Здоровые дети – залог здоровья нации
(Работа с детьми во второй половине дня в соответствии с ФГОС)
Осокина Нина Викторовна
ГБОУ лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга
учитель биологии, педагог ОДОД
Здоровье человека, согласно определению ВОЗ, рассматривается как целостное многомерное понятие, включающее физическую, духовную и социальную компоненты. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей и их любовь и заботу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения сохранение и укрепление здоровья ребёнка рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности школы. Задачи обеспечения комфортных условий обучения, создание мотиваций и условий для здорового образа жизни ставятся в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Создание комфортной Школы на основе формирования образовательной среды и инфраструктуры, сохраняющей здоровье школьников и педагогов, эффективного использования здоровьесберегающих образовательных технологий организации образования – является одним из приоритетных направлений Стратегии развития системы образования г. Санкт – Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».
В нашем лицее накоплен немалый опыт здоровьесозидающей деятельности. Большинство из этих мероприятий проводятся во второй половине дня, т.е. после уроков. В соответствии с ФГОС нового поколения, многое делается для увеличения двигательной активности учащихся. Разнообразные программы здоровьеразвивающих направлений реализует ОДОД нашей школы: в нём работают объединения спортивно – туристического направленности, которые ведут активную работу по пропаганде здорового образа жизни и привлечению школьников к занятиям физкультурой и спортом. Зарничное движение, которое имеет в нашей школе богатую историю, вносит свою лепту не только в укрепление здоровья наших учащихся, но и организует досуг детей. Кроме организации физкультурно – оздоровительных и спортивно – массовых мероприятий, ОДОД решает задачи реализации системы просветительской работы по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью, развития системы внеурочной занятости детей. В лицее ведётся работа по созданию системы психолого-педагогической поддержки учащихся, склонных к асоциальному поведению, средствами дополнительного образования. Существует ряд мер психологического сопровождения, социальной защиты и помощи школьникам, поддерживается взаимосвязь лицея с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и другими организациями, решающими проблемы здоровья детей с особыми потребностями. Проводятся мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения, правонарушений, наркозависимости и др. Наши дети постоянно участвуют в районном конкурсе «Мир без наркотиков». На базе школы существует служба здоровья, обеспечивающая здоровьесозидающую деятельность. Служба включает в себя медицинских работников, психолога, социального педагога, логопеда, учителей физкультуры и технологии, педагогов дополнительного образования.
Формирование у учащихся навыков безопасного поведения в условиях мегаполиса – одна из основных задач школы. В лицее имеется план мероприятий по профилактике ДДТТ для детей, родителей и педагогов, цель этих мероприятий достигается всем коллективом: классными руководителями, учителями ОБЖ, педагогами ОДОД, вожатыми и другими педагогическими работниками. Это не скучные формальные мероприятия, а любимые детьми игры – соревнования, конкурсы рисунков, игры по станциям, конкурсы агитбригад, участие во Всероссийской акции «Внимание! Дети!», участие и победа в городском конкурсе КВН по безопасности движения.
Для повышения социальной адаптации учащихся уже в течение нескольких лет лицеисты участвуют в программе по толерантности: это и конкурс – фестиваль «Культурной столице – культуру мира», и посещение этнографических музеев города и храмов различных религиозных конфессий, что позволяет детям лучше узнать друг друга, уважать людей разных национальностей. Решая эту проблему, мы одновременно решаем и проблему укрепления здоровья наших детей, оберегая их от ксенофобии и разрушительного чувства ненависти к другим людям.
В заключение хочу сказать, что здоровье нации складывается из здоровья каждого из нас, от состояния здоровья наших детей зависит будущее нашей страны, а значит и нас с вами. От того, как мы общими усилиями будем решать проблему сохранения и укрепления здоровья, а главное, формирования особого отношения к здоровью, как к самостоятельной ценности, зависит наша с вами жизнь. Именно поэтому с самого раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе, к своему здоровью и здоровью своих родных и близких.