Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по предмету "Предпрофильная подготовка"
9 класс
|
Составитель: Петрова Ю.Е., учитель предпрофильной подготовки |
Подробный конспект урока.
Организационная информация |
|
Тема урока
|
Составление резюме |
Предмет |
Профориентация |
Класс |
9 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Петрова Юлия Евгеньевна учитель |
Образовательное учреждение |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт-Петербурга |
Город/поселение |
Город Санкт-Петербург |
Методическая информация |
|
Тип урока
|
Комбинированный мультимедийный урок |
Цели урока
|
Развитие навыков составления правильного резюме
|
Задачи урока
|
Учебный аспект: - рассказ о важности резюме в системе приема на работу; - раскрытие особенностей видов современных резюме; - формирование навыков составления одного из видов резюме. Познавательный аспект - расширение кругозора в области правил составления профессиональных документов (резюме). Развивающий аспект - интеллектуальное развитие учащихся, формирование жизненно-необходимых навыков; - расширение кругозора учащихся в области профессионального самоопределения. Воспитательный аспект -воспитание культуры общения, в том числе письменного; -воспитание интереса к будущей профессиональной деятельности; -формирование потребности в практическом использовании знаний по составлению резюме.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
В ходе урока учащиеся приобретут знания по профориентации, а именно по виду существующих в современном мире резюме, сформируют навыки составления резюме различных уровней. |
Необходимое оборудование и материалы |
Для учителя: Собственный конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор Для учащихся: Рабочие тетради, компьютеры |
Подробный конспект урока |
|
Мотивация учащихся
|
Вызвать интерес у учащихся к знаниям и умениям в области составления резюме, как неотъемлемой части устройства на будущую работу. |
Ход и содержание урока
|
Ход урока:
Добрый день, класс! Рада видеть всех присутствующих на нашем занятии. Пожалуйста, займите свои места. Наш сегодняшний урок будет посвящен очень важному моменту профориентационного курса, а именно – составлению резюме. Вам понадобятся рабочие тетради по предмету и компьютеры. Отлично! Все готовы, тогда мы можем начинать.
урока. У: Скажите, вамзнакомопонятиерезюме? Чтооноозначает? Длячегоиспользуется? Кто-нибудь из вас когда-либо пытался составить свое резюме? Хорошо! Думаю, у меня есть, что вам рассказать на эту тему.
Не секрет, что окончив школу, ССУЗ или ВУЗ все мы озабочены поиском работы. На этом пути всем, приходилось слышать, что работодатель хочет начать знакомство с кандидатом с резюме. Резюме - это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. Отговорки, что его нет, вы не знаете, что это такое (не дай Бог), не можете отправить его, так как дома нет Интернета, уверяю вас, не срабатывают и не принимаются во внимание. С чем это связано? Не у всех сотрудников фирм есть право принимать на работу. Некоторые могут выступать лишь посредниками, предлагая вас как товар под названием «рабочая сила». И здесь от вас самих зависит, так сказать, с какой стороны вы этот товар покажете, и насколько достойна будет реклама. Теперь все начинается с резюме. В советское время при приеме на работу требовалась автобиография работника, которая хоть и писалась в произвольной форме, но должна была содержать обязательный набор биографических сведений: дата и место рождения, образование, близкие родственники, трудовая деятельность, взаимоотношения с правоохранительными органами и т.д.. Главное отличие, что по резюме определяется не благонадежность работника, а соответствие образования и навыков предлагаемой работе. Таким образом, мы подошли к основному вопросу: что же конкретно писать в своем резюме. 4)Виды резюме В первую очередь, стоит отметить, что резюме бывают очень разными, т.е имеют несколько видов, о которых мы сейчас и поговорим. Первый и наиболее часто встречающийся вид резюме – хронологический. В нём должности претендента на вакантную должность перечисляются в обратном хронологическом порядке (начиная с последнего места работы). Наиболее удобный вид резюме, если вы хотите устроиться на должность, близкую к той, которую занимаете сейчас или занимали в недавнем прошлом. Самым лучшим вариантом будет тот факт, что при этом у вас нет больших перерывов в работе. Делаем логичный вывод, что для тех, кто собирается менять сферу деятельности, хронологический вид резюме не вполне подходит: велики шансы, что оно окажется «в корзине» из-за «неправильных» формальных признаков (заявленных для этой вакансии). Второй вид – функциональное резюме. Здесь даты уходят на второй план. Главным становится перечисление функций, навыков и умений соискателя. Организации, в которых работал соискатель, указываются в конце резюме и то – не обязательно. Главная задача такого резюме – привлечь внимание работодателя к фактическому опыту кандидата, профессиональным знаниям и умениям. Такой вид резюме позволяет отвлечь внимание менеджера по персоналу от перерыва в стаже, смены сферы деятельности и прочих моментов, часто вызывающих вопросы. Третий вид – гибридное резюме. Основа все та же - хронология. Но при описании каждого места работы подробно расписываются функции, которые выполнял кандидат. Один из самых популярных видов резюме. Мы не ошибемся назвав его «хронологическим улучшенным резюме». Ведь кроме информации о послужном списке кандидата, работодатель сразу получит представление о том, где и чем занимался работник, чему он научился, как постепенно менялся его функционал, как происходил фактический рост кандидата в «горизонтали» или «вертикали». Четвертый вид – резюме руководителя. Желаю всем вам дойти до этой ступени. Выделяем его как отдельный вид резюме, потому что оно имеет ряд особенностей. Что ожидают от руководителя, в первую очередь? Конечно – результата! Именно поэтому недостаточно просто указать места работы и обязанности. Резюме руководителя имеет две разновидности: таргетированное резюме (целью которого является адаптация под конкретную вакансию конкретной компании) и удлинённое резюме (описываются не только места работы и функции, но и очень подробно прописываются поставленные задачи и результаты их выполнения, свои достижения). Пятый вид – резюме проектного работника. Довольно редкий вид резюме. Чаще всего такие сотрудники работают по контракту (организация берёт их на работу в конкретный проект). Соответственно основной акцент в резюме делается не на компанию-работодателя, а на сами проекты. Это дает возможность работодателю понять, над какими проектами уже работал претендент, насколько они были крупными и серьёзными. Это упрощает оценку уровня квалификации кандидата, дает понимание, насколько сложные задачи он может решать. Как мы видим, резюме – гораздо более гибкий инструмент, чем думают многие соискатели. Главное - выбрать такой вид резюме, который лучше всего подойдёт под ваши цели.
6) Составление резюме Теперь давайте перейдем непосредственно к составлению резюме. Для этого рассмотрим ваше резюме с позиции работодателя. Оно должно быть лаконичным, конкретным и отвечать требованиям заявленной работодателем вакансии. Службу персонала предприятия, как правило, интересует тот работник, который готов к конкретной работе. Не стоит перечислять все ваши трудовые навыки по всем видам работ, которыми вам приходилось заниматься с ясельного возраста. Сделайте акцент только на тех сведениях, которые отвечают требованиям по заявленной вакансии.
Здесь стоит указать свой рабочий и мобильный телефон, e-mail и удобное время связи.
Итак, вы закончили писать свое резюме. Что теперь? В первую очередь, проверьте, нет ли в нем орфографических, смысловых или хронологических ошибок. Если текст превышает один печатный лист, его по возможности нужно сократить. Рекрутер рискует не дочитать ваш труд до конца. И помните, что резюме - это половина успеха, дальнейшее зависит от результатов собеседования. Но об этом в следующий раз.
…или в каком же порядке расписывать свои прекрасные качества. Первыми в классическом резюме стоят пункты «личные данные» и «контактная информация». Здесь нужно указать свои достоверные данные четко и коротко: ФИО, дату рождения, место проживания, телефон (рабочий, мобильный), удобное время связи, электронный адрес. Следующий пункт — «должность, на которую вы претендуете». Здесь вы указываете конкретную должность или сферу деятельности, в которой хотели бы работать. Третий пункт – образование. Следует четко указать название учебного заведения, специализацию и дату окончания (если до сих пор учитесь, то предполагаемую в будущем)Сюда же можно внести сведения о пройденных курсах и тренингах. Далее идет «опыт работы». Хорошо, если на момент составления резюме опыт работы у вас уже есть, но как правило, этот пункт резюме вызывает у студентов и выпускников больше всего затруднений. По объективным причинам у выпускников и студентов опыт работы минимален или вообще отсутствует. Тогда здесь можно указать опыт, полученный на неофициальных местах работы, выпускники могут добавить сюда опыт, полученный на производственной практике. Умения желательно подкреплять примерами, фактами и цифрами. Хорошо будет, если вы сможете внести сюда свои достижения в рамках работы или практики. Дальше необходимо написать о своих профессиональных навыках. А именно список полученных практических знаний: умение пользоваться компьютером с перечнем освоенных программ, которые могут пригодиться в работе, знание иностранных языков и различные специальные навыки. За время учебы студент наверняка освоил массу полезных навыков, о которых будет полезно упомянуть в резюме.
Стандартные советы по оформлению резюме: соблюдайте стилевое единство документа: один и тот же шрифт, размер (наиболее адекватным будет 12 pt), отступ, не нужно делать цветных заголовков и ставить восклицательных знаков. Сделайте резюме удобным для чтения. Четко разбейте его на пункты. Обязательно проверьте грамотность написания. Все эти компоненты добавят дополнительный плюс в пользу соискателя.
Теперь ребята, давайте обратимся к нашей памяти и попробуем воспроизвести, что же нам запомнилось из урока, и ответить на несколько вопросов:
Молодцы! Надеюсь, эти знания помогут вам в будущем.
Я думаю наш урок был достаточно интересным, вы узнали много полезного для вашей будущей профессиональной деятельности. Спасибовамзавнимание. В качестве домашнего задания я попрошу каждого из вас составить свое воображаемое резюме, согласно прозвучавшим сегодня правилам. |
Домашнее задание
|
Составить свое резюме и сдать его в письменном виде
|
В помощь учителю |
|
Использованные источники и литература (если имеются) |
Грецов,А. Выбираем профессию: советы практического психолога.- СПб.: Питер, 2009 Тюшев,Ю. Выбор профессии :тренинг для подростков. - СПб.: Питер, 2009 Автор: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Издательство: М.: Academia , 2005
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить |
Данную тему действительно оптимально изучать с использованием мультимедиаресурсов. На протяжении урока учитель показывает презентацию все задания и вопросы даются с помощью слайдов, на слайдах присутствуют различные ситуативные фотографии, что вызывает определенный интерес учащихся, оживляет урок, урок проходит в быстром темпе. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
Данный урок является частью тематического ряда уроков по профориентации. Переход к следующему уроку: «Прохождение собеседования» оказывается совершенно логичным и не представляет проблемы. |
Другое
|
На уроке необходимо было рассказать, всё, что ребята смогли бы применить в будущем при устройстве на работу, показать примеры в презентации. Буду рада, если моя методическая разработка будет полезна! |