Непрерывность и преемственность в обучении
Потина Елена Владимировна, заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
При этом под непрерывностьюмы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, т.е. в конечном счете – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Система в обучении – залог того, что в сознании ребенка, изучающего одновременно множество предметов, будет определенный порядок. Кроме того, ученик получит возможность видеть некоторые закономерности в данной области знаний. Он приобретет необходимые умения, выработает навыки, станет мыслить, научиться рассуждать, а это уже очень важно. Почему, например, ученики почти всегда страдают при смене учителя? Предмет, программа – все остается прежним. Нарушается привычная система получения знаний – вот в чем дело. Изменяются система записи, система требований, система объяснения нового материала. А уж переход из младшей школы в среднюю – настоящая революция в мире ребенка. Вместо одной привычной учительницы его окружают множество новых, незнакомых людей, таких не похожих друг на друга. Известно, что на стыке двух возрастов возникает кризис развития и необходима адаптация школьника к новым условиям обучения в 5-6-х классах.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-ом классе, необходимо:
· учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития;
· учитывать уровень познавательной деятельности, с которым ребенок пришел в 5-ый класс;
· анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6-х классах является:
- снижение интереса к учению и успеваемости;
- появление признаков тревожности;
- неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;
- нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Наблюдая за психологическими особенностями детей одного и того же класса, была составлена психологическая характеристика за последние
три года (4кл. – 5кл. – 6 кл.). Чем старше становились дети, тем медленнее был темп их деятельности.
2010 год– 4а кл.– 20 чел. – 100 % 2011 год – 5а кл. – 20 чел. – 100 %
40 %- высокий темп 25 %- высокий темп
60 %- в норме 45 %- в норме
30 %- ниже нормы
2012 год– 6а кл.– 20 чел. – 100 %
15 %- высокий темп
35 % - в норме
50 % - ниже нормы
Психологические особенности учащихся 5-6-х классах связаны с началом этапа полового созревания. Изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Анализ итоговой контрольной работы по русскому языку
в одном и том же классеза последние три года (4 кл. – 5кл. – 6кл.) четко показывает снижение успеваемости.
2010 год- 4а кл. – писали работу 20 чел.
2011 год - 5а кл. – писали работу 20 чел.
2012 год - 6а кл. – писали работу 20 чел.
Если 20 человек взять за 100 %, то получается следующее:
год | класс | "5" | "4" | "3" | "2" |
2010 | 4 класс | 35% | 45% | 20% | 0% |
2011 | 5 класс | 20% | 40% | 40% | 0% |
2012 | 6 класс | 0% | 30% | 50% | 20% |
Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они пройдут, если педагог найдет целесообразные щадящие методы и формы взаимодействия.
Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.
Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.
В работе с учениками 4-6-х классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальнойи основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.
Учителя 5-6-х классов должны быть наиболее опытными, квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам (демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение организовывать коллективные формы обучения и учения, умение раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко). А значит, обеспечивать возможность младшему подростку безболезненно «прожить» переходный этап в своем развитии.
Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования.
Литература
1. Концепция непрерывного образования// Бюллетень Госкомобразования СССР. 1989. N 7. с.10.
2. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования// Советская педагогика, 1991. N 1.
3. Кулисевич Г. Проблемы непрерывного образования// ВВШ, 1988. N 1. с. 89.
4. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. с.94.
5. Вербицкий А. Сфера духовного производства// ВВШ, 1986. N 9. с.14.
6. В.И.Маслов, Н.Н.Зволинская, В.М.Корнилов. Непрерывное образование: подходы к сущности.
7. В.Н. Просвиркин. Преемственность в системе непрерывного образования.
8. Ващенко В. Непрерывное образование: чтобы концепция заработала// ВВШ, 1991. N 5. с.7.