Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методические рекомендации по  организации работы  по безопасности дорожного движения

Севрюгина Елена Николаевна,
педагог-организатор
ГБОУ Санкт-Петербурга «Балтийский берег»

 

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей, методистов, педагогов и ответственных по профилактике БДД в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга по созданию кабинетов безопасности дорожного движения и организации обучения школьников умению и навыков безопасного поведения на дороге.

До сих пор общественность не придает должного внимания проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, законопослушного поведения и уважительного отношения к правилам дорожного движения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это: переход проезжей части вне установленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Следует констатировать, что сегодня во многих российских регионах из-за ослабления внимания к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в целом, а также формального отношения многих образовательных учреждений и общественности к проведению различных мероприятий по безопасности дорожного движения, недостаточной проработки вопросов организационно-методического и материального обеспечения эффективность проведения профилактических мероприятий детьми находится на низком уровне.

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне.

По мнению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросам безопасности и объектах транспортной инфраструктуры В.Н.Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки . Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Комитетом по образованию образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.

Основными компонентами системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);

- образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания школьников основам безопасности дорожного движения;

- учреждения социально-культурной сферы;

- организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- участники дорожного движения, в том числе воспитанники и обучающие образовательных учреждений;

- образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;

- педагоги образовательных учреждений;

- родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей;

- средства массовой информации.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обучение детей и подростков Правилам дорожного движения призвано подготовить дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.

Основной целью организации занятий по правилам дорожного движения с детьми и подростками является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Для достижения этой цели педагоги (воспитатели) должны реализовывать систему обучающих, воспитательных и развивающих задач.

К обучающим задачам относятся:

- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

- формирование практических умений пешеходов;

- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

- освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

К воспитательным задачам относятся:

- формирование культуры участника дорожного движения;

- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

- профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

В систему развивающих задач входят:

- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ  БЫТЬ:

- обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;

- обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасного дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования;

- совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения;

- воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Перечисленные направления деятельности должны реализовываться в таких образовательных учреждениях как:

Дошкольные образовательные учреждения, где занятия проводит воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе специальных обучающих и развивающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликаций и т.д. Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении книг, стихов, работу с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов и других мероприятий.

Общеобразовательные учреждения. Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах проводится преподавателем в учебном модуле «Дорожная безопасность» для обучающихся 1-9 классов, и основывается на специфических принципах:

-Модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития;

- Принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования;

-Принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех государственных и негосударственных образовательных учреждений с 1-го по 9-й класс;

- Принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи обязательного экзамена по ПДД для водителей категории «А» и «В», и по желанию, сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего удостоверения водителя.

Целью учебного модуля «Дорожная безопасность» является формирование культуры поведения на дорогах как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладение умениями  и  практического применения  в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- Приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения(ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда(мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающимися движения механических транспортных средств;

-Овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствуют их бытовым привычкам;

-Развитие законопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах, способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

В практике работы образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма могут быть использованы различные формы работы как на занятиях (уроках), так и во внеклассное время. Это занятия по безопасности движения, утренники, экскурсии по улицам города, просмотр кино-, видеофильмов, беседы, соревнования и конкурсы на лучшего знатока Правил дорожного движения.

Немаловажная роль в обучении детей основам безопасного поведения на дорогах отводиться учреждениям дополнительного образования, основная задача которых - в едином образовательном пространстве создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом.

Уникальность учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что в них органически сочетаются досуг учащихся с различными формами образовательной деятельности, в том числе дополнительным обучением правилам дорожного движения.

В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы, ориентированные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Важно, что в любом из видов учреждений дополнительного образования дети и подростки могут заниматься добровольно в различных секциях, кружках и приобретать умения и навыки безопасного поведения на улице и дорогах.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО  ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.

 

1.      Учебный процесс:

-   проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;

-   изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;

-   проведение учебных экскурсий;

-   показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;

 

2.    Внеурочная деятельность

-   проведение тематических классных часов;

-   беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

-   участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на районном и городском уровне;

-   участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"

-   обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;

-   проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения;

-   ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

-   создание и работа отряда юных инспекторов движения.

 

3.    Информационное и материально-техническое обеспечение

-   программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;

-   оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;

-   наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;

-   инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;

-   создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.

 

4.     Работа с родителями

-   обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;

-   обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;

-   проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.

 

5.    Контроль со стороны администрации

-   проверка правильности и систематичности заполнения журналов;

-   обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещаниях при директоре, педагогических советах и т.п.;

-   посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Для обеспечения эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В НАЛИЧИИ:

1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приказы вышестоящих органов, приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, другие приказы и положения, отражающие соответствующую деятельность).

2. Утвержденный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год.

3. Документы, отражающие деятельность отряда юных инспекторов движения (приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы отряда на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы).

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, распложенные в вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.

4.3. Стенд (уголок), отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов).

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете начальной школы и в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.9. Наличие в библиотеке образовательного учреждения методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил дорожного движения.

4.10. Наличие методических рекомендаций и разработок, направленных на формирование знаний, умений и навыков по безопасности дорожного движения для педагогических работников (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки).

5. Журнал учета состояния детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении и принимаемых мер по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

6. Что должен знать учитель, преподающий правила дорожного движения в образовательном учреждении (квалификационный минимум)

1. Анализ состояния детского дорожно- транспортного травматизма.

1.1.     Основные причины нарушений ПДД детьми

1.2.      Типичные ошибки детей на дороге. Наиболее распространенные случаи нарушения ПДД детьми.

1.3.    Основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми.

1.4.      Особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

2. Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на дороге.

2.1.      Какие физиологические и психические качества имеют первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге.

2.2.     Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние человека на дороге.

2.3.     Понятие «риска» в дорожно-транспортной среде у детей и подростков.

2.4.     Психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге.

2.5.      Психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге.

2.6.     Особенности поведения детей во дворах, на дорогах и за городом.

2.7.     Психологические особенности пешеходов и водителей.

3. Правила дорожного движения и безопасное поведение пешеходов, водителей велосипедов и мопедов на дорогах.

3.1.      Что означают термины, такие как: «пешеход», «водитель», «участник дорожного движения», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «перекресток», «пешеходный переход», «регулировщик», «дорожно-транспортное происшествие» и другие из раздела ПДД «Основные понятия и термины».

3.2.      Правила поведения пешеходов на тротуаре.

3.3.       Тормозной и остановочный путь транспортного средства.

3.4.        Типы светофоров и их сигналы.

3.5.       Сигналы регулировщика, разрешающие и запрещающие переход проезжей части.

3.6.       Виды пешеходных переходов (надземные, подземные) и правила перехода проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках.

3.7.      Правила перехода проезжей части при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка.

3.8.      Поведение пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами.

3.9      Обязанности и правила поведения пассажиров при посадке, проезде и высадке из транспорта общего пользования, легкового и грузового автомобиля.

3.10.       Правила пересечения проезжей части после выхода из транспортных средств.

3.11.     Поведение пешеходов на ж\д переезде.

3.12.      Действия пассажиров при вынужденной остановке транспортного средства на ж\д переезде.

3.13.      Дорожные знаки  и их значение. Группы дорожных знаков.

3.14.      Знаки, регламентирующие движение пешеходов.

3.15.       Дорожная разметка и ее значение.

3.16.      Правила дорожного движения для водителей велосипедов и мопедов.

3.17     Возраст, дающий право на получение удостоверения водителя мотоцикла, автомобиля.

3.18.      Правила движения пешеходов по загородной дороге.

4. Методика преподавания ПДД.

4.1.        Методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

4.2.       Факторы, влияющие на результативность уроков по ПДД.

4.3.        Методические приемы, используемые на уроках ПДД.

4.4.      Учебные и наглядные пособия, используемые на уроках по ПДД.

4.5.      Ситуационные методы обучения.

5. Путь в школу, дорожная обстановка в микрорайоне школы.

5.1.      Случаи дорожно-транспортных происшествий с детьми в районе, городе и т.п.

5.2.      Дорожные знаки в микрорайоне школы.

5.3.       Наиболее опасные для пешеходов места в микрорайоне школы.

 

Список литературы:

1.Распоряжения  Комитета по образованию от 12.04.2006 № 335-р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

2. Правила дорожного движения Российской Федерации утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090. (с изменениями на 08 апреля 2014 года)

3.Приказ МО и науки РФ от19.10.2009г. №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего  и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего  и среднего(полного) общего образования»;

4.Информационно-методическое письмо Комитета по образованию от 03.12.2008 № 04-5389/08 «Об организации деятельности образовательных учреждений по

совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»;

5.Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» для учащихся 1-9 классов(авторы: Мельникова Т.В., Данченко С.П., Форштадт М.Л. СПб АППО

 

6.Данченко С.П., Форштат М.Л. Дорожная безопасность. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. – СПб, «Лики России», 2008. – 80 с.

7.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / Серия «Здравствуй, школа!», - Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 160 с.

8.Добровольская А.П., М.Л .Форштат. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007. – 64 с.

9.Комитет по образованию Правительства СПб, ГОУ ДОД СПб ЦДТТ: «Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению ДДТТ и пропаганде безопасности дорожного движения в ОУ Санкт-Петербурга» - Санкт-Петербург, 2007.

10.Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программе «Школа безопасности». Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование молодежи» М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006 (№ 6) – 72с.

11.Методическое обеспечение конструктивного взаимодействия «Педагог-ученик» как фактор развития личности в учреждении дополнительного образования. Авт. И.М.Авсеева, Е.Ю.Баулина, СПб, 2002 – 14 с.

12.Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. М. 2006 – 47 с.

13.Михайлов Л.А., Форштат М.Л.. Учебное пособие по Правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007. – 72 с.

14.Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге и правилам дорожного движения (из опыта работы педагогического коллектива ГОУ «Начальная школа-детский сад»  №684 г. Санкт-Петербурга). Учебно-методическое пособие. СПб, 2002 – 39 с.

15.«О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения». Методические рекомендации для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Авт. М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова. – СПб, 2001 – 44 с.

16.Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Авт. М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков, СПб

17.Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Авт.-сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В., Якушечкина Е.В. Санкт-Петербург, АППО 2013 –175 с.

18.Сосунова Е.М., Форштат М.Л.  Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие / Дизайн обложки А.С.Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 160 с.

19.Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для 5, 6 класса. – СПб.: ИД «МиМ», 1998 – 112 с.

 

 

«Методические рекомендации по  организации работы  по безопасности дорожного движения»

Севрюгина Елена Николаевна Педагог- организатор

ГБОУ Санкт-Петербурга «Балтийский берег»

 

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей, методистов, педагогов и ответственных по профилактике БДД в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга по созданию кабинетов безопасности дорожного движения и организации обучения школьников умению и навыков безопасного поведения на дороге.

До сих пор общественность не придает должного внимания проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, законопослушного поведения и уважительного отношения к правилам дорожного движения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это: переход проезжей части вне установленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Следует констатировать, что сегодня во многих российских регионах из-за ослабления внимания к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в целом, а также формального отношения многих образовательных учреждений и общественности к проведению различных мероприятий по безопасности дорожного движения, недостаточной проработки вопросов организационно-методического и материального обеспечения эффективность проведения профилактических мероприятий детьми находится на низком уровне.

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне.

По мнению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросам безопасности и объектах транспортной инфраструктуры В.Н.Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки . Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Комитетом по образованию образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.

Основными компонентами системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);

- образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания школьников основам безопасности дорожного движения;

- учреждения социально-культурной сферы;

- организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- участники дорожного движения, в том числе воспитанники и обучающие образовательных учреждений;

- образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;

- педагоги образовательных учреждений;

- родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей;

- средства массовой информации.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обучение детей и подростков Правилам дорожного движения призвано подготовить дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.

Основной целью организации занятий по правилам дорожного движения с детьми и подростками является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Для достижения этой цели педагоги (воспитатели) должны реализовывать систему обучающих, воспитательных и развивающих задач.

К обучающим задачам относятся:

- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

- формирование практических умений пешеходов;

- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

- освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

К воспитательным задачам относятся:

- формирование культуры участника дорожного движения;

- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

- профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

В систему развивающих задач входят:

- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ  БЫТЬ:

- обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;

- обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасного дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования;

- совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения;

- воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Перечисленные направления деятельности должны реализовываться в таких образовательных учреждениях как:

Дошкольные образовательные учреждения, где занятия проводит воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе специальных обучающих и развивающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликаций и т.д. Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении книг, стихов, работу с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов и других мероприятий.

Общеобразовательные учреждения. Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах проводится преподавателем в учебном модуле «Дорожная безопасность» для обучающихся 1-9 классов, и основывается на специфических принципах:

-Модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития;

- Принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования;

-Принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех государственных и негосударственных образовательных учреждений с 1-го по 9-й класс;

- Принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи обязательного экзамена по ПДД для водителей категории «А» и «В», и по желанию, сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего удостоверения водителя.

Целью учебного модуля «Дорожная безопасность» является формирование культуры поведения на дорогах как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладение умениями  и  практического применения  в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- Приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения(ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда(мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающимися движения механических транспортных средств;

-Овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствуют их бытовым привычкам;

-Развитие законопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах, способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

В практике работы образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма могут быть использованы различные формы работы как на занятиях (уроках), так и во внеклассное время. Это занятия по безопасности движения, утренники, экскурсии по улицам города, просмотр кино-, видеофильмов, беседы, соревнования и конкурсы на лучшего знатока Правил дорожного движения.

Немаловажная роль в обучении детей основам безопасного поведения на дорогах отводиться учреждениям дополнительного образования, основная задача которых - в едином образовательном пространстве создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом.

Уникальность учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что в них органически сочетаются досуг учащихся с различными формами образовательной деятельности, в том числе дополнительным обучением правилам дорожного движения.

В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы, ориентированные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Важно, что в любом из видов учреждений дополнительного образования дети и подростки могут заниматься добровольно в различных секциях, кружках и приобретать умения и навыки безопасного поведения на улице и дорогах.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО  ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.

 

1.      Учебный процесс:

-   проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;

-   изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;

-   проведение учебных экскурсий;

-   показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;

 

2.    Внеурочная деятельность

-   проведение тематических классных часов;

-   беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

-   участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на районном и городском уровне;

-   участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"

-   обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;

-   проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения;

-   ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

-   создание и работа отряда юных инспекторов движения.

 

3.    Информационное и материально-техническое обеспечение

-   программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;

-   оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;

-   наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;

-   инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;

-   создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.

 

4.     Работа с родителями

-   обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;

-   обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;

-   проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.

 

5.    Контроль со стороны администрации

-   проверка правильности и систематичности заполнения журналов;

-   обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещаниях при директоре, педагогических советах и т.п.;

-   посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Для обеспечения эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В НАЛИЧИИ:

1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приказы вышестоящих органов, приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, другие приказы и положения, отражающие соответствующую деятельность).

2. Утвержденный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год.

3. Документы, отражающие деятельность отряда юных инспекторов движения (приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы отряда на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы).

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, распложенные в вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.

4.3. Стенд (уголок), отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов).

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете начальной школы и в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.9. Наличие в библиотеке образовательного учреждения методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил дорожного движения.

4.10. Наличие методических рекомендаций и разработок, направленных на формирование знаний, умений и навыков по безопасности дорожного движения для педагогических работников (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки).

5. Журнал учета состояния детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении и принимаемых мер по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

6. Что должен знать учитель, преподающий правила дорожного движения в образовательном учреждении (квалификационный минимум)

1. Анализ состояния детского дорожно- транспортного травматизма.

1.1.     Основные причины нарушений ПДД детьми

1.2.      Типичные ошибки детей на дороге. Наиболее распространенные случаи нарушения ПДД детьми.

1.3.    Основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми.

1.4.      Особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

2. Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на дороге.

2.1.      Какие физиологические и психические качества имеют первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге.

2.2.     Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние человека на дороге.

2.3.     Понятие «риска» в дорожно-транспортной среде у детей и подростков.

2.4.     Психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге.

2.5.      Психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге.

2.6.     Особенности поведения детей во дворах, на дорогах и за городом.

2.7.     Психологические особенности пешеходов и водителей.

3. Правила дорожного движения и безопасное поведение пешеходов, водителей велосипедов и мопедов на дорогах.

3.1.      Что означают термины, такие как: «пешеход», «водитель», «участник дорожного движения», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «перекресток», «пешеходный переход», «регулировщик», «дорожно-транспортное происшествие» и другие из раздела ПДД «Основные понятия и термины».

3.2.      Правила поведения пешеходов на тротуаре.

3.3.       Тормозной и остановочный путь транспортного средства.

3.4.        Типы светофоров и их сигналы.

3.5.       Сигналы регулировщика, разрешающие и запрещающие переход проезжей части.

3.6.       Виды пешеходных переходов (надземные, подземные) и правила перехода проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках.

3.7.      Правила перехода проезжей части при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка.

3.8.      Поведение пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами.

3.9      Обязанности и правила поведения пассажиров при посадке, проезде и высадке из транспорта общего пользования, легкового и грузового автомобиля.

3.10.       Правила пересечения проезжей части после выхода из транспортных средств.

3.11.     Поведение пешеходов на ж\д переезде.

3.12.      Действия пассажиров при вынужденной остановке транспортного средства на ж\д переезде.

3.13.      Дорожные знаки  и их значение. Группы дорожных знаков.

3.14.      Знаки, регламентирующие движение пешеходов.

3.15.       Дорожная разметка и ее значение.

3.16.      Правила дорожного движения для водителей велосипедов и мопедов.

3.17     Возраст, дающий право на получение удостоверения водителя мотоцикла, автомобиля.

3.18.      Правила движения пешеходов по загородной дороге.

4. Методика преподавания ПДД.

4.1.        Методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

4.2.       Факторы, влияющие на результативность уроков по ПДД.

4.3.        Методические приемы, используемые на уроках ПДД.

4.4.      Учебные и наглядные пособия, используемые на уроках по ПДД.

4.5.      Ситуационные методы обучения.

5. Путь в школу, дорожная обстановка в микрорайоне школы.

5.1.      Случаи дорожно-транспортных происшествий с детьми в районе, городе и т.п.

5.2.      Дорожные знаки в микрорайоне школы.

5.3.       Наиболее опасные для пешеходов места в микрорайоне школы.

 

Список литературы:

1.Распоряжения  Комитета по образованию от 12.04.2006 № 335-р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

2. Правила дорожного движения Российской Федерации утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090. (с изменениями на 08 апреля 2014 года)

3.Приказ МО и науки РФ от19.10.2009г. №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего  и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего  и среднего(полного) общего образования»;

4.Информационно-методическое письмо Комитета по образованию от 03.12.2008 № 04-5389/08 «Об организации деятельности образовательных учреждений по

совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»;

5.Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» для учащихся 1-9 классов(авторы: Мельникова Т.В., Данченко С.П., Форштадт М.Л. СПб АППО

 

6.Данченко С.П., Форштат М.Л. Дорожная безопасность. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. – СПб, «Лики России», 2008. – 80 с.

7.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / Серия «Здравствуй, школа!», - Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 160 с.

8.Добровольская А.П., М.Л .Форштат. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007. – 64 с.

9.Комитет по образованию Правительства СПб, ГОУ ДОД СПб ЦДТТ: «Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению ДДТТ и пропаганде безопасности дорожного движения в ОУ Санкт-Петербурга» - Санкт-Петербург, 2007.

10.Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программе «Школа безопасности». Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование молодежи» М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006 (№ 6) – 72с.

11.Методическое обеспечение конструктивного взаимодействия «Педагог-ученик» как фактор развития личности в учреждении дополнительного образования. Авт. И.М.Авсеева, Е.Ю.Баулина, СПб, 2002 – 14 с.

12.Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. М. 2006 – 47 с.

13.Михайлов Л.А., Форштат М.Л.. Учебное пособие по Правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007. – 72 с.

14.Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге и правилам дорожного движения (из опыта работы педагогического коллектива ГОУ «Начальная школа-детский сад»  №684 г. Санкт-Петербурга). Учебно-методическое пособие. СПб, 2002 – 39 с.

15.«О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения». Методические рекомендации для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Авт. М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова. – СПб, 2001 – 44 с.

16.Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Авт. М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков, СПб

17.Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Авт.-сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В., Якушечкина Е.В. Санкт-Петербург, АППО 2013 –175 с.

18.Сосунова Е.М., Форштат М.Л.  Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие / Дизайн обложки А.С.Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 160 с.

19.Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для 5, 6 класса. – СПб.: ИД «МиМ», 1998 – 112 с.

 

 

«Методические рекомендации по  организации работы  по безопасности дорожного движения»

Севрюгина Елена Николаевна Педагог- организатор

ГБОУ Санкт-Петербурга «Балтийский берег»

 

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей, методистов, педагогов и ответственных по профилактике БДД в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга по созданию кабинетов безопасности дорожного движения и организации обучения школьников умению и навыков безопасного поведения на дороге.

До сих пор общественность не придает должного внимания проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, законопослушного поведения и уважительного отношения к правилам дорожного движения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это: переход проезжей части вне установленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Следует констатировать, что сегодня во многих российских регионах из-за ослабления внимания к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в целом, а также формального отношения многих образовательных учреждений и общественности к проведению различных мероприятий по безопасности дорожного движения, недостаточной проработки вопросов организационно-методического и материального обеспечения эффективность проведения профилактических мероприятий детьми находится на низком уровне.

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне.

По мнению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросам безопасности и объектах транспортной инфраструктуры В.Н.Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки . Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Комитетом по образованию образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.

Основными компонентами системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);

- образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания школьников основам безопасности дорожного движения;

- учреждения социально-культурной сферы;

- организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

- участники дорожного движения, в том числе воспитанники и обучающие образовательных учреждений;

- образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;

- педагоги образовательных учреждений;

- родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей;

- средства массовой информации.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обучение детей и подростков Правилам дорожного движения призвано подготовить дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.

Основной целью организации занятий по правилам дорожного движения с детьми и подростками является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Для достижения этой цели педагоги (воспитатели) должны реализовывать систему обучающих, воспитательных и развивающих задач.

К обучающим задачам относятся:

- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

- формирование практических умений пешеходов;

- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

- освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

К воспитательным задачам относятся:

- формирование культуры участника дорожного движения;

- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

- профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

В систему развивающих задач входят:

- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ  БЫТЬ:

- обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;

- обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасного дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования;

- совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения;

- воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Перечисленные направления деятельности должны реализовываться в таких образовательных учреждениях как:

Дошкольные образовательные учреждения, где занятия проводит воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе специальных обучающих и развивающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликаций и т.д. Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении книг, стихов, работу с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов и других мероприятий.

Общеобразовательные учреждения. Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах проводится преподавателем в учебном модуле «Дорожная безопасность» для обучающихся 1-9 классов, и основывается на специфических принципах:

-Модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а также в виде отдельного спецкурса в других учебных предметах. Построение курса ОБЖ в виде отдельных модулей может стать перспективным направлением его развития;

- Принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования;

-Принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех государственных и негосударственных образовательных учреждений с 1-го по 9-й класс;

- Принцип целостности определяет базовую подготовку выпускника школы для сдачи обязательного экзамена по ПДД для водителей категории «А» и «В», и по желанию, сдачу экзамена по вождению мотоцикла или автомобиля и получение соответствующего удостоверения водителя.

Целью учебного модуля «Дорожная безопасность» является формирование культуры поведения на дорогах как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладение умениями  и  практического применения  в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- Приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения(ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда(мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающимися движения механических транспортных средств;

-Овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствуют их бытовым привычкам;

-Развитие законопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах, способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

В практике работы образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма могут быть использованы различные формы работы как на занятиях (уроках), так и во внеклассное время. Это занятия по безопасности движения, утренники, экскурсии по улицам города, просмотр кино-, видеофильмов, беседы, соревнования и конкурсы на лучшего знатока Правил дорожного движения.

Немаловажная роль в обучении детей основам безопасного поведения на дорогах отводиться учреждениям дополнительного образования, основная задача которых - в едином образовательном пространстве создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом.

Уникальность учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что в них органически сочетаются досуг учащихся с различными формами образовательной деятельности, в том числе дополнительным обучением правилам дорожного движения.

В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы, ориентированные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Важно, что в любом из видов учреждений дополнительного образования дети и подростки могут заниматься добровольно в различных секциях, кружках и приобретать умения и навыки безопасного поведения на улице и дорогах.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО  ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.

 

1.      Учебный процесс:

-   проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;

-   изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;

-   проведение учебных экскурсий;

-   показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;

 

2.    Внеурочная деятельность

-   проведение тематических классных часов;

-   беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

-   участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на районном и городском уровне;

-   участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"

-   обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;

-   проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения;

-   ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

-   создание и работа отряда юных инспекторов движения.

 

3.    Информационное и материально-техническое обеспечение

-   программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;

-   оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;

-   наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;

-   инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;

-   создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.

 

4.     Работа с родителями

-   обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;

-   обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;

-   проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.

 

5.    Контроль со стороны администрации

-   проверка правильности и систематичности заполнения журналов;

-   обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещаниях при директоре, педагогических советах и т.п.;

-   посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Для обеспечения эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В НАЛИЧИИ:

1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приказы вышестоящих органов, приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, другие приказы и положения, отражающие соответствующую деятельность).

2. Утвержденный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год.

3. Документы, отражающие деятельность отряда юных инспекторов движения (приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы отряда на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы).

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, распложенные в вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.

4.3. Стенд (уголок), отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов).

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете начальной школы и в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.9. Наличие в библиотеке образовательного учреждения методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил дорожного движения.

4.10. Наличие методических рекомендаций и разработок, направленных на формирование знаний, умений и навыков по безопасности дорожного движения для педагогических работников (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки).

5. Журнал учета состояния детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении и принимаемых мер по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

6. Что должен знать учитель, преподающий правила дорожного движения в образовательном учреждении (квалификационный минимум)

1. Анализ состояния детского дорожно- транспортного травматизма.

1.1.     Основные причины нарушений ПДД детьми

1.2.      Типичные ошибки детей на дороге. Наиболее распространенные случаи нарушения ПДД детьми.

1.3.    Основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми.

1.4.      Особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

2. Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на дороге.

2.1.      Какие физиологические и психические качества имеют первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге.

2.2.     Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние человека на дороге.

2.3.     Понятие «риска» в дорожно-транспортной среде у детей и подростков.

2.4.     Психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге.

2.5.      Психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге.

2.6.     Особенности поведения детей во дворах, на дорогах и за городом.

2.7.     Психологические особенности пешеходов и водителей.

3. Правила дорожного движения и безопасное поведение пешеходов, водителей велосипедов и мопедов на дорогах.

3.1.      Что означают термины, такие как: «пешеход», «водитель», «участник дорожного движения», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «перекресток», «пешеходный переход», «регулировщик», «дорожно-транспортное происшествие» и другие из раздела ПДД «Основные понятия и термины».

3.2.      Правила поведения пешеходов на тротуаре.

3.3.       Тормозной и остановочный путь транспортного средства.

3.4.        Типы светофоров и их сигналы.

3.5.       Сигналы регулировщика, разрешающие и запрещающие переход проезжей части.

3.6.       Виды пешеходных переходов (надземные, подземные) и правила перехода проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках.

3.7.      Правила перехода проезжей части при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка.

3.8.      Поведение пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами.

3.9      Обязанности и правила поведения пассажиров при посадке, проезде и высадке из транспорта общего пользования, легкового и грузового автомобиля.

3.10.       Правила пересечения проезжей части после выхода из транспортных средств.

3.11.     Поведение пешеходов на ж\д переезде.

3.12.      Действия пассажиров при вынужденной остановке транспортного средства на ж\д переезде.

3.13.      Дорожные знаки  и их значение. Группы дорожных знаков.

3.14.      Знаки, регламентирующие движение пешеходов.

3.15.       Дорожная разметка и ее значение.

3.16.      Правила дорожного движения для водителей велосипедов и мопедов.

3.17     Возраст, дающий право на получение удостоверения водителя мотоцикла, автомобиля.

3.18.      Правила движения пешеходов по загородной дороге.

4. Методика преподавания ПДД.

4.1.        Методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

4.2.       Факторы, влияющие на результативность уроков по ПДД.

4.3.        Методические приемы, используемые на уроках ПДД.

4.4.      Учебные и наглядные пособия, используемые на уроках по ПДД.

4.5.      Ситуационные методы обучения.

5. Путь в школу, дорожная обстановка в микрорайоне школы.

5.1.      Случаи дорожно-транспортных происшествий с детьми в районе, городе и т.п.

5.2.      Дорожные знаки в микрорайоне школы.

5.3.       Наиболее опасные для пешеходов места в микрорайоне школы.

 

Список литературы:

1.Распоряжения  Комитета по образованию от 12.04.2006 № 335-р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

2. Правила дорожного движения Российской Федерации утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090. (с изменениями на 08 апреля 2014 года)

3.Приказ МО и науки РФ от19.10.2009г. №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего  и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего  и среднего(полного) общего образования»;

4.Информационно-методическое письмо Комитета по образованию от 03.12.2008 № 04-5389/08 «Об организации деятельности образовательных учреждений по

совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»;

5.Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» для учащихся 1-9 классов(авторы: Мельникова Т.В., Данченко С.П., Форштадт М.Л. СПб АППО

 

6.Данченко С.П., Форштат М.Л. Дорожная безопасность. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. – СПб, «Лики России», 2008. – 80 с.

7.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / Серия «Здравствуй, школа!», - Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 160 с.

8.Добровольская А.П., М.Л .Форштат. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007. – 64 с.

9.Комитет по образованию Правительства СПб, ГОУ ДОД СПб ЦДТТ: «Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению ДДТТ и пропаганде безопасности дорожного движения в ОУ Санкт-Петербурга» - Санкт-Петербург, 2007.

10.Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программе «Школа безопасности». Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование молодежи» М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006 (№ 6) – 72с.

11.Методическое обеспечение конструктивного взаимодействия «Педагог-ученик» как фактор развития личности в учреждении дополнительного образования. Авт. И.М.Авсеева, Е.Ю.Баулина, СПб, 2002 – 14 с.

12.Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. М. 2006 – 47 с.

13.Михайлов Л.А., Форштат М.Л.. Учебное пособие по Правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007. – 72 с.

14.Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге и правилам дорожного движения (из опыта работы педагогического коллектива ГОУ «Начальная школа-детский сад»  №684 г. Санкт-Петербурга). Учебно-методическое пособие. СПб, 2002 – 39 с.

15.«О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения». Методические рекомендации для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Авт. М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова. – СПб, 2001 – 44 с.

16.Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Авт. М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков, СПб

17.Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Авт.-сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В., Якушечкина Е.В. Санкт-Петербург, АППО 2013 –175 с.

18.Сосунова Е.М., Форштат М.Л.  Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие / Дизайн обложки А.С.Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 160 с.

19.Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для 5, 6 класса. – СПб.: ИД «МиМ», 1998 – 112 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»