Безопасность жизнедеятельности является наиглавнейшей проблемой для человечества и признается во всем мире. Организация Объединенных Наций называет проблему безопасности жизнедеятельности одной из главных и необходимых для научных исследований.
Ежегодно в России погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек из них становятся инвалидами, вследствие социальных, техногенных, природных и иных катастроф. Нельзя не обращать внимание и на тот факт, что еще большее количество людей теряют здоровье либо подвергаются различного рода насилию. Защитить человека от различного рода агрессивных воздействий антропогенного и естественного происхождения, а также оказание помощи в достижении комфортных условий для его жизнедеятельности – это наиважнейшие из задач в нашей стране. Но на сегодняшний день, несмотря на серьезные шаги, которые предпринимаются нашим государством для того чтобы обеспечить нормальные условия охраны труда, а также обновить нормативную базу, на практике еще в недостаточной мере успешны. Актуальным и необходимым становится поиск системы, которая смогла бы помочь сформировать у подрастающего поколения ответственное и сознательное отношение к вопросам личной безопасности и не только, но и в том числе и безопасности окружающих из-за ежегодного увеличения проявлений разрушительных сил природы, а также числа различных промышленных катастроф и аварий, а также и опасностей социального характера, то есть когда человек становится практически бессильным в различных чрезвычайных и угрожающих жизни ситуациях. (Мишин Б, Смирнов А., Сапронов В.) Мы не можем не испытывать беспокойство, когда речь заходит о безопасности наших детей. Здесь на первый план для взрослых выдвигается не столько сама защита детей, сколько подготовка детей к различным встречающимся в жизни опасным ситуациям. Специалисты различных научных направлений отмечают, что для того, чтобы формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности необходимо в первую очередь образование (Г.Казанцев,Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, И.А.Щеголев и др.) Правила безопасного поведения всегда связаны с жизненными циклами человека, но начинать готовить ребенка к жизни в современном мире необходимо начиная уже с дошкольного возраста (Т.С.Грядкина, В.Г.Каменская, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Н.Н.Авдеева). Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый из детей смог приобрести достаточный личный социокультурный опыт, который ему послужит надежным фундаментом для дальнейшего полноценного развития в социальном мире.
К природным видам опасности например, можно отнести: повышение или понижение температура воздуха, атмосферные осадки, солнечную радиацию, молнии, оп встречи с опасными дикими животными, ядовитые растения и насекомые тоже могут принести немалый вред здоровью ребенка. Немаловажными будут и такие чрезвычайные стихийные явления как : наводнения, ураганы, землетрясения, сели, лавины, оползни и др. Некоторые исследователи говорят об опасностях экологического характера, которые нарушают естественную флору: это загрязнение воды, почвы, загрязнение атмосферы, истребление лесов и прочее. Все это приводит непоправимым экологическим катастрофам. Но развитие человеческого общества не стоит на месте, и в к природным опасностям экологического характера прибавляются опасности техногенные, т.е такие виды опасности, которые связанны освоением человеком техники, например: электрический ток, а также автомобили, газ, опасные режущие и колющие предметы и многое другое. Если брать опасности социального характера, то к ним можно отнести такие, которые связаны с деятельностью человека: это и убийства, и драки, различного рода преступления, войны, алкоголизм, наркомания, политические конфликты и другие пороки современного человеческого общества. В литературных источниках часто встречается классификация деления опасностей по возможности ее возникновения, т.е. которая связана с местом пребывания человека: 1.Опасности бытового характера. 2. Опасности возникающие на природе. 3. Опасности связанные улицей или дорогой. 4. Опасности которые связаны с возможными контактами с незнакомыми людьми (дома и на улице). Проанализировав эту классификацию, можно отметить, что где бы ни находился и чем бы не занимался человек, всегда вокруг него существует вероятность скрытой угрозы, но это не должно означать, что несчастный случай непременно произойдет, и в тоже время если существует вероятность ее проявления и существуют определенные условия, то можно говорить об опасности как потенциальной
Что же мы подразумеваем под безопасностью? Безопасностью мы считаем такое состояние человека, которое обеспечивает ему невозможность нанесения вреда его существованию и здоровью, а также существованию и здоровью других людей, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам. (Я.Палкевич. О.Н.Русак, И.В.Топоров, И.А.Щеголев и др.). Правила безопасного поведения, а также и меры по безопасности неразрывно связаны с условиями проживания человека, независимо от проживания человека будь то город, будь то сельская местность либо привычная домашняя обстановка. Любая окружающая в данный момент среда будет диктовать свои совершенно различные способы поведения, и соответственно правила предосторожности. В связи с этим, возникает необходимость привить ребенку – дошкольнику правила безопасного поведения которые помогут ему адекватно и осознанно действовать в той или иной ситуации, помогут овладеть элементарными навыками поведения в быту (дома), на улице, в парке, в транспорте, а также помогут развить у дошкольников не только самостоятельность, но и ответственность, что поможет создать необходимые условия, при которых действие тех или иных факторов, вызывающих проявление опасности приведет к ее снижению или вовсе ограничится. Дошкольный возраст это один из основных периодов, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Поэтому сегодня необходимо как можно раньше понять смысл и содержание такой проблемы, как обеспечение безопасности детей, реализуя ее через передачу многовекового опыта народа, утвердившегося в разнообразных формах безопасной жизнедеятельности (Ю.Н.Мотин, С.А.Проскурин).
Социологи отмечают актуальность темы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей, как процесса усвоения всеми членами общества комплекса знаний, понятий, ценностей обеспечивающих правила поведения в опасной обстановке или ситуации и передачи своего опыта подрастающему поколению.Чтобы обеспечить безопасность детей, им необходимо овладеть некоторыми знаниями и умениями, такими как: наблюдательность, умение анализировать свои ошибки, которые привели к неприятностям, умение предвидеть возможные последствия тех или иных своих поступков, а также овладение навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Данной проблемой занимались такие ученые, как: Н.К.Иванова, И.Я. Лесгафт, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста является актуальной, современный технический наполненный высокими технологиями окружающий нас мир был и остается наполненным разного рода опасностями. Дошкольный возраст, как говорилось ранее наиболее благоприятный период для формирования необходимых социальных и культурных навыков, их же отсутствие будет негативно отражаться на коммуникативном развитии детей, их неумении поддерживать разговор не только со сверстниками, но и со взрослыми, что может привести к у них отсутствию содержательной активной деятельности.
Следует обратить особое внимание и на то, что современные дети стали не такими самостоятельными как предыдущие поколения, более безынициативными, зачастую не могут принять самостоятельно необходимое решение, не знают, к кому можно и нужно обратиться за помощью, не умеют правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять правильное решение, не достаточно хорошо или частично знают правила поведения и техники безопасности. Важно, что именно в дошкольном возрасте, для того чтобы у ребенка возникло желание действовать, ему важно объяснить смысл данного действия, т.е ребенок может именно представить себе или эмоционально предвосхитить последствия, которые могут иметь место, если он совершит или не совершит то или иное действие (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович). Поэтому детям необходимо своевременно дать информацию об источниках опасности, мерах предосторожности и возможностях по предотвращению опасной ситуации. Ученые отмечают, что именно владение знаниями о правилах безопасности и овладение некоторыми умениями и навыками по их выполнению, (т.е опыт безопасного поведения), позволяит детям предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, а также и при необходимости принимать соответствующие меры, то есть - действовать.