зрительного контроля за движением руки при осязательном восприятии. Нарушение зрения сдерживает развитие зрительно-двигательных связей, поэтому необходимо вести специальное обучение способам зрительного контроля за движением руки при обследовании, изображении предмета. Однако прежде чем начать активную работу по формированию таких взаимосвязей, надо обеспечить детям активную работу по развитию моторики рук и активизации зрительного анализа. Для этого вначале упражнения для рук и зрения даются раздельно, а затем уже в совместном их действии. Сюда можно отнести упражнения в рисовании по трафарету вслепую, когда действует только рука. Так воспитывается память на движение руки при изображении формы предметов.
Большие трудности возникают у детей с нарушением зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Целенаправленное восприятие пространства должно быть осознано ребенком, в условиях зрительно-пространственной недостаточности от педагога требуется применение специальных приемов и способов понимания пространственных признаков. Качество представлений, их точность и полнота, яркость зависят от качества имевших место восприятий и ощущений. Педагоги должны развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, на картинке вдалеке лес, деревья очень маленькие, а на переднем плане изображены зайцы, они по размеру больше, чем деревья.
Одним из эффективных средств понимания и отображения в плоскости пространства является применение работы на индивидуальных фланелеграфах по созданию композиций из вырезанных изображений. Дети по образцу, словесному указанию, наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие сюжеты. Например, даются натуральные предметы: домик, дерево, машинка и др. Дети анализируют, как расположены эти предметы на столе и создают соответствующую композицию из вырезанных изображений на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ создаваемого изображения происходят как бы одновременно. При выполнении сюжета путем выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов дети уточняют и исправляют неточности в их взаиморасположении.
Например, педагог говорит: «Машина находится к тебе немного ближе, чем ты изобразил на фланелеграфе. Посмотри. Опусти немного ниже изображение дерева, потому что оно к тебе ближе, чем дом. Проверь теперь, все ли так, как на столе?». Подобные корригирующие уточнения способствуют формированию навыков соизмерения, глазомера и более точного представления об изображении реальных предметов в пространстве.
После завершения работы на фланелеграфе предлагается изобразить сюжет на рисунке таким, каким они выполнили его на фланелеграфе. Дети с низкой остротой зрения или те, которые слабо владеют изобразительными навыками, могут использовать приемы рисования с помощью обводки по контуру или по трафарету. Это позволяет детям почувствовать себя более уверенно при выполнении задания и овладении изобразительными навыками рисования формы, особенно когда у них еще нет четкого представления о строении предмета.
На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности, контрастности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.
Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета специфических трудностей овладения навыками в условиях зрительной патологии не всегда обеспечивает детям с нарушенным зрением успешность в развитии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно-практической деятельности, развитии способностей к рисованию.
Графические умения и навыки носят сенсомоторный характер, поэтому при нарушении зрения наблюдаются трудности формирования зрительно-двигательных взаимосвязей, обеспечивающих успех овладения изобразительными навыками. Контроль за графическими движениями в условиях слабовидения со стороны зрения снижен, что отрицательно сказывается на точности, скорости, пластичности движения руки во время рисования. В связи с этим страдает качество рисунка. На фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается снижение интереса к рисованию. Неуверенность в умении рисовать приводит к тому, что дети часто отказываются от рисования. Все это указывает на необходимость использования специальных средств формирования изобразительных навыков у детей с нарушением зрения.
Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру.
Очертание внешней линии предмета в процессе обводки силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит детей рисовать различные линии в заданных условиях. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых.
Упражнение в рисовании по трафаретам без участия зрения способствует формированию тактильно-двигательных ощущений, лежащих в основе развития формообразующих движений. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур приводит к развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков, обеспечивающих воспроизведение изображений. Формирование приемов и способов автоматизации изобразительных действий снимает зрительное напряжение, которое возникает тогда, когда дети слабо владеют навыками рисования и не умеют зрительно анализировать качество рисования.
Раскрашивание, штриховка изображений в трафарете помогают детям улучшить качество рисунка. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание в трафарете учит детей закрашивать по форме, повторять формообразующие движения в изображении. Все это особенно важно тогда, когда дети еще слабо владеют навыками рисования.
Срисовывание по трафарету, обводка по контуру и силуэту используются не постоянно. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальных этапах обучения рисованию применение трафаретов является для детей с нарушением зрения эффективным средством преодоления недостатков зрительной информации. Их использование при сниженном уровне предметно-практических действий не только вселяет в детей уверенность, но и дает возможность качественно выполнить работу, стимулируя тем самым освоение формообразующих движений в рисовании и обеспечивая их стремление к передаче реальной, точной формы изображаемых предметов. Стремление к реализму в рисунке свойственно детям дошкольного возраста, но недостаток изобразительных умений определяет своеобразие детского рисунка.
Приобретение технических умений в рисовании с использованием обводки содействует развитию точных, целенаправленных движений. Осознанное повторение движений при рисовании по трафарету обеспечивает свободу и легкость при воспроизведении изображений. Благодаря таким упражнениям дети с нарушением зрения успешнее овладевают рисовальными движениями. Многократно повторяя получившиеся формы, ребенок наконец овладевает способностью рисовать их по своему усмотрению. Активность детей повышается, они стремятся действовать самостоятельно. При самостоятельном рисовании педагогу иногда следует напоминать детям о том, как они рисовали этот предмет с помощью трафарета. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети активно осваивали формообразующие движения, с тем, чтобы у них складывались представления о движении, нужном для изображения данного предмета. Обращение к опыту ребенка, активизация детей во время рисования позволяет вырабатывать у детей с нарушением зрения обобщенные способы изображения предметов, что обеспечивает затем детям самостоятельность в рисовании.
Овладение способом рисования предметов с помощью обводки при изображении основной формы предметов дает детям с нарушением зрения удовлетворение, уверенность в деятельности, которая им дается трудно. Так появляется интерес к рисованию, изображению. Не нужно опасаться, что владение на первоначальных этапах способами работы по трафарету приведет к штампу. Практика показала, что, как только у детей появляется уверенность в знании строения предмета и способа его изображения, они отказываются от рисования по трафарету и с помощью обводки. Тем более, что тренировка руки при рисовании большого количества простейших предметов по трафаретам способствует постановке руки и овладению свободными изобразительными действиями.
Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, состоящее из целого ряда навыков и соответствующих формообразующих движений: ритмичности, свободного размаха по форме предмета, легкого, без излишнего напряжения движения ретуширования, свободной остановки руки в пределах контура, воспроизведения штрихов по форме предмета, регуляции силы нажима при раскрашивании для создания оттенков. Все эти действия легче формируются в условиях раскрашивания по трафарету, так как раскрашивание и штриховка в трафарете дает лучшие условия для сохранения формы, особенно, когда зрение и рука ещё плохо взаимодействуют. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание по трафарету учит детей закрашивать по форме предмета, повторять формообразующие движения неоднократно. Все это важно на этапе, когда дети еще слабо владеют изобразительными навыками.
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.
Рисование — это один из видов детской деятельности, при котором у ребенка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь формируются реальные представления о предметах окружающей действительности.
Ребенку, прежде чем начать изображать, необходимо достаточно точно представлять предмет, который он хочет изобразить. На всех этапах обучения детей рисованию придается большое значение формированию предметных представлений, развитию способов обследования предметов посредством различных видов восприятий: зрительного, осязательного, тактильно-двигательного и других. Весьма важно обеспечить детям с нарушением зрения условия для овладения сенсорными эталонами формы, цвета, величины и пространственного положения предметов.
Накопление зрительного опыта является одной из основных задач коррекционной работы на занятиях по рисованию в детском саду для детей с нарушением зрения. Особенно эффективны в коррекции зрительного образа предметов занятия по рисованию с натуры, где перед началом рисования дети изучают строение предметов, их цвет, пространственное расположение. Наиболее продуктивно идет накопление зрительного опыта в процессе различных дидактических игр и упражнений, где дети в непроизвольной форме овладевают знаниями о предмете и средствах изображения. В процессе предлагаемых нами игр идет конкретизация, уточнение, расширение и обобщение предметных представлений и одновременное формирование изобразительных навыков.
Дидактическое упражнение «Обведи по трафарету изображения» учит детей анализу формы простейших предметов. Рисование по трафарету создает возможности для формирования изобразительных навыков.
Начиная с младшей группы, надо создавать детям возможности рисования по готовым формам. В зависимости от состояния зрения, уровня развития изобразительных навыков предлагаются трафареты, по которым дети рисуют линии — «дождик», точки — «снежок», клетки — «платочек» и другие. Рисование по трафарету учит детей формообразующим движениям при изображении. Иногда можно предлагать детям рисовать в трафарете с закрытыми глазами. Это необходимо для формирования образа движения руки по памяти, так как в период становления зрительно-двигательных взаимосвязей при рисовании, зрительный контроль за рукой в этот период создает дополнительное напряжение для руки. Поэтому важно создавать условия для свободного движения руки, с тем чтобы в дальнейшем, по мере развития формообразующих движений, у детей появлялась возможность рисования под контролем зрения и без использования трафарета.
Для того чтобы дети научились замечать форму в различных предметах и соединять в группы эти предметы по одинаковой форме, надо давать им упражнения в рисовании разных предметов. Например: дети рисуют по трафарету солнце, пуговицу, мяч, шары, одуванчик и другие. Такие упражнения дают детям представления о разнообразии предметов округлой формы. Наряду с рисованием в период формирования реальных представлений о предметах, которые дети затем будут рисовать, проводится работа по анализу этих предметов в процессе различных дидактических игр. Посредством этих игр дети учатся находить в предметах общие и отличительные признаки, классифицируют предметы по форме, цвету, величине, пространственному положению. Так, в играх типа «Составь из частей целое», «Подбери по цвету», «Найди такой же», «Подбери узор по образцу» дети упражняются в зрительном анализе изображений и реальных предметов, накапливают сведения о строении и других признаках. Выкладывание цветовых полос по насыщенности, подбор предметов по цвету создает детям возможность для познания цвета и его гаммы. Работа с использованием фланелеграфа, на котором дети составляют из частей целый предмет, сюжетную картину, способствует формированию у детей понимания структуры, строения предмета или сюжета. Если в младшей группе дети чаще работают с предметным рисованием, то в старшем дошкольном возрасте у них появляется возможность объединять эти предметы в сюжеты. Здесь нужно быть только уверенным, что при создании сюжета ребенок уже рисовал все предметы, которые могут быть объединены в сюжетный рисунок.
Рассмотрим содержание дидактических игр и упражнений, применяемых на занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте.
РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПРОРИСОВЫВАНИЕМ ДЕТАЛЕЙ В ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ
Материал к заданию: набор геометрических фигур, входящих в состав изображения человека, фланелеграф.
Ход занятия. Дети на фланелеграфе из геометрических фигур выкладывают фигуру, напоминающую человека. Затем рассматривают свое тело и товарищей, выясняют, какой формы голова, туловище, руки, ноги, шея и др.
После этого дети обводят по контуру все фигуры, а затем вместе с педагогом убирают в геометрических фигурах лишнее, вписывают в круг голову, дорисовывают шею, туловище, ноги и руки.
Такой прием рисования учит детей рисовать симметричную, пропорциональную фигуру человека, так как рисование на глаз детям с нарушением зрения еще не удается из-за плохо развитого глазомера, обусловленного нарушением зрения. При рисовании дети пользуются ластиком, чтобы снять лишнее в изображении.
РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ СИЛУЭТА, СОСТОЯЩЕГО ИЗ ЧАСТЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ МЕНЯТЬ ПОЗЫ
Материал к заданию: силуэт человека, состоящий из подвижных деталей.
Ход занятия. Дети занимаются с силуэтным изображением, создают различные позы: ходьбы, бега, ползания, наклонов и т. д.
Затем они обводят по контуру разные позы, раскрашивают. По такому принципу можно создать изображения животных, птиц. На начальных этапах обучения рисованию движущихся объектов они помогут детям правильно представить образ движения и затем изобразить их.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ДЕТСКИЙ ХОРОВОД
Материал к занятию: трафареты и силуэтные изображения фигур детей, фланелеграф.
Ход занятия. Дети выкладывают из силуэтных изображений детский хоровод, при этом они замечают, что все дети в хороводе должны держаться за руки.
После этого они изображают в своем рисунке детский хоровод. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков рисовать они могут самостоятельно или с помощью трафаретов и силуэтных изображений.
После того как рисунки раскрашены, можно предложить им вырезать фигуры и создать из них на общем полотне большой хоровод. Коллективный рисунок может украсить игровой уголок или может быть подарен другой группе, кому-то из взрослых или детей на день рождения.
С помощью такого трафарета дети могут раскрасить стену на участке детского сада, веранду и т. д.
РИСОВАНИЕ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ ТРАФАРЕТОВ
Материал к занятию: трафареты с прорезями контура лица, фланелеграф и вырезанные силуэты глаз, рта, носа, волос и др.
Ход занятия. Дети на фланелеграфе выкладывают из готовых фигур лицо девочки, мальчика, женщины, мужчины. Педагог на демонстрационном фланелеграфе объясняет, где находятся глаза на лице ребенка (в средине или ниже срединной линии лица). У мамы глаза расположены чуть выше срединной линии лица, у папы также или чуть выше, чем у мамы. Такие задания учат детей пониманию строения лица и его пропорций.
После этого дети могут рисовать самостоятельно или с помощью обводки портреты своих товарищей, своего папы или мамы. После окончания работы педагог нацеливает детей на анализ качества изображения с учетом схожести его с реальностью.
Иногда можно попросить родителей принести свои фотокарточки, тогда дети смогут нарисовать портреты точнее.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «АВТОПОРТРЕТ»
Материал к занятию: зеркало на стене, так чтобы детям было удобно смотреть на себя во время рисования.
Ход занятия. Дети располагаются напротив зеркала с мольбертами, над детьми помещаются лампы, хорошо освещающие их лицо. Дети под руководством педагога рассматривают свое отражение в зеркале, выделяют цвет волос, глаз, пытаются определить расположение глаз, носа, рта на лице, выделить их форму, опираясь на форму геометрических фигур. Например, форма носа похожа на треугольник, глаза овальные, губы очень пухлые, поэтому рот похож на круг, брови овальные и т. д.
После детального рассматривания дети пытаются нарисовать свой портрет. Педагог постоянно нацеливает их на то, чтобы они смотрели на себя в зеркало и сличали со своим рисунком.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОДЕНЕМ КУКЛУ»
Материал к занятию: вырезанная силуэтная кукла, трафареты с изображением платья, кофты, юбки, шапочки, пальто, варежек и др.
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть силуэтную куклу и нарисовать с помощью трафаретов предметы ее туалета.
Дети по трафарету обрисовывают одежду, а затем раскрашивают. После этого им предлагается вырезать по контуру свои рисунки и нарядить куклу путем накладывания силуэтов одежды на силуэт куклы. После завершения работы педагог предлагает подарить куклу с одеждой детям средней группы, которые используют их в дидактической игре «Оденем куклу».
РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ДВИЖЕНИИ
Материал к занятию: трафареты с прорезями фигуры человека со схематическим изображением различных поз в движении: игра с мячом, прыжки, пролезание в ворота, бег и т. д.
Ход занятия. Педагог предлагает детям выполнить движения бега, прыжков, поиграть с мячом, пролезть в ворота и др. При этом важно обратить внимание детей на положение ног и рук, туловища при выполнении различных движений. Так, при анализе бега важно объяснить и показать детям, как сгибаются ноги и руки попеременно, как туловище наклонено вперед. После этого дети анализируют изображения фигур человека на трафарете и рисуют самостоятельно или путем обводки в трафарете.
Схематическое изображение с помощью трафарета дает детям более конкретное представление о положении тела в пространстве при движении, что бывает трудно изобразить, когда человека рисуют в одежде. Кроме того, когда дети сделают с помощью трафарета набросок фигуры, можно предложить им дорисовать спортивный костюм на фигуре. В этом варианте работы дети с нарушением зрения получают большую возможность убедиться в том, что они смогут рисовать человека пропорционально и более реально.
РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ПОЗАХ И В ДВИЖЕНИИ
Материал к занятию: трафареты с прорезями основных частей фигуры человека или его дополнительных деталей, фланелеграф и вырезанные силуэтные изображения человека или отдельных деталей этой фигуры. Ход занятия. На фланелеграфе по заданию педагога дети воспроизводят из силуэтных изображений человека, сидящего на стуле, бегущего, едущего на; лыжах и т. д.
Затем с помощью трафаретов или силуэтов обводят фигуры и раскрашивают. Там, где на трафарете даны не все части, дети дорисовывают их самостоятельно.
После этого педагог раздает детям изображения и просит детей изобразить ту позу или движение, которые даны на рисунках.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ПОРТРЕТ НАШЕЙ ГРУППЫ»
Материал к занятию: фланелеграф, контурные и силуэтные изображениялиц взрослых и детей, фотографии детей и педагога группы, трафареты с прорезями изображений головы и шеи.
Ход занятия. Дети рассматривают свои фотографии, рассматривают друг друга: какого цвета глаза, волосы, какой формы нос, глаза, рот. На фланелеграфе из вырезанных изображений создают различные лица, педагог дает информацию о строении детского лица, показывает, что глаза у детей расположены в средине, они как бы делят верхнюю и нижнюю часть лица на две половины, у взрослого глаза чуть выше. Затем дети рисуют свое лицо или товарища, после завершения работы объединяют рисунки в один портрет.
РИСОВАНИЕ СКАЗОЧНОГО ДОМА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАФАРЕТА
Дети часто затрудняются рисовать сказочные персонажи и предметы из сказки. Так, им без специальной помощи непонятно, как рисовать терем. Для наблюдения зданий такой архитектуры в окружающей обстановке почти нет, поэтому педагоги используют иллюстрации из книг и свои рассказы. Но это не дает детям четкого образа строения сказочного дома, чаще всего они рисуют деревянный дом и украшают его узором. Для того чтобы дать детям более четкий образ в изображении терема, можно использовать трафареты и силуэтные изображения, позволяющие детям на начальных этапах усваивать рисование с опорой на эталоны. При этом важно учитывать конструктивные навыки детей, которые они приобретают в работе со строительным материалом. Дети называют составные части дома, башен, окон, крыши и др.
По мере овладения представлениями о сказочных домах разной конструкции дети могут перейти к самостоятельному рисованию.
ВПИСЫВАНИЕ В ТРАФАРЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПТИЦ, ЖИВОТНЫХ
Материал к занятию: трафареты с геометрическими фигурами, дающими приблизительное изображение животных и птиц.
Ход занятия. Педагог и дети анализируют трафареты, пытаются понять, какие животные и птицы могут быть нарисованы с помощью таких трафаретов. Затем дети обводят прорези в трафарете и прорисовывают в них туловище, голову, лапы, хвост и другие детали. Так дети узнают, как можно получить изображение белки, зайца, ласточки и др.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ПРАЗДНИЧНАЯ ЕЛКА»
Материал к занятию: трафареты с изображением елки и силуэтное изображение елки с прорезями, в которых изображены игрушки, фотографии новогоднего праздника и елки.
Ход занятия. Дети рассматривают фотографии, вспоминают, какая была елка и игрушки на ней. Можно вспомнить песни, стихотворения, игры и повторить их.
После этого дети рисуют с помощью трафаретов и силуэтных изображений елку с игрушками. При этом в зависимости от уровня изобразительных навыков дети могут рисовать самостоятельно или же частично использовать прием обводки.
Раскрашивание игрушек дети выполняют по своему замыслу, если они испытывают затруднения, можно предложить им рассмотреть реальные елочные игрушки.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
Материал к занятию: фланелеграф, вырезанные силуэты деревьев и листьев с осенней окраской, иллюстрации с изображением осенних пейзажей.
Ход занятия. Дети рассматривают иллюстрации, называют, какие деревья изображены, как размещены они на иллюстрации, что ближе и дальше.
Педагог предлагает детям создать на фланелеграфе изображения деревьев с листьями из вырезанных силуэтных изображений стволов и листьев деревьев. При этом надо обращать внимание на композицию, крупные деревья на переднем плане, вдалеке деревья поменьше. Таким же образом размещаются на деревьях листья.
Если есть дети с очень низкой остротой зрения, можно предложить обводку по трафарету.
РИСОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К КНИЖКЕ «МАШЕНЬКА И МЕДВЕДЬ»
Материал к занятию: фланелеграф, вырезанные силуэты деревьев, медведя, девочки, старика и старухи, корзины и т. д.
Ход занятия. Дети вспоминают содержание сказки, по ходу воспроизведения эпизодов сказки они создают у себя на фланелеграфе изображения. Важно, чтобы они правильно строили композицию, чтобы ясен был смысл и содержание иллюстраций: «Медведь идет с корзиной за плечами по лесу», «Машенька печет пироги», «Старик и старуха рядом с коробом, в котором сидит Машенька», и др. Это необходимо для того, чтобы из этих иллюстраций составить книжку.
После того как дети закончат работу на фланелеграфе, они рисуют с помощью обводки или самостоятельно изображенную на фланелеграфе иллюстрацию, из которых в конце занятия сшивается книга.
РИСОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ С ПОМОЩЬЮ ТРАФАРЕТОВ (ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ФИГУРЫ ЖИВОТНОГО)
Материал к заданию: трафареты с прорезями примерного изображения животных.
Ход занятия. Педагог показывает детям приемы прорисовывания фигуры животного по трафарету, объясняет, как убрать лишнее в геометрической фигуре, чтобы нарисовать голову, туловище и конечности животных. При этом надо учить детей пользоваться ластиком для снятия ненужных линий в рисунке.
Применение трафарета помогает понять строение тела животного, дает возможность ребенку с нарушением зрения получить полноценное пропорциональное изображение.
При анализе результатов рисования педагог обращает внимание детей на то, как похоже их изображение с реальным изображением животного.
РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ ПО КЛЕТКАМ
Материал к занятию: клетчатая бумага с крупными клетками, которые дети сами могут разлиновать при подготовке к занятию. Для проведения прямых линий они пользуются линейкой.
Ход занятия. Педагог обращает внимание детей на предметы быта в групповой комнате: шкафы, столы, стулья, кровать. При этом он учит выделять основные линии, которые составляют форму этого предмета. Затем они мелом измеряют эти линии, устанавливают количество меток в длине и ширине предметов, соотносят высоту предмета. После этой работы дети по клеткам рисуют предметы, считают, сколько клеток занимают высота, ширина, длина предмета. Такие приемы рисования необходимы детям с нарушением зрения для формирования соотносительности величины деталей в предмете, так как на глаз эту работу выполнять трудно.
РИСОВАНИЕ ПО КЛЕТКАМ ЧЕРЕЗ КАЛЬКУ
Материал к заданию: изображения различных фигур в клетках, калька, фломастеры.
Ход занятия. Упражнение дается как часть занятия по изодеятельности, но может быть применено и на других занятиях. Например, на занятиях по обучению грамоте, где вместо геометрических фигур можно дать задание по обводке букв и их элементов, а на занятии по математике дети могут обводить цифры и их элементы.
Данное упражнение очень эффективно для упражнения зрительных функций, таких, как острота зрения. Особенно рекомендуется детям с косоглазием и амблиопией при дальнозоркости, так как в процессе обводки успех работы зависит от активного зрительного контроля и анализа. Кроме того, это упражнение способствует руки ребенка к письму.
РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО КЛЕТКАМ
Для формирования у детей с нарушением зрения глазомерных возможностей и развития навыков изображения желательно использование приема рисования по клеткам. При этом детям даются изображения на клетках полностью или половины. Дети через кальку прорисовывают полное изображение и затем раскрашивают.
Рисование по клеткам помогает детям понять симметричность в предмете, а рисование в клетках дает им возможность анализировать направление линий, их длину соответственно количеству занимаемых клеток, их сторон и углов.
Начинать рисование нужно с простейших изображений.
УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ НА ПЛОСКОСТИ
Материал к занятию: игрушки, вырезанные по контуру их изображения, лист бумаги, фланелеграф.
Ход занятия. На столе расставлены игрушки в определенном порядке: по углам и в середине. Дети называют их местоположение, а затем каждый на своем фланелеграфе из вырезанных изображений создает ту же картину, которую представляют предметы на столе. При этом важно, чтобы после завершения педагог еще раз проверил знание детьми местоположения объектов.
Затем дети зарисовывают на листе бумаги расположение игрушек, если они затрудняются в изображении предметов, можно предложить использовать в рисовании обводку силуэтных изображений.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЯ КОМНАТА»
Материал к занятию: силуэтные изображения мебели, окна и т. д., фланелеграфы.
Ход занятия. Дети по памяти воспроизводят на фланелеграфе расположение мебели и других предметов одной из комнат в их квартире.
Педагог направляет их внимание на мысленное восприятие комнаты относительно и во взаимосвязи всех предметов в ней. После завершения работы на фланелеграфе дети рассказывают о том, как выглядит их комната, как расположены предметы в ней.
После этого дети рисуют комнату, предметы быта в ней. Если дети затрудняются в самостоятельном рисовании или по состоянию зрения им трудно выполнить работу, они могут пользоваться приемами обводки. Это особенно надо учитывать после хирургической операции или в процессе лечения, когда у детей выключен лучше видящий глаз и они ориентируются больным глазом, где низкая острота зрения в пределах слепоты с остаточным зрением или слабовидения.